Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон






Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Прави­тельством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на ос­новании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздорови­тельных местностей и курортов установлен запрет или ограниче­ние в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечеб­ными свойствами. Специфической мерой сохранения природных факторов, бла­гоприятных для организации лечения и профилактики заболева­ний населения, на территориях лечебно-оздоровительных мест­ностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местнос­тей и курортов федерального значения, утверждаются Прави­тельством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительны­ми органами государственной власти субъектов РФ. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выде­ляется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объек­тов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведе­ние работ, загрязняющих окружающую природную среду, при­родные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на разме­щение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятель­ности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-сани­тарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователя­ми, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользова­телями и проживающими в этих зонах гражданами. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация оча­гов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользовате­лей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитар­ной) охраны. Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах за­прещается хозяйственная деятельность, отрицательно влия­ющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиеничес­ких и рекреационных функций. В состав около санитарной зоны – (3): 1. запрещено проживание и все виды хоз. деятельности; 2. запрещ. размещение объектов и сооружений не связанных с создание и развитием сферы курортного лечении и отдыха; 3. вводятся ограничения на размещение промышленных и с/х организаций, сооружений, осуществление хоз. деятельности. 3). Предельно допустимые нормативы применения агрохимикатов.

 

49. Под экологически не­благополучной территорией понимается участок территории, со­стояние окружающей среды которого соответствует установлен­ным в законодательстве критериям, необходимым для выделе­ния специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды. В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Под правовым режимом экологически неблагополучной терри­тории понимается совокупность правил об объявлении, обеспече­нии функционирования таких территорий и снятии их особого ста­туса. Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблаго­приятной окружающей средой. Что касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматривае­мых Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, то в отноше­нии таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявле­нии территории зоной чрезвычайной ситуации. Это решение презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об опреде­лении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоак­тивного загрязнения. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Прави­тельством РФ. В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обя­зательный медицинский контроль за состоянием здоровья населе­ния и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. В зоне проживания с льготным социально-экономическим ста­тусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающе­го медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологи­ческой защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской ката­строфой на применением контрмер. Наряду с мерами по физической и социальной защите челове­ка Законом (ст. 12) установлены меры по экологическому оздо­ровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязне­нию вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других, мер, направленных на оздоровление природной среды. В настоящее время реализуется Федеральная целевая про­грамма «Преодоление последствий радиационных аварий на пе­риод до 2010 года», утвержденная постановлением Правительст­ва РФ от 29 августа 2001 г.2 В ее структуре осуществляются подпрограммы «Преодоление последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС», «Преодоление последствий аварий на производствен­ном объединении «Маяк», «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях ко­торых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательст­вом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций Закон предусматри­вает создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов. Такие резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

50. Международное право окружающей среды — это сово­купность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рацио­нального использования природных ресурсов Земли и ох­ране глобальной окружающей среды от вредных воздей­ствий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предмет международного права окружающей сре­ды — международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой. В контексте развития и реализации международного пра­ва окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизвод­ства природных ресурсов, охраны природной среды от вред­ных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством: нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологиче­ски значимой информацией; контроля за состоянием природы; применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права. Субъектами международных экологических право­отношений считаются государства, международные правительственные и неправительственные организа­ции, а также в предусмотренных международными правовы­ми нормами случаях юридические и физические лица, ока­зывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах. Объект международно-правового регулирования охра­ны окружающей среды и природопользования — вся приро­да планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и ис­пользования таких объектов можно выделить несколь­ко категорий: международные природные объекты и ресурсы, на­ходящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за преде­лами континентального шельфа, космическое про­странство); природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя государствами или более. К таким объектам отно­сятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озёра, Каспийское море, пограничные природные ком­плексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных; национальные природные объекты и ресурсы. На­пример, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми» и озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и при­родного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные при­родные ресурсы, полностью находящиеся под на­циональной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными пра­вовыми нормами. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора. Источниками международного экологического права считаются международные договоры, соглашения, кон­венции, а также решения конференций, совещаний, хартии и заявления, носящие рекомендательный характер. Двусторонние соглашения: Соглашение между Правительством СССР и Прави­тельством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, 1972 г.; Конвенция между правительством СССР и правитель­ством Японии об охране перелетных птиц и птиц, на­ходящихся под угрозой исчезновения, и среды их оби­тания, 1973 г.; Соглашение между Правительством СССР и Прави­тельством Соединенного Королевства Великобрита­нии и Северной Ирландии о сотрудничестве в облас­ти охраны окружающей среды, 1974 г.; Соглашение между Правительством СССР и Прави­тельством Франции о сотрудничестве в области ох­раны окружающей среды (1974). Аналогичные согла­шения были заключены СССР с Бельгией (1975), Норвегией (1988), Швецией (1989), Канадой (1989), КНР (1989), КНДР (1987); Меморандум о взаимопонимании между Правительством СССР и Правительством Канады о научном сотрудни­честве в области исследований водных систем, 1989 г.; Конвенция между Правительством СССР и Правитель­ством Индии об охране перелетных птиц, 1984 г. К многосторонним соглашениям относятся: Конвенция по предотвращению загрязнения моря отбросами отходов и других материалов, 1972 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 1971 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 1972 г; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезно­вения, 1973 г.; Соглашение о сохранении белых медведей, 1973 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 1979 г.; Протокол 1985 г. о сокращении выбросов серы или их трансграничных отходов (по крайней мере, на 30%) к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Протокол 1988 г. об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных отходов к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Конвенция о биологическом разнообразии, 1992 г.; Конвенция об изменении климата, 1992 г.; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения, 1992 г.; Конвенция об охране среды Балтийского моря, 1992 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промыш­ленных аварий, 1992 г.; Конвенция по охране и использованию трансгранич­ных водотоков и международных озер, 1992 г. Основной источник права международных догово­ров — Венская конвенция о праве международных до­говоров от 23 мая 1969 г. Право международных договоров является предметом изучения и регулирования междуна­родного публичного права, при этом оно представляет собой самостоятельную отрасль международного права. Междуна­родный договор служит источником международного права, его заключают субъекты международного права (государства, меж­дународные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объ­еме физические лица) в письменной форме. Глобальные экологические ресурсы и системы стали пред­метом международного правового регулирования, к примеру в таких международных документах, как: Хартия океанов; Договор об Антарктике 1959 г.; Конвенция по предотвраще­нию загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва — Вашингтон — Лондон — Мехико, 29 декабря 1972 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.). Защита окружающей среды, экологии, человечества от негативного воздействия ядерного потенциала планеты ста­ла предметом международного правового регулирования в таких договорах, как: Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздей­ствия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.); Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.). Вопросы международно-правовой ответственности и воз­мещения ущерба международного экологического права со­держатся, например, в Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 ноября 1998 г. (Российская Федерация не участвует); в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (Конвенция об от­ветственности 1992 г.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал