Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. по себе этнонациональные модели музыкального мышления европейских народов Европы продолжают оказывать существенное воздействие на культурно-досуговую
по себе этнонациональные модели музыкального мышления европейских народов Европы продолжают оказывать существенное воздействие на культурно-досуговую деятельность. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. М., 2000. Проблемы современного развития досуговой деятельности в разных регионах мира. В постиндустриальном обществе Запада (или, как говорят, в культуре постмодерна) многие аналитики осознают значение невещественных ресурсов как важнейшего фактора оптимизации социокультурного и экономического развития в XXI в. Поэтому досуг, производство культурных товаров (знаний, информации, художественных ценностей и др.), а также досуговые услуги (образовательные, рекреационные, развивающие и т.п.) начинают рассматриваться как одно из основных средств формирования невещественных ресурсов, «человеческого капитала». Вместе с тем признание высокой роли развивающего, серьезного досуга характерно пока не для всех аналитиков. Усиление тенденций, формирующих «человеческий капитал», действительно наблюдается в развитых странах в некоторых сферах информационного взаимодействия, в отдельных отраслях производства товаров культурно-досугового назначения. Культурная практика и досуговый сервис во многих развитых странах Запада по-прежнему противоречивы. Существует немало противоположных мнений о том, какой должна быть культура досуга, необходимый объем занятого и свободного времени у современного человека, а также о содержательных ориентирах организованного досуга. С одной стороны, повышается общественное значение досуга (особенно в странах Западной Европы), растет желание людей увеличить объем свободного времени и развлечений как символа «хорошей жизни». От информационной культуры многие нередко ждут одних лишь благ и приветствуют развлекательные материалы СМИ. Ширятся масштабы распространения экстравагантных, зрелищно-возбуждающих форм отдыха. С другой стороны, укрепляются тенденции усиления в обществе технократических начал (в США и других развитых странах). Оспаривается необходимость увеличения свободного времени и ее общественной составляющей. Кроме того, признается, что от современного человека вряд ли можно требовать качественного наполнения досуга. Считается, что информационное общество способно предоставить человеку такой Культурно-досуговая деятельность как часть... практики... объем свободного времени, который будет значительно превосходить способности обычного человека использовать его конструктивно1. Указанные тенденции развития досуга в странах Западной Европы и Северной Америки можно связать с ростом неопределенности не только в рекреационной сфере, но и в отношении целей и содержательных перспектив общественного развития в целом. Однако в незападных странах вопросы дальнейшего развития общества и отдыха населения не обсуждаются в проблемном ключе. В большинстве стран Азии, Африки, Латинской Америки подавляющая часть населения продолжает много работать и мало отдыхать. Досуг занимает более скромное место в жизни человека, поэтому с ним не связывается столько ожиданий, как в развитых странах. В свободное время люди остаются в традиционной среде обитания, с родственниками и знакомыми, крайне редко выезжая на отдых за границу. Конечно, досуг с применением электронных носителей расширяется и в этих странах, но здесь в основном действуют массовые активные, а также семейные виды досуга. Люди встречаются дома или в небольших кафе; выезжают к родственникам в сельскую местность. Они обращаются к своей этнической музыке, участвуют в традиционных танцах или народных играх. Представители бизнеса на разных континентах во многом зависят от массовых досуговых предпочтений населения. Многие организаторы досуга понимают, что люди включаются в организованный досуг в узких пределах свободного времени в масштабе недельных, месячных и годовых бюджетов времени. Эти скромные объемы времени могут еще более уменьшаться в неблагоприятных социальных условиях (спада производства, безработицы, трудового перенапряжения и т.п.). К этому добавляется привычка многих людей нерационально использовать свободное время, отсутствие денежных ресурсов в семье и др. Поэтому изыскиваются такие способы и приемы организации досуга, чтобы за короткий промежуток времени (от нескольких часов в неделю до нескольких дней в году) предложить потребителям эффективные формы рекреации и отдыха. Одна из важнейших тенденций в организации досуга связана с повышением его эффективности, уровня обслуживания, с оптимизацией его производственных и финансовых аспектов. ' См.: Rifkin J. The End of Work. N.Y., 1995.
|