![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностическое направление.
Цель: получение психологических данных для обеспечения процесса социально-психологического сопровождения. Диагностические данные обслуживают: • определение путей и форм оказания специальной психологической помощи обучающимся классов КРО; • выбор средств и форм психологического сопровождения в зависимости от структуры нарушения деятельности, поведения и психики ребенка. Полученные данные диагностики необходимо представлять в доступной для адресата (педагог, родитель) форме. Результаты диагностической работы должны позволять формировать гипотезы о прогнозе развития высших психических функций (ВПФ) ребенка и его психической сферы в целом (т. е. учитывать индивидуальную социальную ситуацию развития, а также Возрастные закономерности развития). Остановимся на особенностях диагностической работы. Дети, обучающиеся в классах КРО, имеют те или иные трудности овладения учебными навыками, трудности учета рамок и правил ситуации общения, характеризуются специфическим профилем развития когнитивных процессов с недоразвитием/повреждением звеньев отдельных функций или другими трудностями - неспособностью к продуктивному взаимодействию с окружающими (аутизация, психопатизация) и др. Поэтому диагностическая работа с учащимися классов КРО ставит своей целью скорее определение специфики и степени выраженности трудностей у ребенка, нежели разделение обучающихся классов КРО на подгруппы - «психологически благополучных» и «с трудностями обучения и развития». То есть диагностика определяет вариативность развития, выявляет ведущие трудности ребенка в их происхождении и структуре, которые требуют специальной психолого-педагогической работы. Формы диагностической работы: • обследование дошкольников на этапе приема в школу; • психологическое обследование (для классов КРО в индивидуальной форме, обязательное для 1, 4, 5 и 9 классов); • динамическая диагностика в процессе обучения и коррекционно-развивающих занятий со специалистами; • итоговая диагностика (позволяет определить эффективность работы или выявляет профиль возрастного развития психических функций у ребенка). В практической работе используются несколько уровней диагностического исследования: 1) экспресс-диагностика (выявление общих трудностей, возможных проблемных зон, необходимость сопровождения того или иного специалиста); 2) углубленная диагностика (выявление совокупности причин трудностей, более детальное раскрытие проблемы, использование наблюдения за ребенком в различных ситуациях развития); З) на основе углубленной диагностики совместное исследование причин трудностей через анализ и обсуждение в рамках консилиума разных специалистов (учителя, логопеда, психолога, дефектолога, врача-психоневролога). По результатам диагностики и анализа информации, полученной в ходе взаимодействия с педагогами и родителями, контингент обучающихся в классах КРО подразделяется на группы, со сходными специфическими задачами развития и психологического сопровождения. Результаты диагностики позволяют провести разделение детей по уровню необходимого психологического сопровождения: 1-й уровень - требуется динамическое наблюдение в течение года, психологическая адаптация детей к ситуации обучения. 2-й уровень - необходимость групповых коррекционных занятий, ориентированных на развитие преимущественно когнитивной сферы или преодоление нарушений эмоционально-личностного развития ребенка. В данном случае может потребоваться краткосрочная индивидуальная работа. 3-й уровень - требуется специальная индивидуализированная программа психологического сопровождения, направленная на корригирование специфических трудностей ребенка с привлечением родителей, других специалистов консилиума; разработка индивидуальной системы домашних заданий. Диагностический комплекс, используемый в работе с классами КРО, сформирован из нескольких блоков: • Краткое нейропсихологическое обследование (для обучающихся 1-4 классов КРО, проводится только квалифицированным специалистом). Цель: обнаружить сильные/слабые стороны ребенка, вскрыть качественную специфику проблем, механизм отставания в психическом развитии. Использование данного комплекса методик позволяет выявить «тонкие» отклонения ВПФ, особенности деятельности ребенка в соотнесении с работой определенных мозговых структур, функциональной организацией мозговой деятельности. • Исследование особенностей эмоционально-личностной и мотивационной сферы, сферы поведения (с модификацией для обучающихся 1-4 классов и 5-9 классов КРО). Цель: выявление состояний тревоги и стресса для определения эмоционально-личностных особенностей ребенка, его актуальной проблематики и устойчивых неосознаваемых паттернов реагирования, характер эмоционального отношения ребенка к другим, особенности образа «Я». • Исследование познавательной сферы (диагностика развития когнитивных психических процессов и их звеньев, а именно исследование памяти, внимания, работоспособности и уровня развития мышления). • Оценка мотивации к учебной деятельности (анкета). • Оценка поведения ребенка в процессе непосредственного наблюдения (по критериям «адекватность» и «критичность»). Диагностический комплекс подбирался с учетом информативности психологических методик, а также их компактности и возможности про ведения повторных исследований в динамическом наблюдении. Ниже при водится психодиагностический комплект для проведения психологической диагностики обучающихся классов КРО.
На основе данных диагностического обследования заполняются Представления на обучающихся (см. Приложение). Полученные результаты используются в выборе приоритетных направлений психологической коррекции.
|