Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и объекты гос-ой экол-ой экспертизы.
Экспертиза основывается на принципах: 1) презумпции потенциальной экол-ой опасности любой намечаемой хоз-ой и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экол-ой экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на о/с. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий; 2) обязательности проведения гос-ой экол-ой экспертизы до принятия решений о реализации объекта экол-ой экспертизы. Данный принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам гос-ой экол-ой экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на гос-ую экол-ую экспертизу; 3) комплексности оценки воздействия на о/с хоз-ой и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип обязывает органы и комиссии гос-ой экол-ой экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы; 4) обязательности учета требований экол-ой безопасности при проведении экол-ой экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества о/с, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экол-х требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды; 5) достоверности и полноты информации, представляемой на экол-ую экспертизу. Обязывает заказчика прежде всего обеспечить представление на экол-ую экспертизу достоверной и полной информации об ее объекте; 6) независимости экспертов экол-ой экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экол-ой экспертизы. Означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экол-ой экспертизе. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему; 7) научной обоснованности, объективности и законности заключений экол-ой экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы научно аргументированными. Содержание принципа законности заключений экол-ой экспертизы означает, что если в процессе проведения гос-ой экол-ой экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экол-м требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта; 8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экол-ой экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экол-ой экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при ее проведении; 9) ответственности участников экол-ой экспертизы и заинтересованных лиц за ее организацию, проведение и качество. Изложенный принцип означает, что в случае невыполнения ими правил организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования такого развития; -проекты прав-х актов нормативного и ненормативного хар-ра, норм-технических и инструктивно-методических док-ов, регламентирующих хоз-ую и иную деятельность; -технико-экономические обоснования и проекты строительства и реконструкции, расширения и ликвидации организаций; -проекты международных договоров; -материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на о/с; -проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицированные услуги; - все виды градостроительной документации. Минприроды образует экспертные комиссии по каждому конкретному объекту. Данные комиссии состоят из внештатных сотрудников и штатных сотрудников министерства.
31.Значение экол-ой экспертизы. Соотношение оценки воздействия на о/с и экол-ой экспертизы. Назначение ЭЭ: 1) обеспечение соответствия проектов хоз-ой и иной деятельности требованиям национального и международного (в случае оценки международных проектов) природоохранного законодательства экол-м стандартам и нормативам; 2) обоснованность выводам о допустимости реализации проекта как отвечающего требованиям устойчивого развития, циркулярности (т.е.относительной замкнутости, имитирующей безотходные процессы в экосистемах) и экол-ой безопасности и неспособного привести к неприемлемым последствиям для о/с и соц-эком-го развития общества; 3)всесторонняя оценка всех имеющихся альтернативных вариантов удовлетворения потребностей и выбор наиболее целесообразного с т.з. соц-экон-го развития. Соотношение: Общее 1) оценка воздействия и ЭЭ преследуют одни и те же цели и задачи, т.е. проанализировать и оценить возможное вредное воздействие на о/с, установить соответствие мер по предотвращению такого воздействия в предусмотренных проектах требованиям законодательства «Об охране о/с»; 2) документация не принимается на гос-ую ЭЭ без результатов проведения оценки воздействия; Различия 1) оценка воздействия проводится самим заказчиком на стадии разработки обоснованной документации до начала процесса проектирования; ЭЭ осущ-ся в отношении уже законченной проектной документации, которая представлена на экспертизу специальной экол-ой комиссией; 2)процедура проведения оценки воздействия – это обязанность заказчика обосновывающей документации; ЭЭ явл-ся одной из функций экол-го управления в сфере охраны о/с и проводится она Минприроды РФ. 32. Экономический механизм охраны о/с. В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды под экон-м механизмом охраны о/с следует понимать обеспечение планирования и финансирования природо-охранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в о/с, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны о/с. Экон-е регулирование охраны о/с осуществляется с целью формирования экон-го интереса в соблюдении экол-х требований законодательства РФ. Задачами этого регулирования являются: 1)планирование, финансирование природоохранных мероприятий; 2)предоставление экологопользователям налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране о/с и пр. Важными элементами регулирования экон-го механизма является планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по охране о/с.. Плата за экологопользование включает плату за использование отдельных видов природных ресурсов, воздействие на о/с. Плата за воздействие на о/с взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия. Средства, образуемые за счет платы за использование (отдельных видов природных ресурсов, направляются экологоподьзователями в Федеральный бюджет РФ и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экол-ие фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов. При получении права на реализацию проекта хоз-ой и иной деятельности заказчик должен получить лицензию на комплексное экологопользование, в которой определяются экол-ие условия ее осуществления на соответствующем земельном участке (акватории). 33. 33. Прав-ое регулирование платы за негативное воздействие на о/с. Плата за загрязнение о/с и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве о/с России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения о/с в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на о/с определяются в Законе об охране окружающей среды. Виды негативного воздействия: 1)выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; 2)сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3)загрязнение недр, почв; 4) размещение отходов производства и потребления; 5) загрязнение о/с шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6)иные виды негативного воздействия на о/с. Два вида платежей за: 1)выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 2) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. При этом под лимитами понимаются установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбросов и сбросов вредных веществ в о/с и размещения отходов производства. Исходными при определении платы за загрязнение являлись базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Устанавливались два вида базовых нормативов платы: 1)за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; 2)за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы за загрязнение о/с в пределах временно согласованных нормативов в 5 раз превышали платежи за загрязнение о/с в пределах допустимых нормативов. Плата за загрязнение о/с в пределах установленных лимитов определялась путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение о/с определялась путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на 5кратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывалась как сверхлимитная.
34. 34. Прав-ые меры экон-го стимулирования в области охраны о/с. В целях экон-го стимулирования эффективного природопользования и охраны о/с в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на о/с. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством. В земельном законодательстве экон-ое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Согласно ст. 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются: 1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; 2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хоз-ой деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах «их традиционного бытования»; 3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур; 4) некоторые другие субъекты. Лесным кодексом РФ (ст. 107) закреплены некоторые льготы по платежам за пользование лесным фондом. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождается широкий круг лиц - лесопользователей, включая: 1)участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; 2)инвалидов I и II групп; 3) пенсионеров, проживающих в сельской местности; 4)лиц, пострадавших от стихийных бедствий; 5)вынужденных переселенцев; 6) крестьянские (фермерские) хозяйства; 7)представителей коренных малочисленных народов. Закон о животном мире устанавливает экон-ое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления: 1) налоговых и иных льгот, предоставляемых юрид. лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; 2)предоставления юрид. лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; 3) премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства РФ об охране и использовании животного мира (ст. 54). Действие некоторых мер экон-го стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством РФ. Некоторые льготы установлены Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изм. и доп.). Согласно ст. 6 названного Закона в первые 2 года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие: 1)производство и переработку сельскохозяйственной продукции; 2) производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; 3)строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). При этом днем начала работы предприятия считается день его гос-ой регистрации. В 3 и 4 год работы малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль. Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50% от общего объема, адля предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50% от общего объема, — часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень регионов определяется Правительством РФ.
|