Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор современного рынка детских периодических изданий






Система советской детской периодики рухнула вместе с СССР. «В один прекрасный день нас всех просто уволили, – вспоминает гендиректор ИД “Веселые картинки” Инна Антипенко, – 22 журнала, не только мы с " Мурзилкой", но и " Вокруг света", " Техника молодежи", " Юный натуралист" и т. д. в один момент могли прекратить свое существование. Людям пришлось самостоятельно организовывать творческие объединения, выживать и продолжать издавать журналы для детей».

В том же году в страну пришел старейший в Европе датский издательский концерн Egmont International Holding и создал дочернюю компанию «Эгмонт Россия». Пока «Веселые картинки» и «Мурзилка» оправлялись от полученного удара, «Эгмонт» в полной мере воспользовался огромным детским интересом к героям западных мультфильмов, появившихся на российском телеэкране. Выпуская журналы по лицензиям Walt Disney, Mattel, BBC, Warner Bros, Hasbro, издательство быстро заняло лидирующие позиции на рынке.

Сейчас в России выходит в год чуть меньше 5 млн экземпляров изданий, рассчитанных на детей разного возраста. Оборот сегмента детской периодики (кроме коллекционных изданий) гендиректор ИД «Эгмонт Россия» Лев Елин оценивает в €100 млн при общем объеме российского рынка печати в €2 млрд. «Эгмонт» выпускает около 2 млн экземпляров детских журналов (чуть больше 40 % рынка) – это около 30 наименований, среди которых «Микки-Маус», «Играем с Барби», «Винни-Пух», «Трансформеры», «Шрек и его друзья», «Черепашки-ниндзя», «National Geographic», «Юный путешественник».

Есть и чисто российские проекты, запущенные с «нулевых»: журнал о животных «Тошка и компания», литературно-познавательный журнал «Простоквашино», развивающие «Смешарики» и «Лунтик», научно-популярные «Чудеса и тайны планеты Земля» и «Юный эрудит». При этом, как следует из прошлогоднего доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), интерес к журналам с отечественными персонажами растет. Так, среди лидеров продаж в минувшем году оказались российские бренды – «Смешарики» и «Лунтик». Очевидно, что эти журналы оказались наиболее стойкими благодаря сильной анимационной поддержке бренда, отмечают в ФАПМК.

Еще один крупный игрок, издательство «Комикс» («Человек-паук», «Люди Икс», «Фантастическая четверка»), занимает чуть больше 20 % рынка. Незначительные доли – у ИД «Эдванс Пресс» («Ну, погоди!», «Юла») и ИД «Веселые картинки», издающего также журналы «Эскиз» и «Филя». Все внимательнее к рынку детской печати присматриваются крупные книжные издательства АСТ и «Эксмо». Первое, к слову, уже выпускает «АБВГДейку».

Финансовые проблемы прошлого года не обошли стороной и детскую периодику. «В регионах многие журналы вынуждены переходить в разряд приложения или детской страницы в иллюстрированном еженедельнике, следуя за изменениями покупательной способности россиян», – отмечает Инна Антипенко. «У нас в отдельных случаях тиражи упали на 15–20 %, возвраты увеличились на 3–4 пункта», – рассказывает Лев Елин, – «Были проблемы и с некоторыми распространителями, что вело к директивному снижению тиражей издателями, чтобы не терять деньги». По его словам, в регионах, которые завязаны на градообразующих предприятиях (Челябинск, Тольятти, Нижний Новгород), фиксировалось самое большое падение спроса на детскую литературу – до 50 %.

«Жителям было совершенно не до детских журналов, – продолжает Елин, – ситуация заставила нас прекратить поставки в эти регионы из-за высокого процента возврата и слишком большой стоимости доставки».

«До кризиса у нас было пять журналов, а сейчас три, – сетует Инна Антипенко, – Знаете, я 25 лет в издательском деле и, наблюдая ситуацию изнутри, вижу, что кризис в широком понимании на самом деле начался для детских изданий в нашей стране значительно раньше. Причины, почему нам далеко до лучших тиражей советских времен, – катастрофическое падение грамотности населения, сокращение вообще детской аудитории и падение интереса к чтению».

