Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неврозы у детей и причины их возникновения. Профилактика неврозов.
Неврозы – это группа заболеваний, в основе которых лежат временные, т.е. обратимые нарушения нервной системы, возникающие под психотравмирующих воздействий. Неврозы представляют эмоциональные расстройства, возникающие преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, в коллективе, с товарищами. В этиологии неврозов основная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам: острым психическим воздействиям, сопровождающихся испугом; хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей, алкоголизм, конфликты в семье, школе); дефициту положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, одобрения. Возникновению невротических расстройств также способствуют: особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом, повышенная тревожность, склонность к страхам; соматическая и нервная ослабленность ребёнка; неблагоприятные социальные и бытовые условия. Различают несколько видов неврозов, которые отличаются как по своим симптомам, так и по причинам их возникновения, это – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз. Неврастения проявляется сочетанием повышенной возбудимости и раздражительности с чувством утомляемости и бессилия. Невротические проявления неврастении: раздражительная слабость; плохая переносимость резких раздражителей; нарушение активности и внимания; подавленный фон настроения, мнительность, вялость и снижение активности; частые головные боли, нарушение сна, функциональные расстройства внутренних органов. Истерический невроз. Основными причинами невроза являются непоследовательность родителей в воспитании ребёнка, гиперопека или гипоопека. У ребёнка возникает конфликт между завышенными притязаниями личности и реальностью. Проявления этого заболевания разнообразны и внешне напоминают различные заболевания. В младшем детском возрасте часто встречаются моторные припадки: падения с криком, плачем, ударами об пол и аффективно-респираторные приступы, истерическая рвота. Реже у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипостезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз), задержка мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (т.е. жалобы на боли в тех или иных частях тела) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов. Невроз страха или навязчивых состояний. Характеризуется проявлением разнообразных по содержанию и форме навязчивостей. При этом виде неврозов характерно чувства патологической неуверенности в себе, чувство психической слабости. Для данного вида неврозов (Невроз страха) типичны возрастные страхи у детей обоего пола. Депрессивный невроз. В его этиологии основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребёнка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом. Наблюдаются в подростковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступают подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражение лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. Меры профилактики неврозов. Основой профилактики неврозов является наличие «здоровых» отношений в семье, отсутствие противоречий в воспитании, наличие чётких правил для всех членов семьи, умение родителей принять ребёнка таким, какой он есть, не подавлять его врождённой натуры, темперамента. Необходимо способствовать формированию уверенности в себе личности, избегать укоренения различного рода комплексов неполноценности, которые закладываются именно в детском возрасте. И что ещё более важно для родителей в воспитании ребёнка – это компенсация слабых черт у ребёнка его сильными чертами. Внимательное отношение к ребёнку с первых дней его рождения, забота о нём, учёт объективных и субъективных факторов, влияющих на психоэмоциональное развитие, окажет благотворное воздействие в укреплении его физического и психического здоровья.
|