![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социокультурного сервиса
Место хозяйственно-экономической деятельности в культуре современного типа. Приведенное выше научное понимание культуры (см. 1.1) раскрывает ее как действующий в истории огромный механизм, воспроизводящий способ жизнедеятельности конкретного народа в его развитии. Данный механизм функционирует спонтанно благодаря активности многих поколений людей. Действие этого механизма наглядно демонстрируется на примере динамики языка народа, его религиозных верований, нравственности и др. Возникает вопрос, какое место занимает экономика в функционировании такого сложного и масштабного механизма, который вмещает в себя не только хозяйственную практику, но и другие крупные составляющие общественной жизни (политическую сферу, право, искусство, религию и др.). Действительно, целостная культура народа воссоздается исторически, т.е. посредством жизнедеятельности его разных поколений. В этом случае в рамках культуры экономика занимает вполне определенное место наряду с политикой, религией, искусством и др., что схематично отражено на рис. 3.1. На этом рисунке представлена схема построения культуры как системы, состоящей из разных сфер деятельности и повседневных отношений. Вместе с тем в любой культуре всегда немало механизмов, которые, действуя спонтанно, одновременно нуждаются в организационно-административном, правовом регулировании, а также в материальной поддержке специализированных институтов и общественных структур. Как было показано, подобная поддержка осуществляется различными способами: во-первых, через социальную и культурную политику органов власти, во-вторых, через активность общественных организаций, спонсоров, меценатов; в-третьих, путем включения социокультурных механизмов в рыночные отношения. Любое современное общество заключает в себе интегрированную социокультурную сферу, которая в свою очередь состоит из: ♦ пространства порождения культурных ценностей в системе обра ♦ производства товаров культурного назначения (1); ♦ деятельности по распространению культурной информации (9-10);
Рис. 3.1. Различные сферы деятельности и сфера повседневных отношений в структуре современной культуры ♦ системы организации досуга населения и оказания культурно-до- Экономика культуры и ее социальное значение. В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегментов культуры — повседневных отношений людей, их досуговых занятий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают — экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспроизводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное значение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспроизводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме. Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сводится к реализации функций, нацеленных на: ♦ инкулыурацию и социализацию новых поколений; ♦ поддержание социальных связей и взаимодействий; Культурно-досуговая деятельность как часть... практики... ♦ ♦ духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, ин В разных странах существуют многообразные и неодинаковые структурные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускающие товары культурного назначения, учреждения культуры и организации, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и транслирующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п. Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообразные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и культурного обслуживания и др. Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга имеют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущностью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долгосрочными целями и познавательными задачами всего общества. Например, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности прежде всего на прибыль, игнорировании сущности культурного развития человека, художественного творчества, национальной культуры как единого целого. Рынок во многом остается антидемократичным, порождая социальную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.). Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией. В течение XX в. экономизация и коммерциализация сферы культу-ры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие Глава 3
Элементы экономики культуры и их место в современной хозяйственной практике. В современной хозяйственной практике экономика культуры захватывает разные сектора'. Первичный сектор современной экономики состоит из сельскохозяйственного производства, добычи биоресурсов и др. Вторичный сектор связан с промышленным производством во всех своих разновидностях, включая и производство товаров культурного назначения. Третичный сектор является по существу сферой услуг, в рамках которой реализуются и социокультурные услуги. В последние десятилетия исследователи выделяют четвертичный сектор (информационные, телекоммуникационные услуги) и пятеричный сектор (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным трудом - художественно-творческим и научно-техническим). Схематичное положение экономики культуры в хозяйственной практике представлено на рис.3.2. Из схемы видно, что производство товаров культурного назначения и досуговых услуг расположено в разных секторах. Культурное производство и социокультурные услуги, выступая единицами экономики, имеют общую направленность и содержательную цель. Вместе с тем они располагаются в разных секторах экономической практики. Выпуск товаров и продукции культурного назначения (книгоиздательская деятельность, производство сувениров, туристского снаряжения, техники для киносъемки и т.п.) относится к сфере промышленного производства, где перерабатываются ресурсы и создаются товары (вторичный сектор экономики). Звенья культуры, связанные с кулыурно-до-суговым обслуживанием, относятся к сфере услуг, точнее, услуг социокультурного, досугового типа, т.е. к третичному сектору. Информационные и телекоммуникационные услуги формируют четвертичный сектор. Наконец, пятеричный сектор состоит из тех научных и художественно-творческих результатов, которые составляют наиболее продуктивные и уникальные элементы экономики культуры, формируя интеллектуальные и духовные ценности национального масштаба. Сущность социокультурных и досуговых услуг. Социокультурные услуги порождаются общественными и индивидуальными потребно-
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики.,
Третичный Четвертичный Пятеричный
Производство товаров культурного назначения
Социокультурные и досуговые услуги Рекламные, информационные, телекоммуникационные услуги Художественные ценности и результаты научного творчества, задействованные в экономике культуры Рис. 3.2. Место экономики культуры в хозяйственной практике стями, которые связаны с коллективной природой человека, его взаимодействием с другими людьми, культурными запросами всего общества. Перечень социокультурных услуг современного типа исключительно многообразен. К услугам социальной направленности относят те, которые позволяют каждому человеку развиваться как гражданину, члену современного общества, субъекту социальных отношений. В качестве социальных услуг выступают торговые, транспортные, юридические, информационные услуги, услуги общественного питания, гостеприимства и размещения, а также услуги связи, рекреации и медицинского обслуживания, физической культуры, услуги государственного обслуживания, информационно-рекламные услуги. Глава 3
Чтобы глубже уяснить сущность услуг в сфере социальных отношений, культуры и досуга, назовем общие характеристики любого вида сервисной деятельности, отметив отличительный характер социокультурного и досугового сервиса. Перечислим признаки услуг, которые сообщают любой сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер. ♦ Оказываемые услуги носят неосязаемый, невещный характер, хотя ♦ Услуги не существуют до начала их предоставления; их нельзя ♦ Потребитель нередко участвует в оказании услуги. Однако гене ♦ Потребитель услуг не может становиться их собственником. Но ♦ Оказание услуг — это деятельность, поэтому услуги не могут быть ♦ Конкретная услуга представляет собой конкретную потребитель Вместе с тем труд, связанный с услугами, приобретает свою рыночную цену. Точно высчитать рыночную цену сервисной деятельности нелегко, но в хозяйственной практике фирм и трудовых коллективов, а ПО Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Услуги социокультурного и досугового плана имеют свои специфические особенности: они возможны лишь при наличии у населения свободного времени, соответствующих запросов и финансовых возможностей. Оказывающий их работник имеет дело прежде всего с человеком, который ставит рекреационные цели, желает обогатить внутренний мир, развлечься. Чем бы ни был занят отдыхающий, он намерен улучшить свое физическое и душевное состояние, внутренний мир и внешний вид. В целом человек готов и сам приложить усилия для того, чтобы его отдых оказался эффективным. Некоторые виды своего досуга он самостоятельно организует в домашней обстановке, со знакомыми и т.п. Но досуг современного типа, как правило, более результативно развивается в рамках общественного производства. При наличии определенного уровня платежеспособности и свободного времени человек предпочитает обращаться к услугам специалистов, чтобы добиться нужного рекреационного эффекта — уравновешенного психологического настроя, позитивных эмоций, телесного здоровья. В ситуации выбора досугового занятия и сопутствующих услуг потребитель становится особенно требовательным, придирчивым, порой капризным. Он желает за сравнительно короткий срок увидеть результат, например, восстановить здоровье, получить позитивные впечатления, реализовать собственные предпочтения и т.п. Человек не только руководствуется своими запросами, состоянием, но и ориентируется на моду, учитывает ситуативные обстоятельства своей жизни, а также свои материально-финансовые возможности. Естественно, в этой ситуации интересы человека, его эмоции, ценностные ориентации задействованы в полной мере. Все это вынуждены учитывать организаторы досуга, которые в свою очередь руководствуются принципами окупаемости расходов и достижения прибыли. Сервисные функции организации досуга, конечно, остаются значимыми. Но в тех случаях, когда человек активно включен в досуговое занятие, погружен в свои переживания и эмоции, сервисные усилия организаторов должны работать на его рекреационный эффект, оставаясь в тени. Культурный продукт. Производство услуг все больше насыщается техникой; организация труда здесь во многом приобретает качества, сходные с трудом на промышленном производстве (специализация, разбиение труда на отдельные операции и т.п.). Некоторыми своими аспектами Глава 3
В связи с высокой технической оснащенностью, технологичностью и тщательной проработкой всех аспектов сервисной деятельности во многих сегментах индустрии досуга выработалось понимание культурных продуктов. Также как и сервисные продукты1, культурные продукты представляют собой результат труда множества специалистов. Поэтому в отличие от конкретной услуги культурный продукт имеет комплексный и технологически более сложный характер. Культурный продукт — завершенная единица культурно-досугового производства. Его составные части, спроектированные и реализованные разными специалистами в области культуры, досуга, менеджмента, образуют целостное единство, которое можно выносить на рынок, т.е. демонстрировать перед публикой, продавать как оригинал продукта, так и его копии. Культурный продукт существует в вещественно-материальном и невещественном виде. Вещественные продукты — это книги, компакт-диски, кинофильмы, записанные телевизионные программы и т.п. Вещественные продукты можно копировать, продавая копии. Невещественные продукты заключают в себе нематериальные усилия и духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников. Это театральный спектакль, транслируемая вживую телепередача, а также система услуг, оказываемая работниками фитнес-клуба, ресторана, казино и т.п. Невещенственные продукты каждый раз должны возобновляться. Впрочем, в практике культурного обслуживания есть возможность копировать некоторые невещественные кулыурно-досуговые услуги. Например, посетитель музея знакомится с экспозицией, слушая не экскурсовода, а записанный текст. Таким образом, в процессе экономического исследования, изучения организационно-управленческих аспектов досугового бизнеса ключевыми единицами анализа служат такие понятия, как товары культурного назначения, культурно-досуговые услуги, культурные продукты.
Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, Элементами культурно-досуговой инфраструктуры выступают: ♦ исторические центры, культурные памятники, мемориальные тер ♦ отраслевые организации сферы культуры и искусства (учрежде ♦ развивающие организации, обучающие фирмы; ♦ городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи); ♦ рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, ♦ учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздорови ♦ турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприим ♦ тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры; ♦ рестораны, кафе; ♦ модельный бизнес. 2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а ♦ развлекательные телепрограммы, радиопередачи; ♦ сеть Интернет; ♦ артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу,
Глава 3 Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
♦ ♦ производство товаров и техники культурно-спортивного назначе
3. Дороги, связь, транспорт. 4. Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке. Именно целостное построение и взаимосвязанное единство -выделенных единиц делает возможным существование культурно-досуговой деятельности как общественно-экономического явления. В разных странах и регионах одной страны культурно-досуговая инфраструктура различна по своему строению, полноте, имеет неодинаковый набор видов культурной деятельности и социальных услуг. Например, наиболее плотной данная инфраструктура оказывается в столицах, крупных городах, санаторно-курортных зонах, исторически сложившихся центрах, располагающих культурными памятниками. Подобная неравномерность определяется, во-первых, историческими особенностями развития культурно-досуговой сферы, а также разными геоклиматическими зонами, удобными или неудобными для отдыха, которые характерны для разных стран или для разных территорий внутри одной страны. Близок к досуговой инфраструктуре феномен индустрии досуга и различных ее компонентов (индустрии туризма, перевозок, гостеприимства, питания, развлечений и др.). В отличие от термина «инфраструктура» понятие «индустрия» акцентирует внимание на индустриально-технической, технологической и предпринимательской сущности досуговой деятельности. Индустрия досуга понимается прежде всего как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе, с использованием технологий и способов индустриального труда. Важнейшие составляющие индустрии досуга: ♦ индустрия товаров культурного назначения; ♦ индустрия туризма (а также питания, размещения, перевозок); ♦ индустрия развлечений; ♦ индустрия аудио- и видеопродукции (радио-, теле-, кинопродук Рассмотрим более подробно индустрию развлечений. Как было сказано, развлекательные виды досуга используют искусство, которое связано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями. Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение. К индустрии развлечений относятся следующие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг: ♦ газеты, журналы, книги развлекательного содержания; ♦ киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов, ♦ сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции; ♦ музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствую ♦ артбизнес (галереи, выставочные залы); ♦ организация концертов, туров и т.п. (шоу-бизнес); ♦ игровой и игорный бизнес; ♦ театры, концертные организации, цирки; ♦ досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки; ♦ модельный бизнес, конкурсы красоты и др.; ♦ парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные пар ♦ сеть общественного питания (кафе, рестораны). Если говорить об отрасли экономики культуры в целом, то она складывается на стыке хозяйственной (производство товаров и производство услуг), социальной, культурно-художественной сферы, а также сферы рекреации, спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности. В нее также включены часть материально-городской и ландшафтно-природной среды, а также территории, имеющие рекреационный характер. Культурно-досуговый сервис опосредован индустриальным производством, что позволяет говорить об индустрии организованного досуга. Этот вывод относится к туризму, массовым развлечениям, услугам оздоровительной практики и др. Здесь производство досугового сервиса опирается на современную технику, эффективные технологии организации труда промышленного типа, создающие возможности обслуживать тысячи и миллионы потребителей за относительно короткий период времени (например, летний сезон). Имущественно-правовые формы организации культурного производства и культурно-досуговых услуг. В производстве культурных продуктов и в сферах социокультурного, информационного и досугового сервиса имущественно-правовые формы организации досуга весьма разнообразны благодаря множеству типов общественных корпоративно-групповых и индивидуальных потребностей. В любом обществе име-ются культурные интересы и досуговые потребности: Глава 3 ♦ всего общества в целом; ♦ региональных и муниципальных сообществ внутри страны; ♦ культурно-этнических, религиозных сообществ, а также любитель ♦ коммерческих структур (фирм, организаций, корпораций и др.) ♦ разных слоев и социальных групп населения (работников веду ♦ работников сферы искусства и досуга (авторов и исполнителей, пер В разных странах отношения собственности в сфере культуры строятся на основе общественной значимости тех или иных культурных ценностей. По общественной значимости выделяются следующие крупные группы культурных ценностей: ♦ воплощенные в прошлой культуре (народное искусство, фольк ♦ тяготеющие к государственным и общественным формам собствен ♦ являющиеся объектами негосударственной частной (акционерной, Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
и т.п.). Вместе с тем все виды собственности в сфере культуры способны интегрироваться друг с другом, образуя смешанные типы наиболее часто в электронных, печатных средствах массовой информации, шоу-бизнесе и т.п. Весьма многообразные виды смешанной собственности формируются в тех сегментах досуга, где, с одной стороны, действуют частные инвесторы, предприниматели, коммерческие фирмы, с другой — творческий труд авторов, исполнителей. (Подробнее об этом будет сказано в гл. 4.) Бизнес-производители культурного продукта — коммерческие структуры и фирмы стремятся закрепить на него свое правообладание. Как было указано, сравнительно легче использовать имущественные права на материально-вещные культурные продукты: компакт-диски и видеокассеты, книжную продукцию, аудио- и видеотехнику, газетную информацию и т.п. Но даже в случае владения материальной продукцией порой трудно ее защитить. Еще сложнее с созданием сервисных услуг, где доминирует невещественная компонента, а также в производстве культурных продуктов, где вещественные и невещественные аспекты перемешаны. Так, в мировой практике шоу-бизнеса продукт делается отнюдь не вокруг артиста-звезды. Чаще начинающий исполнитель создается опытными менеджерами-организаторами под определенный продукт. Поэтому для них звезда-исполнитель обычно приобретает все признаки «живого товара», в создание которого они вложили огромные средства и который должен их отрабатывать. В этой ситуации возможны различные конфликтные коллизии. Вместе с тем творческий работник сферы искусства и досуга обладает правом свободно распоряжается результатами своей интеллектуально-художественной деятельности в соответствии с принципами авторского права. Существует ряд международных договоров (Всемирная конвенция об авторском праве, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной Глава 3
До 70-х годов XX в. правительства многих стран мира пытались жестко регулировать финансовые и имущественные отношения, связанные с производством культурной продукции СМИ. Но ряд сложных тенденций в этой сфере заставил их перейти к политике дерегулирования. В настоящее время транснациональные телекоммуникационные корпорации приватизированы по всему миру; зарубежные конкуренты проникли на прежде закрытые для них рынки. Дерегуляция индустрии культурной связи и СМИ стала сопровождаться сложным переплетением взаимосвязанных альянсов и совместных культурных программ. В сфере передачи информации в цифровом виде, в том числе музыки, визуальных образов и текстов, начались рассчитанные на перспективу совместные действия телекоммуникационных компаний, компаний по производству компьютерного оборудования и программного обеспечения, компаний, владеющих средствами массовой информации, и телекомпаний. В данном случае это означает появление подлинно глобального комплекса коммуникационных, развлекательных и информационных корпораций. В этот комплекс входит группа примерно из 20-30 крупнейших многонациональных корпораций, которые присутствуют почти на всех континентах. Значительная доля этих корпораций — из США. В целом данный интернациональный комплекс, транслирующий информационно-культурную развлекательную продукцию в конкретные страны, не вытеснил в них полностью местных конкурентов. Даже в своих собственных странах такие интернациональные группы не способны противостоять присутствию зарубежных соперников. Однако для всех очевидно, что в сфере производства массовой информации (новости, издание журналов и книг, производство телепрограмм, кинопроизводства и кинопрокат, продажа телефильмов, музыкальная звукозапись) эти транснациональные группы занимают доминирующее положение на рынке в своих секторах. Глобальные трансформации: политика, экономика и культуры / Пер. с англ. М., 2004. Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Во второй половине XX в. обозначились проблемы развития куль-турно-досуговой деятельности как общественного и экономического явления. Рассмотрим некоторые наиболее важные из них. Формирование основных звеньев мировой культурно-досуговой инфраструктуры. Мировая культурно-досуговая инфраструктура начала складываться из отдельных ее звеньев в странах, расположенных на разных континентах и активно участвующих в международном обмене культурными товарами и досуговым сервисом. В качестве важнейших компонентов глобальной инфраструктуры выступают беспрецедентные по масштабам охвата, интенсивности и скорости распространения продукции информационно-культурные коммуникации разных видов: телекоммуникационные системы, кинопроизводство, радио- и музыкальная индустрия, компьютерные сети. Именно эти звенья обеспечивают распространение по всему миру продукции массовой культуры, компьютерных игр, рекламы, культурно-художественной информации и образовательных материалов. Следующее звено мировой инфраструктуры досуга — международный туризм. Он включает в себя курортно-туристскую индустрию, индустрию перевозок, размещения, питания, развлечений. В крупных городах