Помимо прочего журналам приходится отчаянно бороться за детское внимание с интернетом, где появляются интересные проекты, рассчитанные на эту целевую аудиторию, к примеру «Страна смешариков» или «Мир Бибигона». Интерактивность здесь на порядок выше, чем в печатных изданиях. «Мы понимаем, что через три-четыре года большинство детей в России будет в сети, – считает Олег Ульянский, гендиректор проекта Tvidi.ru, запущенного в феврале прошлого года РБК и израильской компанией Twiggie, – Если мы сумеем их привлечь, у нас по охвату будет собрана аудитория больше, чем в любом другом медийном канале. Уже сегодня у нас суточная аудитория – 40 тыс. человек, 500 тыс. зарегистрированных пользователей. Если сейчас мы конкурируем с журналами, то в перспективе будем конкурировать с любыми детскими медиа, и с ТВ тоже».

Такие журналы, как «Мурзилка» и «Веселые картинки» неизбежно проигрывают тому же «Эгмонту». «Мы не можем себе позволить оплачивать ни наличие в розничных сетях, ни достаточно большой процент возврата, – объясняет Инна Антипенко, – Если к нам вернулся из продажи один экземпляр из пяти, это плохо, если два – катастрофа».

Как отмечает заместитель гендиректора «Эгмонт Россия» Александр Дяшкин, традиционные участники рынка, выпускающие один-два журнала, давно поставили крест на намерении попасть в сети супермаркетов, где отмечаются самые хорошие продажи. «Только за то, чтобы войти туда, нужно заплатить до 5 млн руб. – за так называемые маркетинговые услуги типа присутствия на полках», – говорит один из участников рынка. «Любое нормальное вхождение в сети начинается с цифры €100 тыс., – подтверждает Лев Елин, – Это доступно только главным игрокам».

По мнению экспертов, если у издательства нет в линейке как минимум пяти журналов, в розничных сетях ему делать нечего. Рынок непростой, с теневыми барьерами. Официальные цены известны, процедуры и договоры отработаны, скрываются только особые условия, признаются собеседники «Денег».

Отдельные крупные игроки предлагают распространителям двойную плату, если те обеспечат отсутствие в сетях журналов-одиночек, это обычное дело, утверждает Наталья Дубинина, гендиректор и главред ИПЦ «Клепа». «К примеру, владельцы компаний-распространителей откровенно признавались, что получили указание не брать «Клепу» в сеть. Также можно завести в киоск продукцию, но покупатель ее так и не увидит», – рассказывает Дубинина об особенностях системы дистрибуции.

Те, кто побогаче, могут себе позволить издержки, связанные с продвижением своих продуктов. Но и крупные издательства страдают от этих расходов. Из-за большого предложения на нынешнем рынке игрокам приходится воевать за места в киосках и магазинах. Причем, как утверждают все участники рынка, никаких преференций перед взрослыми изданиями детские журналы не имеют – все действуют на общих основаниях, ведь это бизнес. «Разумеется, издательствам, имеющим большие пакеты, проще договориться с распространителями и снизить цену их услуг», – отмечает Александр Дяшкин.

Таким образом, ситуация с розничным распространением журналов в настоящее время оставляет желать лучшего. Из-за торговых наценок стоимость журналов может оказаться втрое выше отпускной: «Мы отдаем наши журналы по 25–30 руб., а продают их по 70–80 руб. Это ненормально, это отпугивает потребителя», – считает Инна Антипенко. Нехватка оборотных средств привела к тому, что бывшие флагманы детской периодики «Веселые картинки», «Мурзилка» и журналы-одиночки сосредоточились на подписке, основные доходы от которой поступают из регионов, говорят представители журналов-ветеранов.

Одно из главных отличий детского бизнеса периодической печати от взрослого в том, что издания живут за счет рекламы только на 10–15 %, остальную часть дохода обеспечивают продажи. «Дети впитывают информацию как губки, эффективность ее восприятия на самом деле очень высокая. Но рекламодатели не в состоянии ее замерить в детском сегменте и потому считают рекламу менее эффективной, чем в родительской периодике», – размышляет Наталья Дубинина.

Между тем детские журналы живут дольше, чем взрослые: ребенок читает журнал медленно, возвращаясь к нему в течение месяца вместе с родителями, что издатели считают преимуществом, так как срок действия рекламы продлевается. Так или иначе, если в начале 2000-х гг. рекламный рынок исчислялся тысячами долларов, то сегодня, по оптимистическим оценкам некоторых игроков, он близок к €2 млн – правда, упал при этом на треть в кризис. Этот сегмент уже опробовали такие лидеры сегмента FMCG (товары повседневного спроса), как Danone и Nestle. А в «Веселых картинках» уже несколько лет размещается реклама продукции «Дж. Б. Кемикалс энд Фармасьютикалс Лтд» («Доктор Мом»).

