![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи развития позднего возраста
В концепции Э. Эриксона старость связана с разрешением последнего психосоциального конфликта — целостность эго против отчаяния. Главная задача людей этого возраста состоит в нахождении смысла прожитой жизни, в принятии ее. Те, кто удовлетворен своей прожитой жизнью, считают, что жизнь имеет смысл, испытывают чувство полноты жизни и собственной целостности. Те, кто свою жизнь не принимает, видит в ней только ошибки, упущенные возможности, испытывает разочарование, чувствует отчаяние, никчемность. Р. Пек добавляет еще три основных дилеммы, которые должен разрешить человек пожилого возраста. * Дифференциация эго против поглощенности ролями. Если Трансценденция тела против поглощенности телом. Благополучное старение предполагает способность избегать чрезмерной сосредоточенности на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми оно сопровождается. Почти все старые люди болеют, однако некоторые остаются способными наслаждаться жизнью, окружающим миром, находить удовлетворение в человеческих взаимоотношениях, в собственной творческой активности. • Трансценденция эго против поглощенности эго. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (погружаться в «ночь эго»). Через детей, элементы культуры, друзей и близких человек может распространить собственные действия за пределы жизненного времени. Смерть неизбежна, но человек должен быть способен найти значение своей жизни в будущих поколениях, семье, идеях своих деяниях. А.Г. Лидере полагает, что ведущей деятельностью людей пожилого возраста является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую. Главной возрастно-психологической, смысложизненной задачей этого возраста является принятие своего жизненного пути таким, каким он был. Согласно модели развития взрослых Р. Хейвигхерста, задачами пожилого возраста являются: 1) приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья; 2) приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов; 3) приспособление к смерти супруга (и); 4) установление прочных связей со своей возрастной группой; 5) выполнение социальных и гражданских обязательств; 6) обеспечение удовлетворительных жизненных условий. Большую роль в адаптации к пенсионному образу жизни играют личностные установки по отношению к этому периоду. Процесс приспособления к выходу на пенсию проходит легче, если человек планировал свой уход, прогнозировал свою будущую «пенсионную» жизнь.
|