Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И рыночную экономику
Составные единицы культурно-досугового комплекса в российской экономике. В нашей стране развитие общественного досуга на рыночной основе было прервано в советский период. Профессиональная организация досуга в тот период была почти полностью закреплена за государством и осуществлялась на административно-управленческой базе. Содержание досуга строилось в основном на идейно-политической основе, преследуя пропагандистские цели. На втором плане были остальные функции досуга (этнонациональные, личностно-развивающие, оздоровительные, развлекательные и др.); недостаточно развивались также его финансовые и иные аспекты. В настоящее время некоммерческими остаются те сегменты культуры и досуга, которые связаны с государственным и региональным управлением. Но они действуют уже в рыночной среде, где кроме них активно действуют общественно-самодеятельные формы досуговой деятельности и где все более расширяется пространство коммерческой организации досуга. Поэтому многие учреждения культуры некоммерческого типа также вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Наиболее сложным для всех организаторов культурно-досуговой деятельности в переходный период оказалось переосмысление ее целей, задач и содержания. Кроме того, остро встал вопрос, какие новые структурные компоненты должны быть включены в эту деятельность. Прояснению указанных вопросов, а также определению целей и назначения государственной культурной политики в изменившейся обстановке способствовал принятый в 1992 г. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Здесь были обозначены направления деятельности, отнесенные к отрасли культуры (но, заметим, не к досугу в целом). Так, в ст. 4 указывались произ- водства, отрасли искусства и сферы сервиса, которые создают товары культурного назначения, а также оказывают услуги информационного я культурно-досугового характера. К ним отнесены: ♦ охрана, реставрация и использование памятников истории и куль ♦ художественная литература, сценическое, музыкальное искусст ♦ художественные народные промыслы и ремесла; ♦ музейное дело и коллекционирование; ♦ книгоиздание, библиотечное дело, а также иная деятельность, свя ♦ телевидение: радио и другие аудиовизуальные средства в части ♦ эстетическое воспитание, художественное образование, педаго ♦ производство материалов, оборудования и других средств, необ ♦ иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, Приведенный в законе перечень производственных, художественно-творческих и культурно-досуговых направлений деятельности позволял определить состав важнейших предприятий, организаций, учреждений культуры и информационных центров, которые в нашей стране выступают важнейшими единицами сферы культуры и в значительной степени организации досуга: Культура и искусство 1. Организации, производящие специальное оборудование для куль 2. Организации, производящие музыкальные инструменты. 3. Организации, производящие и осуществляющие запись грампла 4. Организации, занимающиеся проектированием, строительством 5. Торговые точки, торгующие товарами культурного назначения. 6. Библиотеки. 1'■ Музеи и постоянно действующие выставки. 8. Архивы.
Глава 4 Развитие досуговой деятельности в современной России
9. Организации клубного типа (клубы, центры досуга, культурные 10. Парки культуры. 11. Ботанические сады и зоопарки. 12. Театры. 13. Концертные организации. 14. Цирки. 15. Изостудии и художественно-оформительские организации. Кинематография 1. Организации, производящие специальное оборудование для кино. 2. Киностудии. 3. Кинокопировальные фабрики. 4. Фильмотеки (хранилища кинокопий). 5. Конторы кинопроката или иные структуры, занимающиеся рас 6. Кинотеатры. 7. Организации видеодела, видеотеки, видеокафе и т.п. Телевидение и радио 1. Организации, производящие специальное оборудование для те 2. Редакции телерадиовещания. Издательское дело и полиграфическая промышленность 1. Полиграфические предприятия. 2. Организации, производящие специальное оборудование для из 3. Издательства. 4. Типографии. 5. Книготорговые базы. 6. Организации розничной продажи печатной продукции. Эти направления культурно-досуговой, информационной деятельности, производства товаров культурного назначения находятся в ведении ряда министерств и ведомств (среди которых базовым является Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ), интегрируются в рамках культурной политики федеральных и региональных властей, выполняя функции по сохранению, созданию, распространению и потреблению услуг культурно-досугового и информационного назначения. В этом перечне указаны не все сервисные отрасли, задействованные в организации рекреации и досуга. Перечень составлен по отраслевому принципу и определяет работу организаций и учреждений культуры, связанных с искусством, художественным творчеством, информационно-библиотечным и редакционно-издательским делом, т.е. с теми направлениями деятельности, которые развиваются в рамках отрасли культуры и соответствующих министерств. Но жизнь людей, включая досуговую практику, сложно подчинить ведомственным рамкам. Поэтому в данном перечне нет направлений, которые связаны: ♦ с рекреацией, спортивно-оздоровительным комплексом (регули ♦ с туризмом и теми отраслями, которые завязаны на него (регули ♦ с организацией досуга детей и школьников (находятся в ведении По мере умножения способов проведения и форм организации досуга в нашем обществе становится очевидным, что перечень должен быть расширен. В частности, в него следует включить новые звенья индустрии развлечений и культурной деятельности, которые пока сохраняют довольно неопределенный ведомственный статус, а именно: ♦ игровую деятельность; ♦ шоу-бизнес; ♦ модельный и галерейный бизнес; ♦ рекламную деятельность; ♦ независимые продюсерские агентства и др. Принадлежность определенных направлений культурного производства и разновидностей досугового сервиса к ведомствам затрудняет выработку политики российского государства в сфере культуры, досуга и рекреации. Однако сегодня невозможно избежать ведомственной разобщенности, так как культурные и досуговые виды деятельности остаются столь многофункциональными по своей сущности и сложными по своему строению, что их сложно интегрировать в рамках одной отрасли. Российское законодательство о регулировании отношений в сфере сервиса, культуры, досуга. В условиях переходного периода в стране формировались основные направления и механизмы законодательно-правового регулирования, действующие в настоящее время в сфере сервиса, культуры и досуга. Назовем наиболее важные законодатель-
Глава 4 ные акты. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, включая потребителей культурно-досуговых услуг. Таким образом, интересы каждого потребителя услуг в том или ином сегменте культурно-до-суговой деятельности сегодня защищены этим законом. В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Об основополагающем нормативном документе — Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» уже упоминалось. Он регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей. Помимо этого важнейшего закона отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации. Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм; Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры; Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков; Развитие досуговой деятельности в современной России Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене. Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга. В культурно-досуговой практике, включая культурную политику, бизнес, нередко возникают спорные ситуации относительно целесообразности развития одних досуговых занятий и ограничения других, а также в связи с недостаточной проработанностью ряда законов. Так, слабым звеном в правоприменительной практике остается вопрос о правовых отношениях между творческими работниками и предпринимателями, включающими в бизнес результаты их труда или исполнительскую деятельность. Как отмечено выше, в каждой стране предметом специального законодательного регулирования является авторское право на использование результатов творческого труда художников, писателей, артистов в информационной деятельности и в бизнесе. В 1993 г. принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который устанавливал в разных культурно-информационных сферах распространение исключительных авторских прав, а также регламентирует правовое положение организаций, занимающихся коллективным управлением имущественными правами владельцев авторских и смежных прав. По закону любое использование произведений возможно лишь на основе договора с автором и с выплатой авторского вознаграждения. В целом принципы этого закона отвечают международным стандартам. Интересы более 17 тыс. российских авторов, представляющих различные сферы искусства, защищает Российское авторское общество (РАО). Между РАО и автором (правообладателем) заключается специальный договор. РАО получает полномочия, позволяющие ему заключать лицензионные соглашения с конкретными пользователями об использовании результатов труда данного автора и перечислении ему вознаграждения. Среди наиболее активных пользователей — телерадиовещательные компании, театры, бары, кафе, дискотеки, цирки, магазины, компании, предоставляющие услуги по рингтонам, и др. Например, на телевидении нет ни одной передачи, в которой бы в той или иной степени не Глава 4 использовались музыкальные произведения. Это относится даже к выпускам новостей. Или в кафе, ресторане, где звучит музыка, стоимость чека должна быть на 30% выше, чем в заведении без музыки. В этом случае пункт общественного питания обязан отсылать отчисления в РАО и автору. Вместе с тем Закон «Об авторском праве и смежных правах» не дает четкого правоприменительного механизма защиты авторских прав, что позволяет использовать результаты художественного творчества без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения на радио, телевидении, в кино, печати и т.п. Поэтому ныне общественные организации, представляющие интересы творческих работников нашей страны, ставят вопрос о дополнении и уточнении этого закона. Порой общее бесправие уравнивает в России и начинающих писателей и лауреатов. Одна из часто повторяющихся неправовых ситуаций связана с тем, что в разных городах и регионах страны появляются организации, которые регистрируются в местных налоговых органах в качестве фирм-«пользователей», т.е. структур, которым конкретные авторы на основе договора предоставляют право от их имени разрешать демонстрацию их произведений перед публикой и получать за это вознаграждение с последующей передачей его части самим авторам. Однако такие организации не получают соответствующей лицензии на ведение подобной деятельности от РАО, являясь, по существу, самозванными. Такие фирмы начинают собирать вознаграждение на использование произведений не только от имени авторов, заключивших с ними договор, но от имени авторов, договора с которыми у них нет. В этом случае вознаграждение во всем объеме перераспределяется в пользу самих фирм-«пользователей». Наиболее масштабное распространение принимают в нашем обществе (впрочем, как и во всем мире) разные формы интеллектуального пиратства. Откровенное пиратство заключается в том, что редакционно-издательские фирмы публикуют пользующиеся огромным спросом художественные произведения живущих авторов без их ведома, перечисляя всю прибыль в свою пользу. Выявить и призвать к ответу такие структуры оказывается весьма сложно. Еще одна форма пиратства связана с другой ситуацией: стоит появиться в обществе какому-либо популярному книжному или киноперсонажу, как его «присваивают» многочисленные товаропроизводители, заставляя чужую популярность работать на свой бизнес. Шоколад, конфеты, сырки с героями книжек на обертках — поле Развитие досуговой деятельности в современной России битвы авторских интересов. Один из наиболее известных детских писателей и сценаристов мультфильмов Э. Успенский давно борется за свои права. Его знаменитые герои мультфильмов — Кот Мат-роскин, Почтальон Печкин, Чебурашка и др. — без его согласия дали названия мороженому, конфетам не только в России, но и в ближнем зарубежье. Однако Э. Успенский признает, что в последнее время в России культурного пиратства становится меньше из-за действенной практики защиты авторских прав. Но в странах СНГ российские авторы по-прежнему бесправны. Достаточно слабо отрегулирована ситуация, связанная с отношениями между конкретным автором (в случае его смерти — с его родственниками), с одной стороны, и продюсером, исполнителем, соавтором — с другой. В целом в течение года в России ведется в среднем около 800 конфликтных дел, связанных с игнорированием воли авторов или при ущемлении их прав при использовании их художественных произведений. Литературная газета. 2005. 25-31 мая; Родная газета. 2005. № 14. Наряду со сферами культуры и досуга, регулируемых законодательством, немало сегментов культурной деятельности и досуговых услуг пока остаются вне нормативно-правовых регламентации. Например, подобная ситуация характерна для российского игорного бизнеса, становление которого происходило в первой половине 1990-х годов. В России пока нет федерального закона, регламентирующего организацию игровой деятельности, игорный бизнес в целом. Еще недавно не существовало прочной основы для лицензирования игровых видов бизнеса и игровой техники. Процесс подготовки законодательной базы с целью лицензирования игорного бизнеса и игрового оборудования оказался в Российской Федерации длительным, сложным и малоэффективным. С 1994 по 2002 г. попытки подготовить соответствующие правовые документы делали Министерство финансов, Госкомспорт. Последний даже выдавал лицензии на занятия игорным бизнесом с 2002 по 2004 г. В период «безвластия» игорные заведения и тотализаторы в российских городах лицензировали практически разные федеральные министерства или власть на местах. Отдельные регионы и города даже вводили в региональное законодательство законы, содержащие требования к деятельности субъектов игорного бизнеса на своей территории. Однако все это не помешало почти бесконт- Глава 4 Развитие досуговой деятельности в современной России
рольному росту числа игорных заведений и игровых автоматов в разных городах страны, а также сопровождалось множеством нарушений установленных правил и финансовых злоупотреблений в этом сегменте досугового бизнеса. Достаточно сказать, что в стране на сегодняшний день не существует единого реестра игорных заведений. В 2005 г. Государственная Дума РФ приняла поправки к тексту Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые предусматривают лицензирование игорного бизнеса и игрового оборудования. Но введение единого порядка лицензирования игорного бизнеса не позволяет решить все общественные аспекты правового регулирования деятельности, связанной с азартными играми. Специалисты и эксперты признают, что необходим соответствующий закон и другие нормативные акты федерального уровня, которые регламентировали бы важнейшие направления этой деятельности, в частности, связанные с защитой прав, законных интересов и здоровья граждан (включая детей и несовершеннолетних), с обеспечением обороны и безопасности государства, сохранением культурного наследия народов РФ. Мировая практика свидетельствует, что представители игорного бизнеса повсюду располагают наиболее масштабным объемом прибыли, что дает возможность государству облагать его высокими налогами. Однако в России казино, игровые залы, например, не раскрывают процент возврата игровых слот-автоматов от вложенных в них денег, а если это и декларируется в рекламных целях, то проверить это невозможно. Специалистам, однако, известно, что заложенные производителями игорной техники показатели возврата дают игроку намного худшие шансы, чем кости, блек-джэк, рулетка или покер. В слот-автомат можно играть намного быстрее, чем в другие игры, и соответственно быстрее проиграть деньги. Игорный бизнес. 2005. Май. Отсутствие правового регулирования деятельности субъектов игорного бизнеса ведет к тому, что во многих российских городах и даже поселках начали приобщаться к азартной игровой активности многие жители, включая пенсионеров и детей. Это создало множество общественных проблем — от безопасности потребителей и бизнеса до появления игромании как опасного общественного явления, вовлечения низкообеспеченных и особенно несовершеннолетних граждан в азартные игры. Сфера культуры и досугового сервиса нуждается в конкретизации многих законодательно-правовых механизмов, а также в создании про- думанных технологических и финансовых регламентации со стороны властных органов. Нормативная основа должна вырабатываться совместными усилиями законодательной и исполнительной власти, предпринимательской среды, хозяйствующими в этой сфере экономики субъектами, а также общественными организациями (например, организациями потребителей, творческими союзами, любительскими объединениями и др.). Экономические и организационно-правовые отношения нового типа в области организации досуга. В кулыурно-досуговой сфере Российской Федерации формируются многообразные формы организационно-правовых и экономических отношений. В экономическом пространстве страны действуют несколько типов учреждений и организаций культуры с разными организационно-правовыми параметрами деятельности: ♦ бюджетные учреждения, значительной части которых предостав ♦ организации культуры, работающие в соответствии с досуговыми ♦ структуры культурно-досугового бизнеса и сервисной деятельно В зависимости от целей деятельности всех субъектов, производящих культурные товары и услуги, можно разделить на некоммерческие, коммерческие и смешанные структуры. Некоммерческими обычно считаются все государственные и региональные учреждения культуры, а также значительная часть организаций, учреждаемых общественными органи- ' См.: Иванов Г. П., Шустрое М. Э. Экономика культуры. М., 2001. С. 82-83. Глава 4 Развитие досуговой деятельности в современной России
зациями. Некоммерческим структурам оказывают помощь различные доноры извне (органы власти, благотворительные фонды, спонсоры и др.). Но согласно законодательству некоммерческие организации культуры могут обращаться к предпринимательству, доходы от которого должны идти на развитие основного вида деятельности. В этом случае организация культуры начинает действовать на смешанной основе. Наконец, в сфере культуры и досуга действуют преимущественно коммерческие структуры: ♦ организации индустрии развлечений и информационного веща ♦ государственные и муниципальные унитарные предприятия (рас Перечисленные виды и формы организаций культуры и досуга различаются целями деятельности, структурой управления, формами распоряжения прибыли; у них также неодинаковые права на имущество. В зависимости от разных форм организационно-правовой и имущественной деятельности, а также от сочетания факторов внешней и внутренней среды организации и учреждения сферы культуры могут строить свою деятельность на смешанной финансовой основе. Развитие культурно-досуговой инфраструктуры и предпринимательства в российских регионах. На рубеже XX-XXI вв. инфраструктура культурно-досуговой деятельности на разных территориях страны переживает переструктурирование и обновление: появляются новые материально-технические и технологические звенья, обновляются те ее части, которые действовали в советский период. Этот процесс сталкивается с немалыми сложностями, обусловленными как историческими особенностями развития культурно-досуговой деятельности на местах, так и переходной ситуацией, экономическим кризисом в целом. Осложняет ситуацию разница между европейской и восточной частями российской территории, а также наличие большого числа слабо освоенных и малозаселенных территорий страны, в основном на севере и востоке страны. Инфраструктура современной отечественной культуры и досуга приобретает крайне неравномерный характер размещения в разных регионах страны, что невозможно исправить в короткие исторические сроки. Например, в настоящее время наиболее полный состав учреждений и центров искусства по-прежнему остается в двух столичных городах, а также в ряде региональных центров Европейской части. Неравномерная распространенность учреждений культуры находит отражение в показателях активности населения в культурной жизни, которые сильно различаются как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Например, в 1998 г. по количеству посещений музеев первое место в стране занимал Северо-Западный регион, на территории которого расположен Санкт-Петербург (1860 посещений в год на 1000 человек), а также Новгород и Псков. В то же время Архангельская область, также имеющая немало памятников истории и культуры, занимала 42-е место (276 посещений). Еще более впечатляющая картина неравномерного обращения к художественным ценностям и посещения учреждений культуры в свободное время наблюдается в других российских регионах. Однако на рубеже XX-XXI вв. ситуация начинает медленно меняться. Большая самостоятельность региональных сообществ, их освоение рыночных условий существования стимулирует органы власти и местный бизнес изыскивать новые направления деятельности, среди которых особенно привлекательным видится развитие некоторых, особенно востребованных жителями крупных городов видов туризма: экологического, спортивного, провинциального, экстремального. Во многих регионах имеются широкие возможности для освоения указанных видов туризма. Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 2004. Также крайне неравномерно расположены на нашей территории са-наторно-оздоровительные зоны, эколого-рекреационные территории (национальные парки, заповедники), спортивно-зрелищные центры и ДР- В подобной неравномерности сказывается также длительная недооценка досуга как представителями сферы услуг, так и государственными органами. Инфраструктура и организация досуговой деятельности в условиях Рыночного реформирования претерпевает заметные трансформации, по сРавнению с первыми постсоветскими годами, когда обширная, но не-
Глава 4 гибкая сфера культуры и досуга оказалась на грани распада; сюда с трудом проникал бизнес. Медленнее обновляется инфраструктура учреждений культуры, которые остаются в ведении органов власти разного уровня. Виды отраслевого бизнеса, для которого характерны высокие показатели рентабельности и ликвидности (игорный, ресторанный, издательский, шоу-бизнес, а также туристский и рекламный и др.), на определенном этапе своего развития аккумулировали ресурсы, необходимые для инвестирования в обновление материально-технической базы как собственных, смежных сегментов культуры, так и культурно-досуговой сферы в целом. Как правило, процессы обновления инфраструктуры зарождались в столичных агломерациях, затем распространялись в крупные и средние центры страны. Наиболее активными были ключевые сегменты культуры, стимулирующие обновление инфраструктуры вспомогательных сегментов до-сугового бизнеса. Так, развитие туристской деятельности на рыночной основе способствует обновлению материально-технической базы развлекательных центров, музеев, отелей, учреждений общественного питания, транспортных компаний. Результаты предпринимательства в сфере культуры и досуга на территории страны неоднозначны. С одной стороны, предпринимательство стимулирует активную реакцию сферы культуры на запросы потребителей. Между бизнесом сферы социокультурных услуг и региональным сообществом устанавливаются прямые отношения спроса и предложения. Однако здесь возникает ряд проблем. Бизнес в силу своей природы сосредоточивается лишь на тех направлениях деятельности, которые обещают быструю, устойчивую и масштабную прибыль. Но в кризисном российском обществе рождающееся предпринимательство культурной сферы неизбежно вступало в конфликт с традиционными принципами, исторически определявшими развитие досуга населения. В настоящее время очевидны издержки, сопровождающие развитие бизнеса, в сохранении этнической культуры, национального наследия, в области семейного досуга, досуга детей, подростков, молодежи, социально незащищенных слоев и т.п. В постиндустриальном обществе такое противоречие между бизнесом и культурой имеет тенденцию частично сглаживаться или разрешаться посредством культурной политики. Но на фоне ослабления участия российского государства в развитии культуры и досуга указанные издержки создают немало сложностей в нашем обществе. Развитие досуговой деятельности в современной России 4.2. Особенности использования свободного времени населением России Переосмысление населением целей и способов проведения досуга. В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется. В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пережила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифицироваться. Крайне болезнным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как использовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п. В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои Цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень. В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-до-суговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций вЫполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммер- Глава 4 ческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов. Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества — в стране появилась сравнительно небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, в то время как основную часть населения составляли бедные и обездоленные слои, маргиналы. Все это означало, что разные социальные группы получили несопоставимо разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга. Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом. Социальное положение, мотивация и условия труда представителей высокооплачиваемых групп вырабатывают у них общие признаки проведения свободного времени, которых не было в советском обществе. С одной стороны, состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации. С другой стороны, досуг представителей этих групп прагматичен: нередко подчинен задачам, связанным с личным бизнесом, высокими рабочими нагрузками. Длительный отдых {Ъ-А недели), который был распространен в советский период, ушел в прошлое. У деловых людей отпускное время стало сжиматься до 5-12 дней или расчленяться на две части (например, по неделе зимой и летом). У основной части населения, т.е. у тех групп, которые выступают в бизнесе наемной рабочей силой или являются работниками бюджетной сферы, досуг тоже изменился. Уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функцио- Развитие досуговой деятельности в современной России лальная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга. В этом случае рекреация людей нередко стала сводиться к физиологическому отдыху и восстановлению работоспособности на ближайшие недели, месяц. Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. у женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы. В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения (передачи радио воспринимаются ныне как нейтральный фон для ведения домашних дел). В 1990-е годы представители средне- и низкообеспеченных слоев россиян старались проводить свободное время вместе с родственниками (дома, на даче, в прогулках на природе). Часть населения больше внимания уделяла детям, домашним животным. Многие городские семьи немало времени посвящали труду на дачном участке (переход досуга в процесс самообеспечения). Женщины привычно обращались к вязанию, шитью, разведению цветов. Мужчины предпочитали ходить на рыбалку. В наименьшей степени изменился объем досуга жителей села — он продолжал оставаться крайне сниженным на фоне усредненных показателей. Структура досуга здесь также не претерпела резких отклонений. Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга. В советский период организованному досугу власти стремились придать идеологические, воспитательно-просветительские, развивающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и Развлекательный потенциал. В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 990-х годов для основной части населения оставались доступными досуговые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кру-ГУ> которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе. Глава 4 На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сферы, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества. Обратимся к результатам исследования, проведенного в постсоветское время среди интеллигенции Ульяновска (городские учителя, врачи, инженеры, офицеры). Анализ структуры свободного времени интеллигенции Симбирска (Ульяновска) позволил воссоздать динамику чтения книг и художественной периодики в течение длительного периода времени. Обращение к чтению и формирование личных библиотек выступало традиционной формой свободного времяпрепровождения как для дореволюционной, так и для советской интеллигенции. В советский период этому не мешала даже цензура или книжный дефицит. Так, в советские годы в домашних библиотеках представителей интеллигенции можно было встретить машинописные и переплетенные экземпляры произведений любимых авторов, которые высоко ценились знатоками. В изменившейся обстановке постсоветского времени возможности расширения домашних библиотек оказались ограниченными из-за дороговизны книг и журнальной подписки. Пытаясь сохранить необходимый уровень компетентности в области художественной литературы, интеллигенция современного Ульяновска активизирует обмен литературными новинками в своей среде, а также чаще обращается к фондам общественных библиотек. В условиях переходного периода интеллигенция Симбирска начала утрачивать привычку к активному творческому досугу, хотя в городе появилось немало развлекательных центров, расковывающих человека. Сохранить творческий потенциал досуга представителям интеллектуальных профессий не позволяет как озабоченность проблемами выживания, так и уменьшение свободного времени с одновременным увеличением занятости, особенно у женщин. Представители интеллигенции общественным формам досуга стали предпочитать домашние, семейно-родственные и индивидуальные. Настольные игры с детьми они не считают творческим досугом. Почти все представители интеллигенции (за исключением офицерских слоев) отрицают творческий потенциал азартных (карточных) игр. Вместе с тем среди интеллигенции постепенно начинала расти доля тех, кто в свободное время обращается к компьютеру. Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социс. 2002. №12- Развитие досуговой деятельности в современной России Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудовые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничивалась контактами с близкими или знакомыми людьми. На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития. Ведущим фактором, определившим стремительное развитие куль-турно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специальное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыночной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досу-говые потребности высокого качества. Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах. В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и малых городах с возрождающимся производством). Именно здесь определенная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20^-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере куль-туры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа. Представители среднего класса сти-^Улируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры,
Глава 4 Развитие досуговой деятельности в современной России
а также использующих индустриальные и эксклюзивные способы обслуживания. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить. Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время. Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером. Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1, 6% бедных. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. № 12. В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31, 4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время. Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. № 12. По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%. Погрешаева Т. А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. Саратов, 2000. Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов: ♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
♦ индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся ♦ экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ♦ широкие возможности компьютерного моделирования приводят к ♦ сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобре Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений. Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером. По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10-12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы
Глава 4 организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими. В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатеринбургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10-12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт. Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независимыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п. Обращение к организованному досугу современного типа. Как отмечено ранее, организованный досуг современного типа востребован прежде всего представителями высокодоходных групп, а также среднего класса. Благодаря им в России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как: ♦ обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, ♦ зарубежный и внутренний туризм; ♦ оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах; ♦ игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азарт ♦ посещение ресторанов, развлекательных центров; ♦ посещение обучающих центров. Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и Развитие досуговой деятельности в современной России ресторанов, дискотек. Например, после реконструкции городского детского парка дети и родители получали расширенные возможности отдыха: они могли не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п. Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными. Например, посетители женского фитнес-клуба в крупном российском городе ныне могут выбирать такие виды досуга, как посещение тренажерного зала, занятия по фитнес-йоге, стэп-аэробике, танцевальной аэробике. Наряду с этим они в состоянии воспользоваться душем или бассейном, солярием, принять сеанс массажа и т.п. Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. Развитие в российских городах коммерциализованных форм досуга позволяло преодолевать многие проблемы в организации отдыха населения, порожденные переходным периодом. Так, в это время в нашем обществе создавались условия для свободы художественного творчества, снимались многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, упразднялись искусственные препятствия в процессе получения новой информации и т.п. Вместе с тем появлялись социальные противоречия и гуманитарные издержки, вызванные несбалансированным развитием российского общества в переходный период. Назовем те из них, которые связаны с несовпадением массовых ожиданий в сфере свободного времени основной части населения и коммерческих целей организаторов досуга. Организаторы досуга нередко пытаются дистанцироваться от реалий российской жизни, ориентируясь лишь на слои потребителей с невзыскательным вкусом и высокой платежеспособностью. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в индустрии развлечений, в материалах электронных СМИ. На российских телеканалах, к которым обращается многомиллионная российская аудитория, определяющей стала опора на мифы и образы западной медиакультуры, на ценности потребительского сознания, а также механическое заимствование приемов западных масс-медиа. Глава 4 На рубеже XX-XXI вв. широкое недовольство отечественной массовой аудитории вызывало содержание художественных материалов телепрограмм, рекламно-клиповой продукции (как на телеканалах, так и на городских улицах). Российская аудитория центральных каналов (особенно коммерческих) не может смириться с безразличием создателей художественных телепередач к отечественной истории и культуре, с копированием наиболее одиозных принципов создания западной массовой телепродукции. Создатели телепередач стремятся нередко внедрить в отечественную практику стандарты жизни, связанные с «изобилием и досугом». Однако их передачи аудитория, воспитанная на духовных ценностях российской культуры, оценивает в критическом ключе. Кроме того, в результате реформ значительная часть населения оказалась в сложных жизненных условиях, далеких от благоприятной атмосферы западных стран. Но даже в благополучных странах нет того объема насилия, порнографии, безнравственности, которая царит в удобное для просмотра время на центральных каналах России. Беспрерывной демонстрацией зарубежных фильмов, многочисленными развлекательными программами российское телевидение распространяет те принципы жизни, которые приходят в конфликт с общенациональными духовными ценностями. Например, российской аудитории упорно внушаются представления, что в повседневной жизни не стоит возмущаться из-за насилия, что вещи приносят человеку счастье, что кружка пива способна разрешить все проблемы, что беспорядочным сексом занимается каждый современный человек, поэтому не следует опасаться показывать этот процесс на экране, и т.п. Вполне закономерны протесты, которые высказывают деятели отечественной культуры, рядовые граждане против подобного содержания телеканалов, предлагая создавать передачи на общественных каналах телевидения в соответствии с запросами российской аудитории. Также серьезное недовольство граждан страны вызывает почти неконтролируемое распространение в городах игорных заведений и автоматов. В 2005 г. в России было установлено около 160 тыс. автоматов и около 40 тыс. из них находились в Москве. В итоге в разных городах страны распространяется стремление представителей некоторых групп (особенно молодежи, легковерных граждан, психологически незрелых людей) быстро разбогатеть, не прилагая к этому никаких усилий. Вся сфера игорного бизнеса криминализируется, создавая повышенную степень социальной опасности. Развитие досуговой деятельности в современной России Доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа. Запросы людей, связанные с познанием и расширением кругозора, традиционными нормами общения, с обращением к художественной классике, с пребыванием на природе, в экологически здоровой среде, с творческой самореализацией и профессиональным развитием, с народным и самодеятельным искусством, с религиозной активностью и др., пока рассматриваются представителями коммерческого досуга как маргинальные и невыгодные с коммерческой точки зрения. Распространение в нашем обществе потребительских ценностей сознания, облегченных форм досуга и модных форм обслуживания, свойственных обществу постмодерна, нередко оправдывают необходимостью включения России в глобальные культурные взаимодействия, в международный обмен услугами. При этом нередко ссылаются на молодые поколения, которые легко адаптируются к подобным ценностям и формам досуга, идущими к нам из стран Запада. Процессы межкультурного взаимодействия действительно важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия — это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они всегда обретали в российской культуре собственную форму. С этих позиций немалый интерес представляют результаты исследований, которые в 1996-1999 гг. проводила совместная группа российских и британских исследователей на тему «Глядя на Запад. Восприятие образов Запада российской молодежью». В ходе исследования были изучены формы досуга, а также культурные и художественные предпочтения подростков и более старших групп молодежи Москвы, Ульяновска, Самары. Результаты получились интересные и неожиданные для самих исследователей. С одной стороны, российская городская молодежь действительно охотно потребляет через Интернет, масс-медиа и рекламу те культурные ценности, художественные образцы, кото- Глава 4 рые создаются в странах Запада (идеи, бренды, моду, музыку и др.). Более того, представители российской молодежи признают свое сходство по жизненным позициям и досуговым потребностям с западными сверстниками. Вместе с тем российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением. Выяснилось, что русские подростки и молодые люди были отнюдь не ослеплены яркими образами Запада в зарубежных масс-медиа, отдавая отчет в том, что эти образы не отражают реальной жизни, но транслируются в информационное пространство других стран с прагматическими целями. В целом молодые россияне обнаружили высокий уровень критичности по отношению к образам Запада в масс-медиа. Особенно критичным и одновременно противоречивым было отношение российской молодежи к США. Многие из молодых людей хотели бы здесь когда-нибудь побывать. Одновременно по отношению к этой стране они высказывались наиболее критично. Особенно неприемлемым для себя они считали приземленность американских ценностей, их потребительский и стандартный характер. Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. СПб., 2004. Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между: ♦ невысоким уровнем доходов основной части населения и относи ♦ многообразием досуговых потребностей основной части населе ♦ национальными, а также духовными традициями в культурно-досу- В целом в отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает. Развитие досуговой деятельности в современной России 4.3. Некоторые направления и способы
|