Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности






Роль и назначение государства в развитии досуга. В Новое вре­мя, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского об­щества. В государственной политике были выработаны приемы, стиму­лировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась це­лостная культурная политика с системой мероприятий и законодатель­но-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, де­тей, подростков, юношества), так и всего общества.

Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появ­лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободно­го времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соот­ношении труда и отдыха, а также формировались государственные ме­ханизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались °бщегражданские праздники, связанные с политическими и обществен-


Глава 3


Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...


 


но-историческими датами. Это явилось признанием того, что празднич­ные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у лю­дей гражданские чувства.

В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в раз­ных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших на­правлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащи­щенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к националь­ному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с со­временными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культур­ной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются за­конодательной практикой, механизмами правоприменительной практи­ки, общественного контроля, судебного разбирательства.

Одна из форм государственно-правового регулирования досуга свя­зана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекре­ации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время. Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку биз­неса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает со­стояние общественного сознания.

В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вы­рабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и гром­кую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых за­нятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).


В любой стране сфера правового регулирования организации досу­га развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сер­вис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, инфор­мационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой де­ятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяй­ственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законода­тельные и исполнительные структуры определяют формы собственнос­ти в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие прин­ципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты обще­ственно-институциональные ограничения на свободу действий потре­бителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу раз­вития культурной активности и досуговой деятельности граждан.

Разработка и осуществление национальных проектов в области культуры и досуга. В рамках общегосударственной или региональной культурной политики, а также благодаря корпоративной или обществен­ной инициативе в разных странах осуществляются крупные инноваци­онные проекты в сфере культуры и досуга. Реализация подобных про­ектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и повысить культур­ный престиж страны в целом.

В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно госу­дарственная или региональная власть выступает организатором и спон­сором масштабных инициатив в проектировании новых форм культур­ной активности и досуговых традиций (о проектировании досуговых форм как особой организационной технологии см. гл. 5). В некоторых случаях роль государства или местных органов власти не может быть заменена деятельностью бизнесменов, спонсоров. Властные органы об­ладают широкими возможностями стимулировать разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений бизнеса и др.), поддержать внедре­ние и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике.

Результатом подобного национального проекта в области француз­ского и мирового кинематографа стали разработка и проведение Канн­ского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки ма­териально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся


 




Глава 3

в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культур­ную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль прохо­дит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществ­ленного посредством государственной политики и активности националь­ного бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.

В нашей стране множество культурно-досуговых проектов было ре­ализовано государством в советский период в рамках культурной поли­тики. В современных условиях проектирование и реализация таких про­ектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.

Регулирование развития досуговой деятельности подрастающих поколений. В наше время любое общество признает особое значение досуговых занятий в процессе воспитания подрастающего поколения. Период становления и развития личности (в среднем с 3 до 25 лет) счи­тается ключевым и в процессе развития досуга. Для дошкольников до­суг еще не выделяется в специальный вид активности. Дети этого воз­раста овладевают навыками труда, общения, а также нравственными цен­ностями родной культуры в играх, спортивно-физических занятиях и при чередовании простейших обязанностей с физическим расслаблени­ем, сном.

Огромное воспитательное значение в формировании мировоззрения, устойчивых нравственных норм детей этого возраста имеет то, что имен­но дети узнают от взрослых, с чем они знакомятся из других источников информации. Поэтому так важно знакомить их с детским фольклором родной культуры, художественными формами других народов (фольк­лором, мультфильмами, музыкально-песенным искусством, театральны­ми постановками и др.).

Время детей школьного возраста уже разделяется на учебное и досу-говое. Учеба детей и юношества до 15-17 лет, по существу, становится трудовым занятием, а не отдыхом. Досугом у детей этого возраста являет­ся свободное от учебы время, выходные дни, каникулы. В подростковый и юношеский периоды многие задачи физического развития, духовно-нравственного и культурного воспитания личности, особо значимые на первоначальном этапе жизни, продолжают оставаться в силе.

Не случайно народная педагогика, современные воспитательно-об­разовательные детские учреждения, а также государственное законода­тельство ограждают детей дошкольного и школьного возраста от сопри-


Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...

косновения с воплощением зла, насилия и безнравственности в матери­алах СМИ, в некоторых жанрах искусства. В законодательстве многих государств имеются запреты на демонстрацию по телевидению в днев­ное и вечернее время передач и фильмов, содержащих сцены насилия, убийств и др.

Проблемы педагогики детского и молодежного досуга остаются в цен­тре внимания не только родителей, работников воспитательных и образо­вательных учреждений, но и организаторов досуга.

Использование досуга в полиэтнических сообществах для социо­культурной интеграции. В многоэтнических обществах (США, Рос­сии, Индии и др.) всегда существовала проблема интеграции граждан, принадлежащих к разным культурам, вероисповеданию, в единое куль­турное пространство страны через досуг и праздничные мероприятия.

В последние десятилетия эта проблема стала актуальной также в тех обществах, где до этого с ней не сталкивались, например, в странах Западной Европы, где растет удельный вес выходцев из стран арабо-мусульманского мира, с Африканского и Азиатского материков, и где ощущается напряженность с проблемой интеграции иммигрантов в до­минирующую культуру. Массы приезжих, попадая в чужую культуру, в новые условия жизни, нередко оказываются в состоянии культурного шока, переживают стресс. Сталкивается с этой проблемой и современ­ное российское общество, где немало выходцев не только из стран СНГ, но и государств, представители которых до этого не проживали в Рос­сии в таких масштабах (Китая, Вьетнама и т.п.).

В странах с высоким уровнем трудовой иммиграции создается во многом схожая ситуация. Иммигранты с трудом приспосабливаются к новым условиям жизни. Они не в состоянии быстро выработать опти­мальное соотношение с принимающей культурной средой. В результате У новых граждан растет внутренняя напряженность, рассогласованы адаптационные функции, развиваются те или иные формы психологи­ческих фобий и физических заболеваний.

На этой основе у многих выходцев из других стран формируется эффект геттоизации, т.е. они избегают соприкосновения с принимаю­щей культурой, подозрительно относятся к коренным гражданам, замы­каясь внутри своей общины.

Например, в Голландии складывается тупиковая ситуация в со­отношении этнокультурного баланса жителей. В крупных городах соотношение коренных жителей страны и иммигрантов нередко со-


Глава 3


Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...


 


ставляет 50: 50. Иностранные переселенцы не растворяются, как ожидалось ранее, среди коренных жителей в голландской культуре. Напротив, они образуют в городах своеобразные закрытые общи­ны, где сохраняют свои привычки, традиции, образ жизни в целом. Так же действует и коренное население Голландии: неохотно пуска­ет на «свою» территорию иммигрантов, не вступает с ними в кон­такт. Правда, участь коренных жителей незавидна. Многие из них, не желая оставаться в городах, рядом с нищими иностранцами, не­редко предпочитают покидать привычные места своего проживания и перебираться туда, где иностранная среда не так ощутима.

Власти страны не в состоянии решить эту проблему оптималь­но, с одновременным сохранением культуры доминирующего этно­са и соблюдением прав человека. Городские советы нередко при­нимают чисто административные решения: ужесточают условия по­лучения вида на жительство неимущим иностранцам, требуя от них определенного уровня доходов. Однако это пока не изменяет ситуа­цию в крупных городах страны.

Известия. 2003.4 декабря.

Опыт некоторых стран и мегаполисов свидетельствует, что преодо­ление подобной дезадаптации приезжих возможно. Выходом в этом слу­чае оказывается их интеграция в новую культурную среду через досуг, свободное время, участие в общенациональных праздниках. Правда, включаться в досуг должны обе стороны, те, кто приехал на новое место жительство, и постоянные жители, которые должны проявлять интерес к досугу новых сограждан. Такая ситуация связана с трансформацией культуры как доминирующего этноса, так и приезжих.

Наиболее показательны в этом отношении такие города, как Нью-Йорк, Париж, Лондон, культурно-досуговая атмосфера которых приобретает бо­лее открытый характер. Например, Париж задает тон в освоении культуры других народов в праздниках. Органы государственной власти нередко выступают при этом их инициаторами или активными участниками.

Когда в конце 2003 г. президент Франции Ширак объявил оче­редной наступающий год «годом Китая», праздновал китайский Но­вый год весь Париж. Рестораны оперативно внесли в меню изыски дальневосточной кухни. Модельеры стали срисовывать узоры с дра-кончиками и демонстрировать их публике. Народные гулянья в го­роде собрали сотни тысяч парижан, перед которыми прошло несколь­ко шествий, в которых были представлены герои китайского эпоса, звучали гонги, участники танцевали, изображали китайскую панто-


миму или китайские боевые игры, запускали воздушные китайские шары. Открывал праздник в Париже председатель КНР Ху Цзинь-тао. В честь приезда гостя все пять дней его вояжа Эйфелева баш­ня была иллюминирована красными огнями в знак интереса фран­цузов к восточной символике.

Вместе с тем социокультурная ситуация в современной Фран­ции свидетельствует и о другом: интернационализация досуга дей­ствует в сближении представителей разных культур в определен­ных границах, переходя которые можно добиться противоположно­го эффекта. Например, в нынешних условиях во многих странах Западной Европы совместный досуг сам по себе не в состоянии преодолеть разрыв в социальном положении коренных граждан и выходцев из развивающихся стран. Как продемонстрировали мно­годневные беспорядки во Франции в ноябре 2005 г., арабская моло­дежь, выступая французскими гражданами во втором или третьем поколении, все же не интегрирована на равных во французскую куль­туру. В этом случае организовать совместный досуг коренной фран­цузской молодежи с молодыми арабами пока достаточно сложно.

Государственно-правовое и общественное регулирование неко­торых аспектов деятельности СМИ и глобальных сетей связи. Еще

одно важное направление государственного и общественного регулиро­вания досуга — внимание к содержанию досуга. Тем самым стимулиру­ется развитие досуга в русле позитивных социально-культурных и мо­ральных ценностей, рекреационно-воспитательных и педагогических прин­ципов.развития дошкольников, досуга подростков и молодежи в целом. Особое внимание правовых органов привлекает деятельность СМИ, гло­бальных сетей связи. Даже если государство придерживается демокра­тических принципов в информационной сфере, включая свободу слова, органы власти вынуждены следить за некоторыми содержательными аспектами деятельности массовых каналов связи.

Наиболее часто в разных странах имеет место противодействие распространению через глобальную сеть незаконной информации, в том числе порнографической и экстремистской. Для борьбы с эк­стремизмом в Интернете создана программа, которая вычисляет авторов посланий со словами «убийство», «преступник», «теракт». Конечно, эффективность подобных программных продуктов невы­сока. По отношению к особо грамотным пользователям они вообще не работают. Но имеются и другие приемы цензуры по отношению к содержанию Интернета.


Глава 3

В США и других развитых странах приняты правовые нормы, дающие право провайдеру ограничивать или закрывать доступ пользователям к сайтам, которые содержат непристойную инфор­мацию или нарушают действующее законодательство.

В Германии «Мультимедийный закон» также закрывает каналы проникновения «незаконной информации». Кстати, в этой стране имеет место запрет на компьютерные игры, в которых имеются об­разы и оценки, приобретающие оскорбительные оттенки по отно­шению к национальному характеру и психологии немцев.

В Китае борются не только с диссидентами (отслеживается ин­формация с ключевыми словами «Тибет», «диссидент», «Тайвань» и др.), но и с порнографией. Здесь контролировать Интернет помо­гают осведомители, которым за нужную информацию выплачивает­ся приличное вознаграждение.

