Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утомление школьников, причины утомления. Переутомление. Преодоление утомления.
Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. При длительной, интенсивной работе в коре больших полушарий нарушается баланс между процессами возбуждения и торможения. Ослабевает внутреннее торможение. Первая фаза проявляется охранительным возбуждением, “растормаживанием тормозов” (по И.П. Павлову). Вторая фаза утомления, называемая охранительным торможением. При этом резко ослабевает процесс возбуждения в коре больших полушарий. Дети становятся равнодушными, не реагируют на повышенную интонацию и замечания учителя. Отмечается ухудшение слухового и зрительного восприятия. Главными причинами, вызывающими утомление учащихся, можно назвать следующие: · профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; · негативные особенности традиционной системы школьного обучения; · перегруженность школьных учебных программ; · переполненность классов учащимися (более двадцати человек); · несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах; · нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п. Для предупреждения утомления у учащихся необходимо проведение следующих мероприятий: · контроль расписания; · контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса; · разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности); · профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности; · профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.; · создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе; · дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников; · индивидуализацию домашнего задания; · выработку индивидуальной стратегии учебного поведения. Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия. Признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства); снижение иммунитета.
|