![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Основополагающие товароведные характеристики как важные критерии конкурентоспособности товаров
1. Понятие конкурентоспособности 2. Методы и элементы конкурентоспособности товара 3. Полезный эффект как критерий оценки конкурентоспособности 4. Системный подход к конкурентоспособности товара 5. Управлению конкурентоспособностью
Методические указания:
1. Конкурентоспособность предприятии — возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность товара — совокупность качественных стоимостных характеристик изделия, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Абсолютно конкурентоспособные товары — новые виды варов, не имеющих аналогов на рынке. Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара – формирование цели конкретной работы:
Основа для оценки конкурентоспособности — изучение рыночных условий. Изучение рынка — процесс по выявлению специализации рынка и его географического положения; емкости рынка и возможной доли предприятия на нем; товарных и фирменных структур на рынке; остроты конкуренции. Изучение конкурентов - процесс по определению основных конкурентов; торговых марок товаров-конкурентов; особенностей товаров-конкурентов; вида, свойств упаковки товаров-конкурентов; форм и методов сбытовой деятельности; методов стимулирования сбыта рекламными материалами. Изучение потребностей потенциальных покупателей - процесс по определению возможных покупателей с сегментации рынка; стандартных направлений и способов использования товаров покупателями; побудительных мотивов покупки товара данного вида; факторов формирования покупательских предпочтений; неудовлетворенных потребностей продукцией данного вида; традиционного способа осуществления покупки и совокупного спроса на сервисное обслуживание. Группы параметров: экономические, технические, нормативные. Технические и нормативные параметры, жесткие параметры — параметры назначения (классификационные технической эффективности, конструктивные), энергономические, а также параметры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодательным и др. «Мягкие» технические параметры — эстетические свойства товаров. Экономические параметры — показатели полных затрат] потребителя (цены потребления) по приобретению и использованию товара, определяемые его свойствами, а также условиями приобретения на конкретном рынке и использования. Основа анализа конкурентоспособности товара — определение набора потребительских параметров. Значение каждого параметра определяется экспертами, располагающими достаточным объемом надежной рыночной информации. Состав и содержание исходной информации, применяемой для расчета конкурентоспособности, зависят от рассматриваемого товара и значительно изменяются во времени. Один из этапов определения конкурентоспособности — выявление динамических характеристик исходных параметров, которые затем используются при прогнозировании конкурентоспособности. 2. Элементы конкурентоспособности товара: 1) ценовая конкурентоспособность товара — соотношение уровня цены с ценами аналогичного товара основных конкурентов; эффективность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, от политики конкурентов; привлекательность для потребителей скидок; 2) качество товара — технико-функциональные характеристики товара (функциональность, надежность, безопасность удобства в эксплуатации; пищевая, энергетическая, физиологическая ценность, безвредность, сохраняемость престижность продукции; 3) конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания Методы, применяемые при оценке конкурентоспособности: дифференциальный, комплексный или специальные. В результате проведения сравнения одним из методов дается конкретное заключение: · продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравнительном классе товаров; · продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке; · продукция полностью неконкурентоспособна в данном классе на конкретном рынке. Определение конкурентоспособности: конкурентоспособность товара устанавливают с точки зрения как потребителя так и производителя. Для потребителя эффект использования потребительских свойств товара должен превышать л на его приобретение и эксплуатацию. Для производителя выгоды должны перекрывать затраты, связанные с технологией и организацией производства товара. Для измерения конкурентоспособности анализируемого товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и объектов-конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов. 3. Полезный эффект — отдача объекта, интегрированный [показатель как система используемых в конкретных условиях ^частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Полезный эффект объектов измеряют в натуральных единицах, денежном выражении либо в условных баллах. Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный. Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно количественно измерить и спрогнозировать их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов. Формула количественной оценки товаров: Ка. о. = Е а. о. /Е л. о. где Ка. о. — конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке; Е а. о. — эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/единица стоимости; Ел о — эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке. Условия обеспечения конкурентоспособности товара: 1) развитие рыночных отношений и предпринимательства, улучшение планирования, международная действие механизма конкуренции и антимонопольного законодательства, направленность налоговой системы и кредитно-финансового механизма на рост конкурентоспособности; 2) обеспечение единства развития техники, технологии, управления, экономики; 3) рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат на продукцию; 4) использование передовых методов исследований и разработок; 5) создание системы обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителя. 4. Подходы к конкурентоспособности товара: • системный; • комплексный; • функциональный. Системный подход — подход, при котором сначала формируются параметры «выхода» товара или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. «Выход» должен быть конкурентоспособным по нормативам. Определение параметров «входе» — определение необходимых ресурсов и информации для этого процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения: 1) организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления); 2) параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона). Данная обратная связь является связующим каналом от системы (выхода) к изготовителю товара и поставщиком (входа) системы. Особенность: для обеспечения высокого качества «выхода» системы первоначально необходимо обеспечить высокое качество «входа», а потом высокое качество процесса производства. «Дерево» показателей эффективности товара – система показателей конкурентоспособности товара. Построение «дерева» показателей дает возможность повысить качество менеджмента конкурентоспособности товара. «Дерево» показателей эффективности товара включает шесть уровней показателей – от нулевого до пятого. Нулевой уровень показателей представляет собой эффективность товара: Е = Пс / Зс где П с — полезный эффект товара, Зс - совокупные затраты. Первый уровень состоит из суммарного полезного эффекта товара и суммарных затрат за жизненный цикл товара (ЖЦТ) Второй уровень включает обобщающие показатели качество товара и затраты по стадиям ЖЦТ. Пятый уровень включает факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкость товара. Оценку конкурентоспособности продовольственных товаров можно проводить на различных уровнях. Это зависит от самого товара и конкретной задачи. 5. Задачи, требующие решения в области определения конкурентоспособности товаров: • согласование интересов потребителей и производителей; • установление динамических характеристик исходных метров и на их основе прогнозирование конкурентоспособности товаров; • повышение достоверности прогнозов с учётом стохастической природы исходных показателей и показатели конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью — совок, мер по систематическому улучшению товара непрерывно поиску новых каналов его сбыта и совершенствования продажного сервиса. Управление конкурентоспособностью товара осуществляется на основе анализа и прогнозирования динами жизненного цикла товара, цикла прибыльности товара, воспроизводственного цикла товара. Жизненный цикл товара определяется между ними стандартами ИСО серии 9000 ос управлению качество продукции и включает: маркетинг, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); ОТПП (организационно-технологическая подготовка производства); изготовление; обращение; эксплуатацию и ремонт; замену и утилизацию. Особенность: значительная часть параметров, используемых в расчетах конкурентоспособности, имеет случайную природу, поскольку зависит от факторов, неизвестных заранее. Влияние международного фактора на конкурентоспособность продукции: мировой и внутренний рынки устанавливают уровень конкурентоспособности производимой продукции и являются «главными инспекторами», определяющими, конкурентоспособна ли данная продукция. Большое влияние на конкурентоспособность должна оказывать торговая (фабричная) марка — сочетание продукта и его «имиджа». Индивидуальность товара состоит из названия продукта, этикетки с логотипом, рекламы и других средств стимулирования сбыта и усиления образа товара.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий. Содержание занятия: Работа с основными категориями темы. Задания, вынесенные на занятия: · Опрос по теме «Основополагающие товароведные характеристики как важные критерии конкурентоспособности товаров». · Подготовка докладов по темам: 1) Конкурентоспособность и качество товаров: два уровня управления. 2) Престижность товаров в системе оценки их конкурентоспособности. 3) Имидж услуги: особенности формирования и восприятия. 4) Производственные факторы конкурентоспособности товаров: состав, характеристика и влияние на конкурентоспособность. 5) Рыночные факторы конкурентоспособности товаров: состав, характеристика и влияние на конкурентоспособность.
Рекомендуемая литература: 1, 9, 14.
|