На Западе детские журналы давно признаны достойнейшей рекламной площадкой. «В Германии, например, компания BMW выкупала разом десяток обложек, руководствуясь социологическими исследованиями, по данным которых вес мнения детей в семье при принятии решения о покупке машины доходит до 40 %, – рассказывает Лев Елин, – автопроизводитель, таким образом, играет на опережение и формирует лояльность к бренду с самых малых лет».

У нас же, отмечает Инна Антипенко, рекламодатели говорят: давайте пока подождем, вернемся к этому вопросу позже. Маркетинговые возможности детских изданий недооцениваются, и это естественным образом сказывается на их цене и массовости, отмечает заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК Геннадий Кудий.

Некоторые участники рынка в борьбе за выживание обращаются за помощью к государству в лице ФАПМК, которое рассматривает заявки издательств на получение грантов. «Правда, возможности у нас ограниченны, мы можем поддерживать только так называемые социально значимые проекты в печатных СМИ, а не сами журналы», – говорит Геннадий Кудий.

На сайте ФАПМК сказано, что в эту категорию входят «тематически однородные материалы, направленные на решение актуальных проблем российской действительности и реализацию государственных программ, в том числе на борьбу с терроризмом, коррупцией, экстремизмом, наркоманией; пропаганду спорта, семейных ценностей, “читающего образа жизни”, памятных дат истории Отечества; воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и духовного единства российского народа». В прошлом году ФАПМК выдало в виде субсидий на публикации такого рода 24, 5 млн руб., а это около 14 % того, что выделяют на всю периодику. Это хорошо и правильно, говорят эксперты, но крайне мало – капля в море, которая не решит судьбу журнала.

Однако любые тенденции рынка меркнут перед бурным ростом спроса на коллекционные издания – партворки. Впервые официально о них как о заметном явлении журнального рынка сообщалось в 2005 году в докладе ФАПМК, хотя в России они появились еще в начале 2003 года – на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии «Древо познания». Следом появились проекты ИД «NG-Премьер» («Узнай свою судьбу», «Волшебный клубок», «На рыбалку», «Комнатные растения»), а также англо-итальянских издательств De Agostini («Художественная галерея») и GE Fabbri Editions («Открой мир с Волли»).

Не все аналитики относят партворки к детской периодике, справедливо считая, что не меньшую тягу к коллекционированию имеют и многие взрослые. Кроме того, от журналов, выходящих регулярно, они отличаются ограниченностью серии: их выпускают, пока не исчерпается тема.

Идея издавать партворки зародилась около полувека назад в Италии. «Постепенно они стали популярными во всем мире. Контент одной серии переводится на несколько языков, адаптируется под конкретный регион и продается по всему миру, – рассказывает представитель крупного издательского дома, – Например, серия на английском языке покрывает все англоязычные страны, серия на испанском охватывает Испанию и Латинскую Америку, на португальском – Португалию, Бразилию. Русский язык – СНГ».

Сегодня, по данным ИД «Эгмонт Россия», объем рынка партворков уже приблизился к размерам сегмента традиционных журналов – под €100 млн. Детский рынок в России плотно держат De Agostini («Мировая авиация», «Животные нашей планеты», «Великие парусники». «Минералы. Сокровища Земли», «Наша история. 100 великих имен» и др.) и GE Fabbri Editions (The Dog Collection, «Твои веселые друзья зверята», «Ледниковый период. Коллекция животных» и др.). Эти компании работают в России через ИД «Бурда», который обладает эксклюзивными правами на продажу в России их продукции. «Дистрибуторы знают, что партворки – высокодоходные издания, и всегда с радостью берут тираж на реализацию», – утверждает коммерческий директор ИД «Бурда» Роман Дорошенко.

Выходят эти журналы обычно еженедельно или дважды в месяц и распространяются только в розницу. К каждому очередному выпуску прилагается подарок или предмет, непосредственно относящийся к теме проекта. «Выпуск новой серии на рынок поддерживается широкой рекламной кампанией на федеральных телеканалах, чтобы зацепить и привлечь максимальное количество стартеров – людей, которые будут эту коллекцию собирать», – рассказывает Александр Дяшкин.

Первопроходец в серии всегда стоит дешевле последующих номеров – часто даже меньше, чем производственные затраты на него. Второй партворк, как правило, вдвое дороже. Постепенно падает тираж, следуя известной разработчикам закономерности. В какой-то момент достигается точка окупаемости – это зависит прежде всего от затрат на рекламу. «Дальше вопрос в том, сколько продлится жизнь продукта, и в результате тираж с 1 млн может упасть до 20 тыс. экземпляров», – говорит Лев Елин.