Россия. 2005. Январь.

Существуют способы общественного и государственного контроля содержания аудиовизуальных СМИ. По отношению к каналам СМИ срав­нительно легче осуществлять правовое регулирование, так как к ним обращается гораздо большее число граждан и появляется немало орга­низованных структур, заинтересованных в их сбалансированном, сугу­бо общественном характере деятельности. Во многих странах деятель­ность СМИ вызывает острые общественные дискуссии о принципах дея­тельности и содержании их материалов. Деятельность коммерческих СМИ все в большей степени зависит от безудержной конкуренции. Глав­ными критериями работы журналистов и специалистов в сфере инфор­мации становятся скорость и сенсационность сообщений. А это неми­нуемо ведет к падению этического уровня и качества радио- и телепро­грамм, газетного текста. Однако массового зрителя такая тенденция устраивает далеко не всегда.

Почти в каждой стране обсуждаются проблемы общественно одоб­ряемых и неодобряемых аспектов содержания СМИ, вопрос, как совме­стить на телеэкране, в печати, кино свободу и полноту информации с общественной моралью, с решением воспитательных и просветитель­ских задач. Одним из путей выхода видится, помимо развития в стране частных, корпоративных, коммерческих, наличие общественных СМИ, которые должны выражать национальные интересы, публиковать мате­риалы, рассчитанные на разные слои населения. Общественное телеви­дение акцентирует внимание аудитории на вопросах, затрагивающих все


Культурно-досуговая деятельность как часть... п рактики...

общество, решения культурных и нравственных проблем, волнующих большую часть населения, включая молодежь и пожилых, бедных и со­стоятельных и т.п.

Например, в Англии общественным телевидением выступает Би-би-си; в Германии — две общественно-правовые сети АРБ и ЦДФ, в Японии — могущественная сеть Эн-эйч кей, в Австралии — столь же влиятельная сеть Эй-би-си и т.п. В США решением конгресса в 1967 г. была создана общественная сеть «Паблик Бродкастинг Сис­тем» (PBS), которая ныне объединяет более 300 телестанций.

Содержание программ общественных каналов не цензурирует-ся в строгом смысле слова. Однако общественные советы и пред­ставители аудитории скрупулезно отслеживают, во-первых, распре­деление эфирного времени на различную тематику и на предостав­ление слова разным политическим партиям, во-вторых, выполнение работниками общественного телевидения законодательно-правовых норм, в-третьих, соблюдение принципов общественной морали.

Содержание программ такого телевидения иное в сравнении с телевидением коммерческим. На общественных каналах реклам­ная продукция почти сведена на нет. Здесь приветствуются интел­лектуальный поиск, соревновательность способностей, любозна­тельность как журналистов, так и представителей аудитории. Доми­нируют передачи культурно-просветительного, познавательного, исторического, художественно-эстетического плана. В каждой стране общественное телевидение сосредоточивается на проблемах наци­онального развития. В Японии особую значимость приобретает учеб­ное вещание, ориентированное на образовательное и учебно-раз­вивающие цели. Данное вещание подключено к общественным те­леканалам. В Малайзии государственно-общественное телевидение сосредоточивается на проблемах продвижения страны по пути ин­дустриального и культурного развития.

В разных странах миллионы граждан — дети, студенчество, ин­теллигенция, люди пожилого возраста — составляют благодарную аудиторию общественных телеканалов.

Достаточно сложной остается проблема регулирования содержания СМИ, материалы которых носят откровенно эротический характер. Сложность в том, что специалисты разного профиля (педагоги, искусст­воведы, психологи) не в состоянии разграничить художественную эро­тику и порнографию, переходящую в натурализм и нравственную все­дозволенность. В каждой стране есть свои способы разрешения подоб-


Глава 3


Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...


 


ных трудностей. Чаще всего передачи сомнительного с точки зрения нравственности содержания, как правило, идут в ночное время.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал