Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа Савваитов.






На первом месте, бесспорно, должен быть поставлен св. Андрей Критский [43] или Иерусалимский [44]. Года жизни его: 650-726. Его перу принадлежат:

1. Великий Канон, читаемый в первые четыре дня Великой Четыредесятницы и на утрени четверга V седмицы Поста. Ве­ликим назван потому, что содержит до 250 тропарей. Это са­мое знаменитое его произведение и его можно считать одним из самых лучших творений мировой литературы.

2. Трипеснцы на Повечерии Недели Ваий, равно как и Трипеснцы в первые четыре дня Страстной Седмицы.

3. Каноны на Лазареву Субботу, в неделю Жен Мироно­сиц, на Рождество Богородицы, на св. Иоанна Крестителя и др.

4. Самогласные стихиры на Рождество Христово, Воздви­жение, Сретение, Петров День и ев, Андрея Первозванного.

Св. Иоанн Дамаскин (+ 745) — не менее знаменитый поэт, чем Андрей Критский. Если Андрей явился первым гимнографом в области канонов, то св. Иоанн. Дамаскин в этом на­правлении сделал большие шаги. Он гораздо плодовитее св. Андрея. Каноны его, как это уже указывалось, короче Андрее­вых: он не выдерживает числа тропарей в песнях, как это де­лал Андрей; он удаляется и от библейских тем; он свободнее в выражениях; он заимствует часто из творений св. Григория Богослова; по форме он известен как любитель классической поэзии. Ему принадлежат знаменитые три канона в форме ям­бических триметров, очень трудных для понимания, витиева­тых. Нельзя ему приписать составления всего Октоиха цели­ком, как это раньше делалось, просто потому, что ряд песнопе­ний в нем надписаны именами других авторов[45], а также потому, что стиль Октоиха вовсе не одинаков, не выдержан и изобли­чает разных составителей. Дамаскину принадлежат:

Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Пятиде­сятницу (ямбические триметры),

2. Каноны на Пасху, Вознесение, Преображение, Благове­щение, Успение, на памяти свв. апостолов и святителей: Ва­силия Великого, Григория Нисского, Ипполита, Епифания, Зла­тоуста и многих преподобных и мучеников, в частности — канон в честь преп. Романа Сладкопевца.

Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известный еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалим­ской Лавре св. Саввы. Умер около 743 года. Ему принадлежат:

 

  • Каноны на Успение Богоматери, на Рождество Христо­во, на Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и в особенности замечательный канон на Вход Господень в Иерусалим.
  • Вообще же он вместе с Дамаскиным писал упомянутые каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, дру­гой же повествовал о его внешних особенностях.
  • Трипеснцы на первые дни Страстной седмицы.
  • Канон на Великий Четверток, замечательный по мыс­лям и форме.
  • Четверопеенец на Великую Субботу, впоследствии до­полненный до объема девятипесненного канона.
  • Каноны на дни: св. Григория Богослова, Иосифа Обручника, Давида царя, вмуч. Георгия и др.

 

Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обреза­ние Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.

Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829-842), хотя и не является “савваитом” в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхожде­нию может быть причислен к той же группе. Он написал:

Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал