Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Может ли у обыкновенной именной акции быть номинал в рублях и копейках (например, 6 рублей 27 копеек)?
Может. Главное, чтобы номинальная стоимость всех акций одной категории была одинаковой. Копейки только неудобно считать — и все. [2] Могут ли привилегированные акции быть другой номинальной стоимости, отличной от стоимости обыкновенных акций? Могут. При этом выгодно делать привилегированные акции большим номиналом, чем обыкновенные: таким образом решается задача привлечения дополнительных денежных средств без предоставления достаточных голосов (в случае, когда привилегированные акции становятся голосующими). [3] Как избежать эмиссионного дохода или налога на эмиссию акций (или как-нибудь оптимизировать эти затраты)? Эмиссионного дохода можно избежать путем продажи акций по номиналу. А налог на эмиссию можно уменьшить путем продажи акций намного дороже номинала. [2] Акции размещаются путем закрытой подписки. Рыночную цену (цену размещения) определил совет директоров. Вправе ли СД установить цену размещения выше, чем определено независимым оценщиком? В ФЗАО только два случая обязательного следования отчету независимого оценщика: п. 3 ст.34 ФЗАО — при оплате акций неденежными средствами, и п. 3 ст. 75 — при определении цены выкупа. В случае с размещением акций привлекать независимого оценщика к определению цены размещения нет необходимости, хотя он может быть привлечен. Цену размещения должен определить только СД 206 • Акционер против акционерного общества с учетом ст.77 ФЗАО. Одно ограничение для СД: цена, установленная им, не может быть меньше номинала. [3] ЗАО собирается сделать закрытую подписку. В обществе 2 акционера — юридических лица. Один владеет 90% акций, другой —10% акций, всего акций 10. Закрытая подписка будет производиться для акционера, у которого 90%. По сложившейся в обществе ситуации, при проведении собрания акционер, у которого 10%, будет голосовать против, следовательно, у него возникает преимущественное право. Допустим, выпуск зарегистрирован, и мы должны уведомить акционера о возможности удовлетворения своего преимущественного права. Возможно ли сокращение срока осуществления преимущественного права, если акционер у которого 10% акций либо написал отказ от приобретения, либо уже приобрел полагающиеся ему акции? Если акции размещать пропорционально среди акционеров, то не возникает преимущественного права, и акционера с 10% акций уведомлять не надо после регистрации ЦБ. Если он пропустит срок размещения ЦБ, то это уже его проблемы. [3] Наше ОАО собирается провести доп. эмиссию акций по закрытой подписке среди акционеров АО. Цель — размыть 20% гос. пакет. Акции решили эмитировать в 2 раза больше, при этом гос. пакет должен разбавиться до 5%. Хотелось бы получить краткую (ценю ваше время), но дельную консультацию. Пакет собирается скупить совет директоров. Как ему в этом помочь, чтобы не было проблем с регистрацией отчета? На данный момент он (СД) в совокупности владеет 65—70% акций + 20% гос. пакет + 5% на руках у акционеров (которые вряд ли захотят что-то покупать). И какую цену вы бы порекомендовали за 1 размещенную акцию? Может номинал (5 рублей)? По закону Вы эту операцию провести можете (2 5 % у РФ нет). Цену за дополнительную эмиссию устанавливает СД, но если доля государства превышает 2%, то необходимо при- Часть четвертая • 207 влечение независимого оценщика и заключение ФСФО для определения цены размещения. В п. 1, 3 ст. 7 7 ФЗАО сказано: «В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. В случае если владельцем более 2 процентов голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа». Государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (п. 12 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. №537 «О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению», на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (далее — ФСФО), которая и исполняет в настоящий момент функции государственного контрольного органа. Положением о ФСФО, утвержденным Постановлением № 537, прямо не установлено, что ФСФО может давать заключение только на основании отчета об оценке рыночной стоимости акции, но сотрудники ФСФО ссылаются на п. 29 Положения: «дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздо- 208 • Акционер против акционерного общества ровлением организаций, в том числе:... о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ — должников». Исходя из вышесказанного, предлагаю Вам заключить договор об оценке рыночной стоимости акции ОАО «...» с любым оценщиком, имеющим лицензию Министерства имущественных отношений Российской Федерации. После получения отчета об оценке необходимо сделать запрос в Территориальный орган ФСФО о даче экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости и решение совета директоров общества об утверждении цены размещения акции ОАО «...». У нас было два удачных проекта по проведению такой эмиссии. Сами делали оценку и эмиссию — все прошло «на ура». [3] При осуществлении закрытой подписки возникает вопрос: входят ли акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участие в голосовании по вопросу об увеличении УК посредством закрытой подписки, в круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение дополнительных акций? Получен следующий ответ из ФКЦБ: «Систематическое толкование п.1 и п.2 ст. 19 ФЗ РЦБ позволяет утверждать, что в п.2 ст. 19 идет речь не о круге лиц, фактически ставших приобретателями ЦБ в результате размещения ЦБ путем закрытой подписки, а о круге лиц, являющихся потенциальными приобретателями таких ЦБ. Таким образом, понятие «круг лиц», используемое в п.2 ст. 19 ФЗ РЦБ, включает в себя не только лиц, среди которых предполагалось осуществить размещение, но и акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании, которым в соответствии со ст.40 ФЗ «Об акционерных обществах» предоставлено право преимущественного приобретения размещаемых акций. Следовательно, если предполагается размещение акций путем закрытой подписки, и количество потенциальных приобретателей (лиц, определенных в качестве «подпис- Часть четвертая • 209 чиков» и акционеров, имеющих преимущественное право приобретения) превышать 500, то государственная регистрация такого выпуска в обязательном порядке должна сопровождаться регистрации проспекта этих ЦБ. Положение ФЗ о РЦБ о возможности регистрации проспекта ЦБ впоследствии (если регистрация выпуска не сопровождалась регистрацией проспекта) не относится к данной ситуации. Предоставление такой возможности обусловлено требованиями ст. 2 7.6 ФЗ о РЦБ, которыми ограничивается публичное обращение ЦБ до регистрации проспекта. [3] Можно ли производить продажу акций до регистрации отчета о выпуске? Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и ст. 27.6 Закона о РЦБ совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска запрещается. [3] Связан ли момент направления уведомления о преимущественном праве (ст. 41 закона об АО) с моментом государственной регистрации выпуска? Имеет ли право общество принимать денежные средства от акционеров (п. 2 ст. 41 ФЗАО) за акции не прошедшие государственную регистрацию, если уведомление произведено до государственной регистрации выпуска? Преимущественное право приобретения дополнительных акций, о котором извещается акционер, может быть им реализовано в любое время, начиная с момента извещения в срок, не менее 45 дней с этого момента. Соответственно, извещать можно только при возникновении возможности реализовать это право, то есть после регистрации выпуска. В соответствии с п. 6.4.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг уведомление о возможности осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг осуществляется после государственной регистра- 210 • Акционер против акционерного общества ции выпуска ценных бумаг и до начала срока их размещения в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества для направления сообщения о проведении общего собрания акционеров, или путем вручения такого уведомления каждому из лиц, включенных в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг. Извещение, направленное до государственной регистрации выпуска, надо считать ненадлежащим, а деньги, которые получило общество, были им получены по ничтожной сделке (сделки с акциями, выпуск которых не прошел государственной регистрации) и подлежат возврату. Теперь ищем выход из этой ситуации. Если извещение было направлено до выпуска акций, но сделки совершены со всеми «преимущественниками» после их выпуска и стороны по сделкам согласились с тем, что деньги, уплаченные до совершения сделки, принимаются в зачет по сделке, то ничьи права не нарушены и такая конструкция может устоять (в том числе и в суде). Но, согласитесь, что в данном случае общество, может быть, и хотело как лучше, а получилось как всегда. Общество размещает акции путем открытой подписки. Нужно ли на собрании акционеров принимать решение об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность? Если в процессе открытой подписки возникает необходимость совершения крупной сделки или сделки с заинтересованностью, то соответствующее одобрение должно быть получено до ее совершения. Пунктом 6.5.1 Стандартов эмиссии установлено, что для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки в регистрирующий орган представляются копии протоколов (выписок из протоколов) собраний (заседаний) уполномоченного органа эмитента, подтверждающих одобрение договоров по приобретению ценных бумаг, заключенных в ходе их размещения, соответствующих признакам крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Часть четвертая • 211 Мой клиент хочет скупить незарегистрированные акции ОАО, созданного в процессе приватизации. Как максимально обезопасить операции от признания их недействительными? Если Ваше ОАО создано в процессе приватизации, то выпуск акций зарегистрирован. Если в ОАО потеряли документы о регистрации выпуска акций, запрашивайте в финансовых органах, регистрировавших выпуски до ФКЦБ (у нас — департамент финансов). ФКЦБ может не иметь информации о вашем выпуске, однако отсутствие информации о регистрации не означает отсутствие регистрации. [2] Пункт 1 ст. 34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» устанавливает, что «дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты». Что это означает? Если ЗАО приняло решение о дополнительном размещении акций, то должен ли акционер, намеревающийся приобрести акции, оплатить дополнительные акции единовременно или он может перечислять деньги поэтапно? ФКЦБ и комментаторы ФЗАО рассматривают это как оплату 100% акций сразу при их приобретении. И это правильно, поскольку «размещение» (ФЗ о РЦБ) это — отчуждение акций эмитентом первым владельцам путем гражданско-правовых сделок. Единственный способ рассрочки — покупать в период размещения пакетами: купил одну — оплатил одну, купил вторую — оплатил вторую и т. Д.[2] Общество произвело выпуск дополнительных акций. В протоколе ОСА говорилось о тяжелом материальном положении общества и необходимости привлечения средств путем дополнительной эмиссии. Бухгалтерский баланс общества содержит данные о наличии у общества убытков на момент проведения ОСА. Согласно ст. 100 ГК РФ увеличение УК для покрытия понесенных убытков не допускается. Эмиссия незаконна? 212 • Акционер против акционерного общества В данной ситуации тяжелое материальное положение и факт понесенных обществом убытков ни в коей мере не указывают на то, что эмиссия проведена именно и непосредственно с целью покрытия убытков. Упоминание в протоколе ОСА о тяжелом положении — это «лирика», главное чтобы в отраженном в протоколе решении о размещении не было формулировок типа «для погашения убытков Общества увеличить уставный капитал...». [2] Наше Общество по закрытой подписке приобрело 90% акций другого ОАО. В реестре соответствующие записи сделаны, но акции пока еще не оплачены. Зарегистрирует ли ФКЦБ отчет о размещении ЦБ. Согласно п. 1 ст. 34 ФЗАО дополнительные акции, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты. Значит, размещенными будут только те акции, которые оплачены в течение срока размещения акций, установленного решением о выпуске. Не оплаченные к этому моменту акции не должны указываться в отчете. Регистратор при размещении акций по подписке должен требовать подтверждения оплаты для перевода акций на счет приобретателя. [3] При подаче документов на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска наше РО ФКЦБ требует документы, подтверждающие оплату размещенных ценных бумаг. В случае если размещение ценных бумаг произошло до оплаты, мы отказываем в регистрации отчета об итогах выпуска и аннулируем государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Да, Стандартами эмиссии не предусмотрено представление указанных документов, но есть Положение о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 4 марта № 11, согласно которому регистрирующий орган вправе запрашивать у эмитентов любую информацию, связанную с осуществлением ими эмиссий ценных бумаг (п. 12 Постановления). [3] Часть четвертая • 213 ОАО было зарегистрировано в 1993 г. Учредителями выступили государственное предприятие, акционерный банк и ТОО. Выпуск акций ОАО не был зарегистрирован. В1996 г. было принято решение о преобразовании ОАО в ЗАО с тем же уставным капиталом, который к тому моменту был оплачен полностью, и с теми же учредителями. В течение последнего года мы не можем зарегистрировать выпуск акций ЗАО, так как РО ФКЦБ России считает, что мы должны регистрировать выпуск акций, распределенных среди учредителей при учреждении ОАО (хотя на самом деле произошло «преобразование» ОАО в ЗАО и по передаточному акту все права и обязанности были переданы вновь созданному ЗАО). Подскажите, пожалуйста, как правильно нужно было указать в решении о выпуске ценных бумаг способ размещения: а) распределение среди учредителей при учрежде б) конвертация акций ОАО в акции ЗАО с другими Возникает вопрос, акции какого общества необходимо регистрировать. По нашему мнению, так как смена формы акционерного общества не является реорганизацией в форме преобразования (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 4/8 от 02.04.97 г.), то в данном случае допускается регистрация выпуска акций, распределенных среди учредителей при учреждении, но уже в форме ЗАО. Однако в решении о выпуске ценных бумаг необходимо пояснить, что первоначально акционерное общество было образовано в форме открытого акционерного общества. Разъясните, пожалуйста, ст. 40 ФЗАО. Если дополнительный выпуск размещается по закрытой подписке только среди акционеров, пропорционально количеству имеющихся у них акций, но размещается не среди всех акционеров, а только среди их части, то у остальных акционеров возникает преимущественное право приобретения акций? 214 • Акционер против акционерного общества Если не среди всех акционеров, то нельзя считать, что соблюдена пропорциональность в том понимании, которое вкладывает закон. Право выкупа возникает у тех, кто не принимал участия в голосовании или голосовал против (вне зависимости от того, относится ли он к кругу лиц, среди которых происходит непропорциональное размещение или нет). [3] Помогите разобраться со ст. 80 Закона об АО: распространяется ли обязательное предложение о выкупе акций, если более 30% приобретены в процессе эмиссии? Если все же да, то в какой момент надо отправлять это предложение? В указанной статье речь только о размещенных акциях. При приобретении 30% и более акций в ходе эмиссии ст. 80 ФЗАО не действует. Но, с другой стороны, после регистрации отчета они становятся размещенными и тогда, в соответствии с п. 2 ст. 80 ФЗАО в течение 30 дней надо давать предложение о продаже акций. Считаю, что вопрос этот ни ФКЦБ, ни судами полностью не урегулирован. [2]
|