Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-технические документы как источник
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация. Под нормированием в области природопользования и охраны земель понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Стандартизацию Закон РФ от10 июня 1993г. " О стандартизации" определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: · безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; · качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии; · единства измерений; · экономии всех видов ресурсов; · безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Правовой характер нормативов и стандартов проявляется в том, что они должны соблюдаться всеми природопользователями. В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области нормирования и стандартизации в связи с землепользованием и охраной земель. В числе основных следует назвать Закон РФ " О стандартизации", природоресурсное законодательство: Земельный, Лесной, Водный кодексы, а также Федеральный Закон РФ " Об охране окружающей среды" 2002г. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992г. Общее определение государственных стандартов содержится в Законе РФ " О стандартизации" 1993г. в соответствии со ст.7 указанного Закона " государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации". Государственные стандарты должны содержать: · требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности требования техники безопасности и производственной санитарии; · требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; · основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции; · правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы. Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Содержание требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают. Это означает, что применительно к различным видам деятельности, различным объектам природы, вовлеченным в сферу хозяйственного использования, различным видам продукции и услуг могут вырабатываться и приниматься государственные стандарты различной направленности, но которые в совокупности должны составлять единое целое, исключающие внутрисистемные противоречия. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. Все нормативы (стандарты) качества природной среды (в том числе земель), с точки зрения ее охраны и защиты от различного вида загрязнения принято подразделять на три группы. Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ - химических, биологических, физических воздействий и др., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов - определить показатели качества природной среды применительно к здоровью человека. Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют эту группу нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. К экологическим нормативам могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным, передвижным) с целью охраны окружающей среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны окружающей среды. В третью группу нормативов входят так называемые вспомогательные нормы и правила. Их главная цель состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании природоресурсных отношений. В качестве примеров ГОСТов, имеющих непосредственное отношение к землепользованию, можно назвать: ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации. В соответствии с ст.1 Закона РФ " О сертификации продукции и услуг" 1993г. сертификация - это процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях: · создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; · содействия потребителям в компетентном выборе продукции; · защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); · контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; · подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Законом РФ " О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992г. Госстандарту России был придан статус головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), в функции которого входят установление контроля за соблюдением правовых требований в этой сфере. В мае 1992г. Госстандарт России ввел по всей стране Систему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательной сертификации, разработанную с использованием опыта зарубежных стран. Сертификация может носить обязательный либо добровольный характер. Перечень видов продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, установлен постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. №5 " О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации". Примером может служить обязательная сертификация древесины, отпускаемая на корню, и второстепенных лесных ресурсов, проводимые в соответствии со ст.71 Лесного кодекса РФ. К числу иных нормативно-технических планов, которые имеют непосредственное отношение к землеустройству и которые также относятся к числу источников земельного права при их закреплении в нормативных правовых актах, можно, в частности, отнести положения Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми проекты городских и сельских поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) (ст.36). в ст.37 Градостроительного кодекса указано, что при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности.
7. Нормы и правоотношения: классификация Нормы экологического права — это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и испол ьзования окружающей среды. Различают нормы. ✓ отраслевые — охрана и использование таких приро дных объектов, как земля, недра, вода, леса и т. д.; ✓ комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом; ✓ экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (административным, у головным, хозяйственным и т. д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающей среды. Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра- вовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы- приоритеты, нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона " Об охране окружающей среды"). Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Выделяют нормы-приоритеты трех уровней. отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. ✓ отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства; ✓ межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов; ✓ общие экологические приоритеты преследуют высшие цели — обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона " Об охране окружающей среды". Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования. Нормы-правила предусматривают экологические требования- императивы применител ьно к конкретной сфере эколо гиче- ских отношений. По содержанию экологические императивыподразделяются. ✓ на предупредительные; ✓ запретительные; ✓ обязывающие; ✓ разрешительные; ✓ восстановительные (компенсационные); ✓ карательные; ✓ управомочивающие; ✓ поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы — это основной комплекс эколого-пра- вовых норм. Цель запретительных императивов — не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается вво д в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена. Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае — природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонару шителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий. Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Федеральным законом " Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов. Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Экологические правоотношения — это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права. Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. Экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природопользования — самая обширная группа, куда входят экологические правоотношения в области. ✓ учета природных ресурсов. Правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга — земельного, водных объектов, лесов, а также кадастров, например, кадастра объектов животного мира и др.; ✓ разрешительной системы природопользования. Они касаются регистрации прав на природные объекты и сделок с ними; регистрации прав на осуществление тех или иных ви дов предпринимательской деятельности в сфере природопользования и др.; ✓ контроля за природопользованием. Помимо обще го экологического контроля выделяют правоотношения по осуществлени ю специальных видов контроля (земельного, водного, лесного и др.); ✓ охраны государством режима экологического благополучия. Они предусматривают применение судебной или административной защиты прав не только природопользователей, но и государства, его органов. Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них, в качестве одного из субъектов, государства и его органов, координирующих обеспечение экологического благополучия в стране. Экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы включают правоотношения: ✓ по приобретению природных объектов или элементов этих объектов в собственность; ✓ осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем приро дных ресурсов; ✓ прекращению права собственности на тот или иной природный объект посредством заключения сделок купли-продажи, мены, изъятия и принудительного выкупа нерационально используемых земель. Особенность этих правоотношений в том, что одной из сторон в них всегда выступает собственник земел ьного участка или находящихся на нем земельных ресурсов. Экологические правоотно шения в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования им либо в праве сервитута (права о граниченного пользования) соседним земельным участком. Данную группу правоотно шений, в отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, нел ьзя назвать абсолютными правоотношениями. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них приро д- ных ресурсов значительно уже правомочий собственника. Независимо от того, в какой сфере формируются экологическиеправоотношения их подразделяют на: ✓ материальные; ✓ процессуальные. Материальные экологические правоотношения складываются применительно к конкретным материальным объектам, подлежащим эколого-правовой охране. К числу материальных можно отнести, например, эколо гические правоотношения по проведению противопожарных мероприятий, объектом которых служит лесной массив и противопожарная безопасность в нем. Процессуальные экологические правоотношения предусматривают обеспечение порядка природоохранительной деятельности. Процессуальные экологические правоотношения формируются, например, в ходе обсуждения и согласования лесопользователями и представителями лесхоза планов прове дения противопожарных мероприятий. В перечне экологических правоотношений выделяют также: ✓ регулятивные; ✓ охранительные. Группу регулятивных — составляют экологические правоотношения, касающиеся непосредственно осуществления приро до- охранительных мероприятий. Охранительные экологические правоотношения складываются по поводу применения ответственности за невыполнение установленных законом норм и правил, предусматривающих требования по охране окружа ющей среды.
|