О том, что собирание серий партворков может опустошить кошельки азартных соотечественников, предупреждают и эксперты, и коллекционеры на форумах в интернете и у себя в блогах.

В целом расходы на маркетинг и продвижение могут составлять до 40 % суммы запуска проекта – немногие российские издатели готовы на такие расходы. Кроме того, по признанию одного из участников рынка, монополисты просто не дают новичку спокойно выйти на этот рынок: «Сегмент партворков стараются держать довольно жестко. Когда мы проводили тестирование своего проекта, неожиданно в том же регионе пошла реклама, которая просто нас перебила. В появлении новых игроков никто не заинтересован».

Метод шквального огня, который используют, атакуя рынок детской печати, издатели коллекционных журналов, заставляет прочих игроков вкладывать в свою периодику подарки и поддерживать таким образом тиражи, неся дополнительные расходы. По мнению некоторых участников рынка, эта практика порочна: дети, получая новый номер издания, первым делом оценивают не журнал, а подарок. Российским издателям приходится играть с форматами, делать более дорогие варианты с игрушками, что в целом вызывает повышение цен. Тенденция налицо: все идет к тому, что скоро без подарка запустить новый журнал будет почти невозможно.

Так или иначе, успех бизнес-модели партворков признан всеми. При этом достойно ответить здесь Западу российские издатели пока не могут. Причины – колоссальные маркетинговые расходы, отсутствие опыта у отечественных игроков и действия монополистов, которые стараются не допустить в сегмент коллекционных изданий новых участников.

Впрочем, издательство «Эгмонт» в конце апреля начало продвижение собственного продукта, концепция которого несколько отличается от обычной идеи партворка. Речь идет о познавательном журнале «Великие победы» (проект рассчитан на 18 номеров), выход которого приурочен к 65-летию Победы. Издание рассказывает о знаменитых сражениях Второй мировой войны, стратегии, оружии, обмундировании. К каждому номеру прилагается набор пластмассовых солдатиков производства компании «Звезда», также для проекта она изготовила танки и самолеты. Есть и поле для игры.

«Мы не хотим заставлять людей собирать много и только после того, как все соберешь, получать удовольствие, – говорит Лев Елин, – Ребенок может начать играть сразу с первого номера. Сначала это будет простая игра, но с каждым номером у него будет больше солдат, техники, увеличится и игровое поле, появятся дополнительные правила».

Кроме того, издательство намерено отметить соответствующим проектом 200-летие Отечественной войны 1812 года.

 

§ 2. История журналов ИД «Веселые картинки»

Журнал «Веселые картинки» издается с1956 г. с периодичностью один раз в месяц. Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет и имеет полувековой опыт обучения детей и организации семейного досуга, служит своеобразным учебником юмора. Организовать досуг всей семьи помогают настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки, опубликованные на страницах журнала.[6]

Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову – популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег – академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал не просто стихотворение, а оду!

В большой семье советской

Журналов и газет

Сегодня самый детский

Журнал выходит в свет.

Его читатель тоже

Ещё довольно мал,

Но меньше и моложе

Читателя журнал.

Журналу и ребёнку –

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.[7]

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.

Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала – Карандаша, – придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ – забавного, доброго и веселого человечка, одетого в нарядную синюю блузу, с красным грифелем вместо носа. На голове красовался элегантный берет, а на шее – красный бант. Глядя на него и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 г. Журнал сразу стал невероятно популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» достиг 9 150 000 экземпляров.

Интересно и то, что «Веселые картинки» являлся единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре, не «литовалось». Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто нечего «литовать».

«Веселые картинки» был единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива – опубликовать портрет ген. секретаря в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции «Веселых картинок» пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1972 г. «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работала в журнале в течение многих лет.[8]

В 1977 г. главным редактором «Веселых картинок» стал замечательный художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, авторы «бульдозерной» выставки – Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

В 1979 г. Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др.

«Веселые картинки» входили в состав издательства «Молодая гвардия» и принадлежали ЦК комсомола, но в начале 90-х не стало комсомола, а потом и издательство решило отказаться от двадцати своих журналов. Все они в одночасье оказались свободными и выбрали разные пути: кто-то приглашал в состав учредителей бывших руководителей комсомольских организаций, кто-то – банки. Журнал был тогда преобразован в ТОО, и в состав его учредителей вошли члены трудового коллектива. Все это было сделано главным редактором Рубеном Артемовичем Варшамовым, замечательным художником, редактором и организатором, очень грамотно и вовремя. С того времени «Веселые картинки» существуют как самостоятельная издающая организация. Все журналы имеют свое лицо, принцип «Веселых картинок» состоит в том, чтобы использовать работы оригинальных художников. Хранителями лучших традиций являются в редакции Нина Ивановна Иванова, литературный редактор, который работает в «Веселых картинках» вот уже более 45 лет, и главный художник Сергей Петрович Тюнин, которого знает весь мир как одного из лучших карикатуристов.[9]

В 2000 г. главным редактором стала Инна Антипенко.

Антипенко Инна Васильевна родилась в Москве, окончила факультет журналистики в МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1987 года – литературный редактор издательства «Детская литература». С 1996 по 2000 гг. – заместитель главного редактора ИД «Веселые картинки». С 2000 года – генеральный директор и одновременно главный редактор журнала «Веселые картинки».[10]

С 1997 г. ИД «Веселые картинки» стал выпускать журнал о животных «Филя», в 1998 г. был выпущен журнал для подростков «Пампасы», в 2000 г. вышли журнал об искусстве «Эскиз» и журнал о путешествиях и путешественниках «Синдбад», в 2002 году – журнал о спорте и здоровом образе жизни «Трамплин».[11]

Лиля Пальвелева говорит: «По номерам " Веселых картинок" разных лет можно изучать историю книжной графики советского и новейшего времени. Качество иллюстраций здесь всегда было отменным, о чем и сейчас в " Картинках" не устают заботиться».

Инна Антипенко: «Самое главное, что нам удалось сохранить, – это традиции русского хорошего рисунка. Потому что у нас нет компьютерной графики, у нас все ручная работа. Художники, которые работают десятилетиями».[12]

В 2007 г. в журнале «Веселые картинки» появилась вкладка «Учимся вместе с Веселыми человечками». Рубрики «Занимательная геометрия», «Давайте сравнивать», «Назови любимый цвет», «Учимся считать» и другие веселые уроки составляют уникальный «Веселый учебник». Осенью 2006 г. журналу «Веселые картинки» исполнилось 50 лет.

«Кроме " Веселых картинок", мы издаем сегодня журнал о природе " Филя", журнал об искусстве " Эскиз", журнал о путешествиях " Синдбад". А в прошлом году выпустили первый в России детский журнал о спорте и здоровом образе жизни " Трамплин". Новый проект столкнулся с большими трудностями: себестоимость журнала высокая, требуется много оперативной работы, а цена должна оставаться на уровне большинства детских изданий. Ведь мы придерживаемся принципа, что детские журналы должны быть доступны всем. Тем не менее мы чувствуем, что потребность в таком журнале, как " Трамплин", есть, интерес к нему большой. Правда, все нас приветствуют, но помощи никто не предлагает. Мы знаем, что разработана государственная программа по пропаганде спорта и идей здорового образа жизни, и надеемся, что наше издание будет в этой программе участвовать»[13], – говорила И. Антипенко в интервью в далеком, ещё докризисном 2003 г.

Журнал «Эскиз» ИД «Веселые картинки» – это специализированное издание, которое способствует эстетическому развитию, служит пособием для уроков рисования и эстетического воспитания. В журнале «Эскиз» освещаются особенности архитектуры городов, рассказывается о крупнейших музеях мира, поднимаются вопросы живописи и скульптуры, говорится о различных видах народных промыслов, театре и кино, компьютерной графике и др., также публикуются творческие работы юных читателей.

Журнал, как уже было отмечено, издается с 2000 г. для детей среднего школьного возраста (11–14 лет). Журнал «Эскиз» издается периодичностью один раз в месяц; тиражом в 7000 экземпляров; объемом в 24 полосы. Имеет формат 215 x 285; полноцветную печать и глянцевую обложку. Журнал распространяется путем подписки по территории России, странам СНГ и Балтии.

Таким образом, современный специализированный журнал для детей среднего школьного возраста «Эскиз» как продукт издательского дома «Веселые картинки» имеет многолетние традиции (например, просветительство детей среднего возраста), которые тщательно хранит; солидную историческую почву. Все это позволяет журналу занимать прочное место среди многочисленных современных изданий и быть не просто традиционно востребованным юной публикой, но и уникальным по своему содержанию.


