Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное развитие. Наиболее характерными чертами личности человека средних лет являются реалистичность устремлений, повышенное внимание к ходу своей самореализации в






Наиболее характерными чертами личности человека средних лет являются реалистичность устремлений, повышенное внимание к ходу своей самореализации в профессиональной, семейной и личной жизни, борьба за пространство своего развития, повышенное внимание к состоянию здоровья, эмоциональная гибкость, тяга к стабильности в быту и пр. (А.В. Толстых). Согласно данным американского иссле­дования, люди среднего возраста (40—49 лет) считают, что их жизнь насыщенна, интересна, они чувствуют свою полезность и полны надежд на будущее. Однако они не так «счастливы» и оптимистично настроены, как двадцатилетние.

Средний возраст, по мнению ряда авторов, является периодом наибольшей тревоги, характеризуясь внутренним беспокойством, сознанием уходящего времени, стремлением к самореализации и высокому уровню компетенции в сфере своей деятельности. Это фаза депрессии, страха смерти, стресса и кризисов. Именно с 40-х годов человеческой жизни в биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Для самооценки сильным ударом является открытие, что жизненные силы уходят, появляют­ся первые признаки старения, начинают по-настоящему беспокоить различные болезни, становится неуклонно труднее делать и плани­ровать все самому. Для женщин на эти годы приходится, кроме того, отчетливо отмеченный конец репродуктивной фазы (менопау­за обычно наступает в возрасте от 48 лет до 51 года), что может вызывать изменения эмоционального и физического характера: возникают расстройство сна, головные боли, сердцебиения, колебания артериального давления и т.п. Женщина в данный период может испытывать чувство подавленности или ощущать себя менее женственной. Хотя в жизни мужчин не происходят какие-либо резкие изменения, многие из них в среднем возрасте испытывают сни­жение сексуальной активности, тревожность по поводу сексуаль­ных отношений и неудовлетворенность ими, а некоторые начинают жаловаться на чувство неуверенности, нервозность, усталость, подавленность, раздражительность (Г. Крайг).

Вместе с тем имеются работы, согласно которым возраст, близкий к 50 годам, может быть наилучшим: это время хорошего здоровья, автономии и относительной безопасности. Из 700 испытуемых 26-80 лет лишь женщины примерно 50 лет отзывались о собственной жизни как первоклассной (В. Митчелл, Р. Хелсон). Лонгитюдный эксперимент подтверждает подобные факты, выявляя у респонденток указанного возраста высокую оценку качества жизни и обнаруживая у них снижение -зависимости, повышение уверенности и решительности (Р. Хелсон). По ретроспективным отчетам пожилых престарелых, пятое десятилетие жизни чаще всего упоминается в качестве принесшего наибольшее удовлетворение (Д. Филд).

Самооценка субъекта средних лет и его удовлетворенность жизнью не остаются идентичными по сравнению со стадией ранней взрослости. Р. Крэндолл, обобщая результаты многих работ, заключает, что процент лиц, испытывающих неудовлетворенность жизнью, увеличивается начиная с 30 лет и достигает максимума в старческом возрасте. Позицию людей средней взрослости можно было бы передать формулой: «Я оцениваю себя относительно невысоко, но я принимаю себя и доволен достигнутым». В известном смысле первая часть формулы точнее отражает самооценку женщин, менее удовлетворенных собой: внешностью, интеллектом, личностными свойствами, семейным положением, менее счастливых; вторая - лучше передает самоощущение мужчин, более уверенных, счастливых и довольных своей работой и семьей, более удовлетворенных (Л-В. Бороздина, О.Н. Молчанова).

(?) Контрольные вопросы

1.С какой точкой зрения вы в наибольшей степени согласны: средняя взрослость — фаза стабильности, «начало конца» или «время расцвета»?

2. Чем текучий интеллект отличается от кристаллизованного?

3. Какое влияние оказывает опыт на когнитивное развитие в среднем возрасте?

4. Чем характеризуется период «опустевшего гнезда»?

5. Почему период средней взрослости является периодом наибольшей тревоги?

6. Чем отличается самооценка мужчин и женщин в период средней взрослости?

ф Тестовые задания

1. Одной из основных жизненных проблем людей среднего возраста, согласно Р. Пеку, является...

A. Эгоинтеграция — отчаяние.

Б. Ценность мудрости — ценность физической силы.

B. Дифференциация эго против поглощенности ролями.
Г. Трансценденция эго против поглощенности эго.

2. Текучий интеллект — это...

A. Показатель общего интеллекта (IQ).

Б. Способности, опирающиеся на накопленный опыт и знания.

B. Способности, используемые для научения чему-то новому.
Г. Творческие способности (креативность).

3. «Сгорание на работе» — это...

A. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

Б. Эмоциональные реакции (гнев, фрустрация и пр.), связанные с труд­ностями профессиональной адаптации.

B. Эмоциональное истощение, связанное с потерей работы.

Г. Эмоциональное истощение, связанное с тем, что высокие ожидания не оправдываются и прилагаемые большие усилия не вознаграждаются.

4. Период «опустевшего гнезда» — это...

A. Период в семейном цикле, который наступает после смерти родителей.
Б. Период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

B. Период в семейном цикле, связанный с переменой ролями между людьми среднего возраста и старшим поколением.

• Период в семейном цикле, связанный с утратой взаимопонимания супругами или со смертью партнера по браку.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал