Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экол-ое нормирование. Общая характеристика.
В процессе своей жизнедеятельности человек не может не воздействовать на состояние о/с, проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирований. Нормирование в области о/с среды заключается в установлении нормативов качества о/с, нормативов допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, иных нормативов в области охраны о/с, а также гос-ых стандартов и иных нормативных документов в области охраны о/с. Прав-ое значение состоит в том, что они явл-ся критерием оценки правомерного поведения суб-ов ЭПО. Прав-ая природа экол-го нормирования. Нормирование – нормативно – правовое закрепление результатов научных исследований, последствий антропогенного воздействия хоз-ой и иной деятельности на природу, которые становятся юридически значимыми, после их утверждения соответствующими органами власти в качестве экологического норматива. В основе нормирования лежат 3 показателя: 1) медицинский, т.е. пороговый уровень угрозы здоровью человека; 2) технологический, т.е. способность экономически обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни; 3) научно-техническое, т.е. возможность научно-технических средств контролировать пределы воздействия на о/с. Нормирование -это особый вид правотворческой деятельности спец-но уполномоченных на то гос-х органов в пределах их компетенции, позволяющей установить пределы допустимого вред-го воздействия на о/с с учетом современного развития науки и техники. Уполномоченным органом в сфере нормирования явл-ся Министерство природ-х ресурсов, которое утверждает экол-ие нормативы выбросов и сбросов загрязняющих вещ-в в о/с и лимиты природопользования. Нормирование в области охраны о/с осуществляется в порядке, установленном ФЗ, законами, Правительством РФ. В систему экологических нормативов входят: • нормативы качества о/с; • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние о/с; • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Будучи утвержденными специально уполномоченными гос-ми органами в области природопользования и охраны о/с в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на о/с, экологической экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и др. Согласно ст. 22 Закона об охране окружающей среды за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
20. Учет источников вредного воздействия на о/с. Учёт источников включает в себя такие процедуры как экологическое нормирование, оценка воздействия, экологическая экспертиза. Нормирование в области охраны о/с заключается в установлении нормативов качества о/с, нормативов допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, иных нормативов в области охраны о/с, а также гос-ых стандартов и иных нормативных документов в области охраны о/с. Нормирование – нормативно – правовое закрепление результатов научных исследований, последствий антропогенного воздействия хоз-ой и иной деятельности на природу, которые становятся юридически значимыми, после их утверждения соответствующими органами власти в качестве экологического норматива. Нормирование в области охраны о/с осуществляется в порядке, установленном ФЗ, законами, Правительством Российской Федерации. В систему экологических нормативов входят: 1) нормативы качества о/с; 2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние о/с; 3) нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Разработка нормативов в области охраны о/с включает в себя: -проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны о/с; - проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны о/с в установленном порядке; -установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны о/с; -осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны о/с; -формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны о/с; -оценку и прогнозирование экол-х, соц-х, экон-х последствий применения нормативов в области охраны о/с. Под оценкой воздействия на о/с (ОВОС) п.с. процедуру, в результате осуществления которой выявляются, аннулируются и учитываются прямые или косвенные последствия воздействия планируемой хоз-ой или иной деятельности на о/с с тем, чтобы принять решение о возможности ее осуществления. Оценка воздействия на о/с осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком м. б. как юрид. лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экол-го законодательства на стадии подготовки проекта. В механизме ЭП оценка воздействия на о/с выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экол-го вреда планируемой хоз-ой и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если гос-ая экол-ая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экол-х требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения. Под экол-ой экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хоз-ой и иной деятельности экол-м требованиям и определение допустимости реализации объекта экол-ой экспертизы.Экол-ая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на о/с и связанных с ними соц-х, экон-х и иных последствий реализации объекта экол-ой экспертизы. Таким образом, экол-ая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Порядок проведения государственной экологической экспертизы включает следующие стадии: а) представление материалов в Министерство природных ресурсов РФ или его территориальные органы на уровне субъектов РФ4 б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа); в) формирование комиссии гос-ой экол-ой экспертизы; г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения гос-ой экол-ой экспертизы; д) подписание и утверждение заключения гос-ой экол-ой экспертизы.
21. 21. Нормативы качества о/с. Нормативы качества-это нормативы, которые устанавливаются в соответствии с физ-ми, хим-ми, биологическими и иными показателями для оценки состояния о/с, и при обеспечении которых обеспечивается благоприятная о/с. Нормативы качества о/с устанавливаются для оценки состояния о/с в целях сохранения естественных экол-х систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества о/с относятся: 1) нормативы, установленные в соответствии с хим-ми показателями состояния о/с, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций хим-х веществ, включая радиоактивные вещества (ПДК); 2) нормативы, установленные в соответствии с физ-ми показателями состояния о/с, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла (ПДУ - установленные применительно к таким видам вред-го физ-го воздействия, как шум, вибрация, магнитные поля и др. вред-ые воздействия применительно также в отношении атм-го воздуха, воды и почвы); 3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния о/с, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества о/с (ПДК); 4) ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ): -нормативы предельно-допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в о/с; -нормативы предельно-допустимого уровня радиационного облучения населения. Данное нормирование осущ-ся путем утверждения фед-м органом испол-ой власти по санитарноэпидемиологическому надзору санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиоактивной безопасности, строительных норм и правил, правил охраны труда и инструктивных методических док-ов по радиационной безопасности. При установлении нормативов качества о/с учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. Нормативы качества о/с учитываются также при оценке воздействия планируемой хоз-ой деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Согласно экологическому законодательству нормативы качества о/с являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий).
22. 22. Нормативы допустимого воздействия на о/с. Нормативы допустимого воздействия на о/с устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на о/с хоз-ой и иной деятельности для юрид. и физ. лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на о/с: 1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; 2) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; 3) нормативы допустимых физ-х воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); 4)нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; 5)нормативы допустимой антропогенной нагрузки на о/с; 6)нормативы иного допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны о/с. Нормативы допустимого воздействия на о/с должны обеспечивать соблюдение нормативов качества о/с с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на о/с субъекты хоз-ой и иной деятельности в зависимости от причиненного о/с вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние о/с (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на о/с исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на нее, нормативов качества о/с, а также технологических нормативов. При установлении нормативов учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий. ПДВ - масса выбросов вредных веществ в единицу времени из определённого источника загрязнения атмосферы, создающая концентрацию, не превышающую уровень их ПДК для растительного и животного мира. ПДС – масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в соответствии с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Технологические нормативы — это нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в о/с в расчете на единицу выпускаемой продукции. Требования о нормировании вредного воздействия на состояние о/с распространяются на все источники такого воздействия. Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями – природопользователями. Затем они утверждаются специально уполномоченными гос-ми органами в области охраны о/с. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране о/с. Признаки нормативов допустимого воздействия: 1) нормативы допустимого воздействия, устанавливающие пределы объема выбросов и сбросов применительно к каждому источнику; 2) нормативы допустимых выбросов, сбросов, установленные на таком уровне, при котором производство выбросов и сбросов не приведут в превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки, не приведут к превышению нормативов качества и превышению технологических нормативов; 3) посредством установления нормативов допустимых выбросов и сбросов осуществляется регулирование выполнения нормативов предельно допустимой концентрации.
23. Иные нормативы в области охраны о/с. Действуют после их утверждения специальными органами власти.Иные нормативы: санитарно-гигиенические и градостроительные. Санитарно-гигиенические – основаны на нормативном закреплении показателей состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды (ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения). 1) Санит. правила – обеспечивают критерий безопасности или безвредности для человека вредных объектов, в том числе ПДК (нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния о/с, в т.ч. видов и групп растений, животных и др. организмов, используемых как индикаторы качества о/с) в воде, хим. веществ, микроорганизмов, а так же уровень радиационного фона. Устанавливают единые сан-эпид. требования к планировке и застройке городских, сельских поселений, продукции производственно-технического назначения, всех товаров для личных и бытовых нужд, продукции ввозимой на терр. РФ, питьевому водоснабжению населения; применительно в воздуху рабочих зон; 2) Нормативы санит. и защитных зон – определяют территориально пространственную сферу, в пределах которой допустимо вредное воздействие на о/с. а) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий. В дан. случае определяется территориально-пространственная сфера, в пределах которой допустимо вредное воздействие на о/с с учетом ПДК. Территория такой зоны предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов и создания санитарно-защитного барьера м/у территорией предприятия и территорией жилой застройки. Запрещается размещение объектов для проживания, строительства дачных, садовых участков, предприятий по производству пищевой продукции. б)округа санитарной (горно-санитарной охраны). Устанавливается применительно к особо охраняемым природным объектам и территориям. В составе округа санитарной охраны выделяется 3 зоны: -на территории 1-ой зоны запреается проживание и все виды хоз-ой деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием природных, лечебных ресурсов; - во 2-ой зоне запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха; -на территории 3-е зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и с/х организаций и сооружений. 3). Предельно допустимые нормативы применения агрохимикатов (ПДР). 4). ПДОК – предельно допустимые остаточные кол-ва химических веществ продуктов питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии. Градостроительные нормативы – составляют часть технических нормативов в строительстве. (ст. 9 – территориальное планирование).
24. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охраны о/с. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экол-х требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экол-х требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента: 1) установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг; 2) оценка их соответствия. При этом выделяются два вида требований в зависимости от их юрид. силы: обязательные и добровольные. Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защита экологических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования. В Законе о техническом регулировании прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов: 1)защита жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юрид. лиц, гос-го или муниципального имущества; 2) охрана о/с, жизни или здоровья животных и растений; 3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объектатехнического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержатьсятакже правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: гос-го контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и др. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории РФ. Законом о техническом регулировании предусматривается два вида технических регламентов: 1)общие технические регламенты – устанавливаются в отношении экологически значимых объектов технической регламентации; 2)специальные технические регламенты - устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.. Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и хар-ки процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме ЭП. Как мера охраны природы и экол-х прав граждан она имеет сходство с гос-ой экол-ой экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной гос-ой экол-ой экспертизы – проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным гос-ым органом в области экол-ой экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экол-ой сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экол-ой сертификации являются новая техника, материалы, вещества. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Проводится она на основании договора с заявителем. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может иметь целью установление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
|