Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологические права и обязанности граждан, экологическая правоспособность и дееспособность
Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным правом каждого человека является право на жизнь. Это право предусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах. На этом фундаментальном праве базируются все иные права человека, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологические права человека. ✓ на благоприятную окружающую среду; ✓ достоверную информацию о ее состоянии; ✓ возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона " Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природноантропогенных объектов, и параметры которой соответству ют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние благоприятной окружающей среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В систему нормативов качества окружающей среды входят: ✓ основные требования к нормировани ю качества окружающей среды (ст. 20 Закона); ✓ нормативы качества окружающей среды, установленные в соответствии: • с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы пре дельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; • физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; • биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; ✓ нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: • выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23 Закона); • отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); • физических воздействий на окружающую среду (ст. 25 Закона); • допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона); • допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27 Закона); • иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона); ✓ требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ✓ ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; ✓ порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона); ✓ лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 30 Закона); ✓ экологическая сертификация (ст. 31 Закона). Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В части второй ст. 24 Конституции записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологические проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конститу цией установлена также ответственност ь за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41). Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информа ции зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля. Федеральный закон " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований указанного Закона, а также невозможность ограничения доступа к информации о состоянии окружающей среды. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Закон " Об охране окружающей среды" конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Права и обязанности (полномо чия) граждан в области охраны окружающей среды установлены ст. 11 Закона " Об охране окружающей среды". Права граждан. ✓ создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; ✓ направлять обращения в ор ганы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; ✓ принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству акциях; ✓ выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; ✓ оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; ✓ обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; ✓ предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; ✓ осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Обязанности граждан: ✓ сохранять природу и окружающую среду; ✓ бережно относиться к природе и природным богатствам; ✓ соблюдать иные требования законодательства.
|