Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на благоприятную окружающую среду
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.
11. Право на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением Получение гражданином информации о том, что окружающая его среда неблагоприятная, создает предпосылку реализации права на возмещение экологического вреда. Под вредом как таковым понимается всякое умаление имущественного либо личного неимущественного блага. Экологический вред — это вред, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды. Это может быть вред как здоровью, так и имуществу. Состав последнего определяется общими нормами гражданского права, а вот состав первого следует уточнить. Прежде всего, он включает убытки (имущественного характера). Это, с одной стороны, реальный ущерб, т. е. расходы на восстановление нарушенного права: затраты на лечение и восстановление здоровья (что, если вдуматься, не всегда одно и то же), на уход за больным, на изменение места жительства, профессии и т. д. С другой стороны, имеется в виду упущенная выгода, т. е. доходы, не полученные в связи с утратой трудоспособности, а также то, что упущены профессиональные или какие-либо иные возможности. Кроме убытков подлежит возмещению также моральный вред, т. е. физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его права. Применительно к рассматриваемой ситуации речь идет о страданиях от необходимости лечения, изменения места и образа жизни, упущенной выгоды, невозможности иметь детей или риска рождения детей с врожденной патологией либо предрасположенностью к определенным заболеваниям. Экологический вред может быть возмещен в различных формах. Универсальной является исковая форма — когда возмещение производится в индивидуальном порядке на основании решения суда по иску управомоченного лица. Основанием для подачи иска является факт причинения вреда; размер возмещения определяется судом исходя из заявленного требования, т. е. возмещение производится только в том случае, если истцу удастся доказать факт причинения вреда, его обусловленность неблагоприятным воздействием окружающей среды и, в свою очередь, обусловленность последнего действиями ответчика. Административная форма возмещения экологического вреда обладает целым рядом отличий. Основанием для выплат является решение не суда, а обладающего необходимыми полномочиями органа законодательной либо исполнительной власти. В этом решении определяется категория лиц, в отношении которых имеются достаточные основания предполагать причинение им экологического вреда. По примеру возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, можно говорить о двух группах оснований: участие в определенной деятельности (ликвидация последствий катастрофы) либо проживание на определенной территории (подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы). Для всех лиц, входящих в одну категорию, размер возмещения одинаков, так как определяется по формальным признакам, без учета индивидуальных фактических обстоятельств. Еще одно принципиальное отличие в том, что источником выплат служат средства соответствующих бюджетов — в зависимости от уровня принятия решения о компенсации. Это обусловлено принципом ответственности государства за то, что происходит на его территории. Если оно допустило осуществление экологически опасной деятельности без надлежащего финансового обеспечения ответственности за причинение вреда, бремя этой ответственности ложится на него как на косвенного виновника. Третья форма возмещения экологического вреда — страховая. Возмещение производится страховой компанией на основании договора страхования при условии наступления страхового случая, которым в данной ситуации является причинение вреда. Выплаты производятся независимо от получения возмещения в других формах. В то же время принципиальным отличием данной формы от остальных, возможность применения которых возникает уже после причинения вреда, является необходимость предварительного совершения определенных действий, а именно — заключения договора страхования. Особенности последнего зависят от вида страхования. Определенные категории лиц подлежат обязательному государственному личному страхованию (в основном — от риска радиационного ущерба). " Обязательное" означает, что лицо не может быть допущено к осуществлению определенного рода деятельности до заключения договора страхования. " Государственное" — поскольку в осуществлении данного вида деятельности заинтересовано государство, страхование производится за его счет. " Личным" оно является в силу того, что страхованию подлежат интересы личности, связанные с жизнью, здоровьем и пенсионным обеспечением. Другие разновидности обязательного экологического страхования менее развиты. В ряду же разновидностей добровольного страхования следует упомянуть страхование ответственности. Имеется в виду ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда третьим лицам в ходе осуществления их деятельности.
|