Глава 2. Редактирование журнала об искусстве для детей среднего школьного возраста «Эскиз»

 

§ 1. Работа редактора над содержанием журнала

При подготовке к изданию детского журнала редактору прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности читателя.Дети крайне восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Необходимо опираться на эту реальность, в статьях не отзываться слишком резко о картинах, которые нравятся или не нравятся авторам издания, и не навязывать юным читателям именно те произведения искусства, которые симпатичны взрослым. Когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы рассматривать картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие.

 

Журнал «Эскиз» рассчитан на детей среднего школьного возраста, а в этом возрасте детей привлекают следующие особенности:

· личность автора и главные этапы его биографии;

· история картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника;

· этапы построения картины – например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины;

· каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности;

· сколько времени ушло на создание картины;

· символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?);

· сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора;

· сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чем сходство? В чем различие?);

· связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь в качестве контекста материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить необходимые параллели, связь с определенными историческими событиями;

· стоимость картины и др.[14]

Также необходимо помнить, что у детей в этом возрасте становится меньше свободного времени. Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Тем важнее четко определить, с чем знакомить ребенка на страницах журналов, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или, напротив, вынужден выполнять лишние, дополнительные задания.

Помимо прочих особенностей издания по искусству для детей среднего школьного возраста авторы должны учитывать и тот факт, что в этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура – неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Думается, лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве передачи обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи, и т. д., т.е. сместить приоритеты на более значимые для искусства и живописи, тем самым не избегая «запретной» темы, а наоборот, воспитывая в ребенке чувство прекрасного.

История искусства для детей в этом возрасте – область слишком общая, слишком отвлеченная, а вот история конкретного художника обычно вызывает живейший интерес. Поэтому стоит описывать чью-нибудь персональную выставку или музей, наиболее полно представляющий творчество определенного мастера, даже если он не посвящен ему целиком. Детям понравится мысль о том, что художник – это тоже своего рода «звезда».

В построении содержания необходимо двигаться от общего к частному. Сначала – общие соображения относительно произведений искусства, затем вопросы, связанные с творчеством художников, далее разговор о сюжетах произведений. Рассматривать тематику искусства в исторической последовательности, начиная со Средних веков. Например, в живописи вначале обсуждать религиозные сюжеты, портрет, мифологию и историю, пейзаж и, наконец, сцены повседневной жизни и изображение предметов. Особо говорить о современном искусстве, что вполне естественно: восприятие искусства XX века связано с определенными трудностями и порождает массу проблем.

В данном параграфе нами был определен круг конкретных задач, которые предполагает работа редактора над детским периодическим изданием по искусству, далее обратимся непосредственно к анализу журнала «Эскиз».

 

§2. Концепция детского журнала об искусстве «Эскиз»

Особенности специализированного детского журнала, как особого подвида детской периодики, я рассматривал на примере журнала ИД «Веселые картинки» – «Эскиз».

Журнал «Эскиз» – это журнал даже не столько для детей, сколько для родителей, которые хотят приобщить своего ребенка к настоящему искусству с самого детства.

Журнал представляет собой иллюстрированное развлекательно-познавательное издание. Формат 215x285. Объем: 24 полосы. Тираж: 7000 экземпляров. Периодичность – один раз в месяц. Журнал выходит уже на протяжении десяти лет. За это время он зарекомендовал себя на рынке как издание, соответствующее мировым стандартам журналистики и издательской деятельности, благодаря общепризнанному профессионализму художников, редакторов и авторов текстов из «Веселых картинок». Интересен тот факт, что, по словам главного редактора Инны Антипенко «Эскиз» оформляется художниками без использования компьютерных средств, по всем правилам «Веселых картинок».

Чтобы понять, почему журнал «Эскиз» такой успешный, рассмотрим концепцию его создания.

Антонова определяет концепцию издания «как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которые складываются в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик»[15].

На основе концепции формируется модель будущего издания. Как уже говорилось выше, за долгое время своего существования у детских журналов сложилась определенная модель издания, а значит и четкая концепция. Кстати этот же факт позволяет утверждать, что информационное наполнение и оформление изданий очень похожи, что подтверждается на практике, при их сравнении.

 

 

Концепция издания определяется на основании следующих признаков:

· функциональное назначение;

· читательский адрес;

· характер информации;

· конструкция издания.

 

Рассмотрим концепцию журнала «Эскиз» с учетом приведенных пунктов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал