![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Потребительная стоимость товара как предмет товароведения. Взаимосвязь потребительной и меновой стоимости
1. Потребительная стоимость товара как предмет товароведения. 2. Меновая стоимость: сущность. 3. Взаимосвязь потребительной и меновой стоимости. Методические указания: Товароведение — понятие, производное от слов «товар» и «ведать» (знать). Дословная интерпретация — «знание о товаре». Связано с развитием товарного производства и потребностями торговли. Товар как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами: 1) меновой стоимостью; 2) потребительной стоимостью. Меновая стоимость — характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях Потребительная стоимость товара — полезность товара, его способность удовлетворять определенные, человеческие потребности. Потребительная стоимость свойственна всем продуктам труда, но проявляется она только при потреблении или использовании вещи, так как лишь при использовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность. Предмет товароведения — изучение потребительной стоимости продуктов труда. Товароведение в современном понимании – научная и ученая дисциплина, предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров народного потребления. Товары народного потребления — товары сельскохозяйственных, промышленных и кустарных предприятий, предназначенные для реализации в сфере обращения с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Цель товароведения — изучение потребительных стоимостей товаров народного потребления. Продукты труда — продукция, которая становится товаром при наличии товарного производства и товарного обращения. Потребительная стоимость продуктов труда подразделяется на индивидуальную и общественную. Объекты, обладающие индивидуальной потребительной стоимостью, — продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления. Объекты, обладающие общественной потребительной стоимостью, — продукты труда, произведенные для обмена или торговли с целью удовлетворения потребностей общества. Общественная потребительная стоимость единицы товара определяется как единичная потребительная стоимость. Потребительная стоимость общественного продукта, удовлетворяющего потребности определенных групп потребителей или всего общества, определяется как совокупная потребительная стоимость. Единичная потребительная стоимость — стоимость, связанная с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи. Совокупная общественная потребительная стоимость товаров — стоимость, которая создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Две стороны общественной потребительной стоимости товаров: материально-вещественная и социально-экономическая. Потребительная стоимость товара обусловлена присущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий. Содержание занятия: Работа с основными категориями темы «Потребительная стоимость товара как предмет товароведения. Взаимосвязь потребительной и меновой стоимости». Задания, вынесенные на занятия: · Опрос по теме «Товароведение: понятие, цели и задачи». · Подготовка докладов по теме «Взаимосвязь потребительной и меновой стоимости». · Составление кроссворда по основным категориям дисциплины.
Рекомендуемая литература: 6, 8, 12.
|