Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральные законы, как источники
Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное р ешение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения Потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Закон об охране окружающей среды состоит из 16 глав, 84 статей: гл. I «Общие положения» (ст. 1—4); гл. II «Основы управления в области охраны окружающей среды» (ст. 5—10); гл. III «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды» (ст. 11 — 13); гл. IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» (ст. 14—18); гл. V «Нормирование в области охраны окружающей среды» (ст. 19—31); гл. VI «Оценка воздействия на окружающую среду» (ст. 32, 33); гл. VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» (ст. 34—56); гл. VIII «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций» (сг. 57); гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» (ст. 58—62); гл. X «Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)» (ст. 63); гл. XI «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)» (ст. 64—69); гл. XII «Научные исследования в области охраны окружающей среды» (ст. 70); гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» (ст. 71—74); гл. XIV «Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области окружающей среды» (ст. 75—80); гл. XV «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» (ст. 81, 82); гл. XVI «Заключительные положения» (ст. 83, 84). Таким образом, Закон об охране окружающей среды охватывает широкий круг вопросов регулирования отношений но использованию и охране природных ресурсов, предупреждению экологических правонарушений, государственному мониторингу, контролю в области охраны окружающей среды, ответственности за экологические правонарушения. По сравнению с ранее действовавшим законодательством Законом об охране окружающей среды предусмотрено много новых норм и требований, тем не менее он вызывает обоснованную критику общественности за утрату некоторых позитивных положений, в результате чего произошло снижение эффективности закона, уровня его требований к охране природы в условиях рыночной экономики. Вместе с тем нельзя отрицать важного практического значения Закона об охране окружающей среды, поскольку в нем нашла отражение Концепция всестороннего (комплексного) регулирования отношений по охране окружающей среды. Появились конкретные нормы об оценке воздействия намечаемой (проектируемой) хозяйственной деятельности на окружающую среду, об экологической сертификации, аудите, нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды, юридических критериях экологически обоснованного проектирования и строительства объектов с учетом новых научно обоснованных технологий. Необходимо отметить такое полезное для практики положение Закона об охране окружающей среды, как установление персональной ответственности руководителей и членов государственных и иных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства (ст. 58). Закон запрещает совмещать функции государственного экологического контроля и хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65). При приватизации и национализации имущества, что является нередким Закон об охране окружающей среды и дополняющее его федеральное экологическое законодательство, составляющие целую систему, при их неуклонном исполнении в состоянии обеспечить оптимальный уровень охраны природы. По содержанию и направленности федеральные законы в области экологии можно разделить на три крупных блока. 1. Законами общего характера являются Федеральные законы: «Об экологической экспертизе», О радиационной безопасности населения», «О защите населении и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-энидемиологичес ком благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О специальных экологических программах реабилитации радиацнонно загрязненных участков территории», «Об отходах производства и потребления. 2. К законам об охране и использовании природных объектов и комплексов относятся Федеральные законы: • Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и Курортах», от 19.07.1998 № ИЗ-ФЗ «О гпдрометеорологи ческой службе», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 3. Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охватывают в значительной своей части вопросы организации хозяйственного использования. К ним относятся ЗК, ВК, ЛК и Федеральные законы: «О недрах», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 26.06.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», а также Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
|