Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция, дифференция), посадке учеников; новая модульная ученическая мебель. Принципы рассаживания учеников.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: • школьная парта (далее – парта); • столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные (далее – стол) в комплекте со стульями; • конторки. Столы и стулья, парты должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовую маркировку наносят на обеих сторонах видимых поверхностей стола и стула, парты в виде круга диаметром 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10 – 15 мм. В каждом учебном помещении устанавливается ученическая мебель двух-трех размеров в соответствии с ростом учащихся. Основные размеры ученической мебели должны соответствовать приложению 5 Санитарных правила 2010 года «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях». При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования: • столы и парты расставляют преимущественно в 3 ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше; • столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставят первыми; • столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении; Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за конторками). Рассаживание учащихся за ученической мебелью проводится с соблюдением следующих требований: • учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды; • учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон; • учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой; • не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту.
|