мира иностранных туристов обслуживают работники музеев и культурных центров, специалисты курортно-санаторных зон, исторических территорий, национальных парков. В распоряжении туристов торговая сеть, расположенная на месте пребывания, финансовое и информационное обслуживание. С одной стороны, туристские потоки распространяются прежде всего по территориям с благоприятным для отдыха климатом и экологически чистой средой, а также с сетью исторических территорий и памятников. С другой — наблюдаются противоположные процессы: именно вокруг курортно-рекреационных территорий и зон отдыха создаются новые центры развлечений, тематические парки, проводят фестивали и Другие мероприятия досугового характера, которые умножают численность приезжающих туристов. В середине XX в. важнейшие компоненты мировой инфраструктуры культуры и досуга были расположены в странах Западной Европы, Северной Америки, в Советском Союзе и ряде социалистических стран. Но на рубеже XX и XXI вв. картина меняется. Важнейшие части этой Глава 3 Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Ныне страны Западной Европы и США продолжают оставаться лидерами приема зарубежных туристов, но их догоняют Мексика, Китай, Индия. Основная часть зарубежных путешественников живет в странах Запада (Европа, Северная Америка). Реже обращаются к зарубежному отдыху жители стран Африки, Ближнего Востока, Южной Азии. Все это свидетельствует о том, что расположение важнейших производств культурной продукции в разных странах, обращение к мировым каналам связи и культурной инфраструктуре жителей различных континентов имеет несбалансированную конфигурацию. То или иное направление мировой инфраструктуры культуры и досуга складывается из ряда крупных предприятий обслуживания, средних и малых фирм, предоставляющих соответствующие услуги. Все эти структурные звенья в совокупности способны обслуживать за единицу времени (неделя, месяц, год) не десятки и сотни клиентов, а тысячи и миллионы потребителей, охватывая, таким образом, массовые потоки отдыхающих. Альтернативность культурно-досуговых видов деятельности и повышение качества обслуживания. В мировой практике развития кулыурно-досуговой деятельности широк диапазон рекреационных занятий и несовпадающих ценностно-содержательных направлений досуга. Виды и формы обслуживания также постоянно умножаются и становятся более разнообразными и качественными. Наиболее динамичны и многообразны по формам проявления такие сегменты культурно-досуговой деятельности, как производство товаров культурного назначения, индустрия питания и развлечений, информационно-культурные коммуникации. Они наиболее массовые по спросу, усредненные по содержанию, стандартные по формам обслуживания, что в итоге снижает их востребованность со стороны определенных групп потребителей. Представители бизнеса весьма чутко реагируют на малейшее снижение спроса на свою продукцию. Высокий уровень конкуренции заставляет их откликаться на запросы? которые отклоняются от массовых потребностей. Среди потребителей всегда находятся группы, продвинутые запросы которых стимулируют появление новых вядов досуга и обслуживания. Таким образом, на рынке культурных продуктов и услуг постоянно сохраняется спрос как на стереотипные сервисные продукты, так и на досуг альтернативного плана. При распространении массовой культурной продукции существует множество культурных товаров, востребованных небольшими и средними сегментами рынка. В условиях доминирования развлекательных целей досуга все же сохраняется его значительный объем, направленный на развитие и обогащение внутреннего мира человека, на образование, расширение личного кругозора и т.п. С одной стороны, существуют массовые и опосредованные формы досуга, но одновременно сохраняется стремление к групповым формам его проведения, когда доминируют коммуникации «здесь и теперь», «лицом к лицу». При распространении усредненной культурной продукции продолжает цениться богатое и многообразное содержание досуга, которое отдыхающие нередко находят в классическом или религиозном искусстве, в народных формах отдыха. Подробнее рассмотрим тенденцию, связанную с высоким уровнем стандартизации товаров культурного назначения и досуговых услуг. Безусловно, высокий уровень стандартизации делает отдых людей безопасным, облегчает контроль за качеством обслуживания, снижает себестоимость товаров и услуг. Высокого качества и стандартизации обслуживания, как правило, требуют сами отдыхающие. Но это одновременно снижает активность самих отдыхающих, обесценивает новизну их впе-чатлейий от досуга. Так, мировые стандарты обслуживания нередко ведут к унификации рекреационных состояний людей, к усредненным досуговым впечатлениям. Распространенная ситуация с качественным, комфортным, предсказуемым, но малоактивным и предсказуемым отдыхом устраивает далеко не всех, поэтому сохраняется высокий спрос на такие виды отдыха, которые позволяли бы, во-первых, добиться многообразия и новизны культурно-досуговых занятий, во-вторых, реализовать активный потенциал самого отдыхающего. Отсюда появление новых видов отдыха (экстремальный туризм), расширение активных видов рекреации (с использованием животных, пеших походов и т.п.). В связи с распространением урбанистических форм существования и попытками горожан вырваться хотя бы в период отпуска из душных городов на природу, альтернативными видами туризма становятся деревенский (провинциальный) туризм, агро- и экотуризм. Глава 3 Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Хозяин кормит своих постояльцев только собственными продуктами и блюдами местной кухни. Но и это не все: каждый турист, включая детей, может наблюдать хозяйственную деятельность фермера или даже участвовать в ней: пасти скот, изготавливать сыр, готовить пищу. На ферме немало мини-техники, но переработка сырья и приготовление пищи выполняются в основном вручную. Подобные воспитательно-познавательные стороны агротуризма привлекают родителей, которые везут сюда маленьких детей и подростков, чтобы приобщить их не только к здоровому отдыху, но и к прошлому родной культуры. Технизация досуга. Одна из тенденций, определяющих сущность современного досуга, все более тесное переплетение с автоматикой и техникой, что придает отдыху ярко выраженный технизированный характер. Организация досуга индустриального типа невозможна без опоры на технику и автоматы. Во многих случаях они становятся неизбежными компонентами досуговои деятельности и сервиса в этой сфере, позволяя вносить элемент новизны в содержание самого отдыха, облегчать труд обслуживающего персонала. Достаточно вспомнить примеры из индустрии питания, гостеприимства, из практики шоу-технологий, организации аттракционов и др. Вместе с тем содержание современного досуга все в большей степени определяется техническими элементами, сокращая долю самодеятельного творчества и свободы, которую способен проявить отдыхающий. Специально создаваемая для досуга техника используется в сво- бодных занятиях, в неожиданных рекреационных ситуациях, нередко заменяя другого отдыхающего (партнера) и обслуживающий персонал. Первое место в досуговои технике по частоте и масштабам обращения занимают телетрансляция, Интернет, а также электронные игры. Распространение этих форм досуга не всегда дает благоприятные результаты, которые первоначально планируются их создателями. В последние годы граждане разных стран сталкиваются с издержками многочасового пребывания перед монитором компьютера. В отделения психиатрических лечебниц все чаще привозят детей и подростков, страдающих от сетевых игр или общения в Интернете. Постоянно сидя за компьютером, можно утратить способность переносить психические нагрузки обычной жизни. Отсюда раздражительность, утомляемость, агрессивность, бессонница. Болтая в чате, легко заработать проблемы с самоидентификацией. Известен пример, когда девушка, выступая в чате сразу в пяти ролях, потом долго лечилась от раздвоения личности. На грани невозможного. № 22. 2005. Особо скажем об электронных играх и игрушках. Здесь важно учитывать социально-психологические эффекты, связанные с распространением электронных игр, которые далеко не всегда формируют у играющих рекреационный эффект. Японские создатели игрушки назвали «тамагочи» другом из космоса, чтобы привязать товар к массовому интересу современников к космическим пришельцам. Игрушка быстро стала пользоваться безумной популярностью во многих странах мира. В первый год фирменных брелоков «тамагочи» было продано 30 млн, не считая многочисленных подделок. Ему отдавали свою привязанность и дети, и взрослые. Однако вскоре с этим «другом из космоса» стали возникать земные проблемы. Многие владельцы стали переживать за своих виртуальных зверушек гораздо более эмоционально, чем за живых кошек и собак. Приняв компьютерного друга близко к сердцу, хозяева возводили все его электронные «проблемы» в ранг жизненных. Дети становились невротиками, поскольку хронически недосыпали, вскакивая среди ночи, чтобы посмотреть, не нужно ли чего их питомцу. Не лучше вели себя и взрослые. И только после нескольких самоубийств в Германии из-за «смерти» «тамагочи» производители были вынуждены поменять программу «яйца»: в новых моделях было предусмотрено повторное «рождение» виртуального персонажа. Но Глава 3
Бухтатов А. Человек играющий // Золотые страницы Оракула. М., 2005. В США, Японии, странах Западной Европы появились тематические парки, а также центры с искусственными зонами досуга. Кроме привычных Диснейленда в США, Евродиснейленда во Франции с их мульт-зверушками и живыми актерами, исполняющими роли этих персонажей, появляются новые тематические парки, в которых царит электроника, компьютерная графика и спецэффекты. Избыточный уровень технизации досуга порождает издержки, конфронтирующие с сущностью культур-но-досуговой деятельности. Например, на малом городском пространстве создаются искусственные досугов'ые площадки: зоны с искусственным климатом, игровые помещения с компьютерной графикой, заполненные автоматикой. Такие площадки и помещения позволяют человеку перенестись в любую из заданных программой санаторно-климатических зон или «выполнять» виртуальный полет в космос, гонки с препятствием по любому ландшафту и т.п. В Токио в ближайшие годы планируется создать 50 электронно-тематических парков. Организаторы такого рода специализированных парков досуга Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Дуликов В. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. Современный мировой опыт организации досуга. М., 1999. Таким образом, излишняя технизация многих разновидностей досу-говых занятий порождает неблагоприятные социально-психологические эффекты, культурные и духовные издержки, которые во многом становятся для отдыхающего человека неожиданными и труднопреодолимыми. Неудивительно, что в обществе появляется критическое отношение к излишне технизированному досугу, а также увеличивается спрос на альтернативные виды занятий, связанных с живой природой (представителями растительного и животного мира), а также с активными видами досуга (подводное плавание, горный туризм и т.п.). Содержательные аспекты культурно-досуговой деятельности: роль массовой культуры и развлечений. В наше время западная идеология массовой культуры конкретизируется в постмодернистском варианте. Сторонники идей массовой культуры постмодерна настаивают на бескрайней свободе выбора, на плюрализме досуговых ценностей. Тем самым оправдывается принципиальное отсутствие в кулыурно-досуговых текстах и развлекательной практике внятного, общедоступного символического кода. На примере массовых видов искусства и ведущих форм организованного досуга утверждается, что символический язык современного досуга эклектичен, брутален, лишен нравственной доминанты и тонких душевных переживаний. В содержании и образном строе журналов, эстрады, кино, рекламы перемешаны элементы разных социальных сред, культурных стилей и эпох: язык современности и далекой истории, заимствованные образы и ценности, возникшие на отечественных корнях, молодежный сленг и криминальный фольклор и др. В целевом и содержательном плане основные векторы организованного досуга направлены преимущественно на физическую рекреацию и развлечения, в меньшей степени — на духовную активность, образование, развитие внутреннего мира человека. Эту тенденцию иллюстрирует содержание электронных игр: по статистике, лишь 6% выпускаемых в мире электронных игр относятся к обучающим, остальные 94% нацелены на развлечение с большей или меньшей долей интеллектуальных компонентов. В больших городах мира все чаще встречаются дети, про- Глава 3 Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Еще одна опасная тенденция современного досуга связана с попыткой увести человека из мира реального в вымышленный, который приобретает беспроблемный, приятный характер (отсюда сосредоточенность на массовом искусстве, китче, юморе) или, напротив, насыщен крайне агрессивными идеями и грубыми формами социальной практики (показ насилия, деградации внутреннего мира человека и т.п.). Все эти особенности накладывают особый отпечаток на проведение свободного времени и на отдых населения развитых стран. Вместе с тем указанным содержательным аспектом досуга противостоят другие тенденции противоположной направленности. В качестве содержательно-альтернативных форм досуга ныне выступают те, которые связаны с народной, этнонациональной основой, с глубокими смыслами, классическими образами, религиозными ценностями. В альтернативных культурных ценностях, а также в повседневной практике человек может находить содержательные аспекты, которые позволяют ему преодолеть ограниченность массового досуга и стандартных развлекательных форм. Рассмотрим это на примере отдыха с музыкальным сопровождением. Наиболее массовыми и эффективными по охвату числа потребителей и приспособленности к глобальным процессам считается радиомузыка и в целом продукция музыкальной индустрии. В ряде развитых стран сформирован институциональный комплекс, состоящий из компаний, исполнителей, музыкальных записей и продаваемой продукции, структура которого постепенно усложняется. Музыкальная продукция такого рода способна доходить практически до каждого желающего. Рок-музыка. За этим направлением на рубеже столетий продолжает сохраняться некоторый ореол музыки андерграунда, который она имела в период своего зарождения (1960-е годы). Вместе с тем к этому направлению сегодня нелегко отнести что-либо конкретное. Некоторые знатоки считают, что рок-музыка уже в конце XX в. исчерпала себя, распавшись на множество сегментов и форм. Но все же лучшие образцы музыки, связанные с роком, остаются популярными у людей всех возрастов и разных социальных групп. Рок сохраняет свою содержательно-смысловую и стилистическую особенность — отражать многогранные переживания и чувства людей в сложных ситуациях городской жизни. Их выражению присущи глубина, искренность, нередко драматизм или даже трагизм. Настоящие рок-музыканты не боятся петь о жизненных потерях, когда че- ловеку не сопутствуют успех и удача, когда он одинок или погибает. Но распространенным видам в стиле рок-музыки, как правило, необходим коммерческий успех. Это значит, что в массовой музыкальной практике все сглажено и упрощено, а жизненные проблемы трактуются с таким пафосом, что очевидна их искусственная эффективность. Рэп (ритмическая афроамериканская поэзия, «проговорка», которая может длиться довольно продолжительное время как в жизни, так и на эстраде) родился в негритянских кварталах американских городов, затем вышел на эстрадные подмостки. Подлинный рэп — это всегда рассказ о том, как тяжела жизнь на улицах американских мегаполисов, как черным парням приходится бороться за свое выживание, о ежедневных молодежных «разборках». На эстраде рэп несколько изменяется — становится более «приглаженным», лишенным протестной энергетики черных граждан США, хотя продолжает оставаться насыщенным негативными эмоциями. Резкое снижение конкурентоспособности рэпа произошло тогда, когда ему на смену пришел так называемый гангстерский рэп. Его исполнители также стали жаловаться на то, как им было тяжело в детстве, сколько они перенесли насилия и страданий. Но вслед за попыткой вызвать сочувствие следует клеймо коммерческой эстрады: оказывается, теперь у героев все хорошо, так как сейчас они стали богатыми. Музыка в стиле «металл» предназначена для молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет. Основная тема — протест против любых правил, утверждение права молодежи на свободу действий. Исполнители убеждают слушателей в том, что не надо никого слушать, а делать следует то, чего требует душа. В музыке много агрессии. Важнейшие формы эмоциональных проявлений этой музыки связаны с жесткостью, непримиримостью, брутальностью. Авторы чутко реагируют на изменения запросов молодежной среды. Так, в связи с увеличением случаев самоубийств среди молодежи западных стран исполнители начинают петь про депрессию и другие отклонения в психике молодежи, раскрывая переживания и мысли молодых, которые приводят к трагическому концу. Панк-рок — музыка, выражающая внутреннее состояние подростков и молодежи, ориентированных на свободу самовыражения, не признающих других идейных и музыкальных молодежных течений. Вместе с тем сторонники панк-рока нередко бывают интеллектуально (например, патриотически, антиглобалистски) настроенными людьми, что выражается в основном через слова, но весьма редко через этнонациональный строй самой музыки. Глава 3
Поп-музыка (или «попса») — откровенно вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка, перерабатывающая под массовый вкус отшлифованные спросом новинки трех-, пяти-, десятилетней давности. Поп-музыка не скрывает коммерческих ориентации своих создателей. Она рассчитана в основном на примитивное восприятие. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная, без особых забот и с хорошим финалом, из чего следует, что в жизни все хорошо. К музыкальным произведениям современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях — в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др. Нередко поп-музыка становится фоном для других занятий. Подобная музыка противопоказана для многих досуговых ситуаций. Создавая определенный звуковой фон для молодых людей, она не может стать элементом органического восприятия и переживания, которые характерны для народно-этнической музыкальной культуры. К тому же поп-музыку не в состоянии воспроизводить те, кто не является профессиональным музыкантом или музыкантом-любителем. В этом она не выдерживает конкуренции с народной и самодеятельной музыкой, которую поют все и которая является органической частью народной жизни. В целом поп-музыка не в состоянии удовлетворить многообразные музыкальные вкусы и потребности и самой молодежи. Диапазон ее воздействия на внутренний мир человека узок и беден. Не случайно среди молодежи остается немало сторонников музыки прошлых веков: классической, народной и самодеятельной. В любой стране имеются так*е группы знатоков и меломанов, которые не смиряются с издержками современной музыкальной жизни и выступают против музыкальной прО" Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...
Определим те продуктивные источники, которые в состоянии сохранить животворный характер современной рекреации с музыкальным сопровождением. Одним из важных источников такого рода продолжает оставаться классическая музыка Западной Европы. Отечественный исследователь Е. А. Минаев представил результаты своего анализа частоты обращения за 1988-1997 гг. авторов нотных изданий, каталогов звукозаписей известных издательских и звукозаписывающих фирм Великобритании, Германии, Италии к произведениям национальных композиторов стран Западной Европы и России, живших в последние три столетия. Данные этого анализа свидетельствуют, что в странах Западной Европы классическая музыка, востребуемая запросами миллионов людей, продолжает составлять существенную часть досугового пространства. Предпочтения меломанов, профессионалов и рядовых любителей музыки прежде всего концентрируются вокруг эмоционально позитивных, насыщенных вдохновенными энергиями и психотерапевтическим эффектом произведений Моцарта, Бетховена, Чайковского и Баха. Затем следуют Шопен, Шуберт, Брамс, Гайдн, Гендель и Вивальди, музыка которых, при существенных стилистических и исторических различиях, также наполнена светлым, очищающим началом. К этому следует добавить, что в музыкальной культуре европейских стран оперное искусство, филармоническое исполнительство, музыка католического и протестантского храмов продолжают сохранять социальную значимость и отнюдь не уходят в прошлое. Несколько особняком стоит спрос на народную песенную практику. В последние годы XX в. к народно-фольклорной музыке в странах Запада начинает проявляться устойчивый интерес. Любители восстанавливают давно исчезнувшие музыкальные формы и стараются их представить современной публике в первозданном виде. Так, ныне немалым спросом на международном рынке музыкальных звукозаписей пользуются кельтский фольклор (баллады), древ-неславянские, древнегерманские мелодические формы. Тенденция обращения к основам народного мелоса заметна даже в эстрадной музыке таких стран, как Испания, Италия, Греция, Германия. И хотя в наше время вряд ли возможно возродить рациональными усилиями творческий потенциал народного музыкального фольклора, сами
|