Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие этапы научного анализа досуговой деятельности.






Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа уче­ных сравнительно недавно, в начале XX в., хотя еще философы Древ­ней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг — это прежде всего стремле­ние человеческой души к свободе, то философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость.

Долгий период в общественном сознании и философской мысли хри­стианского Запада доминировало признание важности в жизни челове­ка труда и второстепенной роли досуга. Досуг нередко олицетворялся с ленью, праздностью. В конце XIX в. были предприняты первые в Новое время попытки пересмотреть отношение к труду и праздности.

Одна из них принадлежит социалисту П. Лафаргу, который в памф­лете «Право на лень» писал, что при капитализме собственники произ­водственных мощностей сознательно эксплуатируют привычку челове­ка трудиться ради достижения наивысшей прибыли. Исходя из этого представления, автор полемически заострил право человека на безде­лье. Американский социолог Т. Веблен в труде «Теория праздного клас­са» уже всерьез доказывал, что жизнь в праздности превосходна сама по себе и по своим результатам, возвышая человека в глазах остальных людей.

Глубокое изучение общественного и личного досуга началось поз­же, в первой половине XX в., когда представители западной науки стали анализировать важнейшие аспекты воспроизводства американского и за­падноевропейского общества, в результате чего в центре внимания ока­залась связь между трудом и отдыхом.

В 1920-1930-е годы американские социологи и антропологи изуча­ли отдых, досуг и существующие в его рамках занятия. Уже перед Вто-



Глава 2

рой мировой войной Национальная ассоциация рекреации США разра­ботала концепцию отдыха для американских граждан. В послевоенный период изучением досуга занялись ученые Западной Европы — фран­цузы, англичане, немцы. Так, в 1960-х годах во Франции появились ис­следования о характере и значении досуга в жизни французского обще­ства (работы Ж. Дюмезедье, Ж.-Н. Фишера, П. Дебре, Ф. Фурастье, Д. Фридманна и др.). С 1967 г. Национальный институт статистики и экономических исследований систематически проводит обследование «Досуг французов». Аналогичные исследования осуществлялись и в дру­гих странах Запада.

Зарубежные исследователи изучали досуговую деятельность в рам­ках макротеоретических представлений о «потребительском обществе», «обществе массовой культуры». С этих концептуальных позиций иссле­дователи определяли общекультурное значение досуга в системе жиз­недеятельности населения современных стран, анализировали его фи­лософию и ценностное содержание.

Немало внимания уделялось конкретным социологическим, психо­логическим, экономическим и управленческим проблемам досуговой де­ятельности. Рассчитывались социальные нормы рекреационного пове­дения населения развитых стран, исследовались досуговые потребнос­ти и ожидания людей, обсуждались диспропорции потребления разными социальными группами культурно-досуговых услуг и т.п. Не оставались в стороне и представители бизнеса: конкурентная борьба заставляла их обращаться к ученым с предложениями о проведении прикладных ис­следований в области организации досуга и отдыха широких слоев на­селения.

Далеко не всегда зарубежным ученым удавалось непротиворечиво соединить указанные направления анализа досуга, увязать концептуаль­ные и прикладные уровни исследования, а также интегрировать искус­ствоведческие, социологические, психологические, экономические ас­пекты изучения культурно-досуговой деятельности. Например, до сего дня так и не выработана целостная теория рекреации и организации до­суговой деятельности. Вместе с тем в мировой науке возникло обще­признанное направление, объектом анализа которого выступают досуг и рекреация людей как масштабная самостоятельная сфера человечес­кого бытия.

До революции 1917 г. в нашей стране не было теоретических пред­ставлений о досуге, поскольку не существовало объективных условий для его анализа ни в русском обществе, ни в отечественной науке. В со


Основы теории культурно-досуговой деятельности

ветский период сфера искусства, учреждения культуры (театры, концерт­ные залы, клубы и др.) развивались в рамках культурной политики и под контролем государства. Даже во время Великой Отечественной вой­ны в тылу организовывался досуг гражданского населения, а на передо­вую выезжали агитационно-художественные фронтовые бригады, учас­тники которых выступали перед бойцами. Эти мероприятия, решая в первую очередь политико-идеологические задачи, помогали людям вос­станавливать силы и душевное здоровье. Поэтому опыт организации культурно-досуговой деятельности был накоплен немалый.

В то время в специализированных учебных заведениях в сфере куль­туры (речь идет о среднепрофессиональных и высших учебных заведе­ниях культуры и искусства) велась подготовка исполнителей и руково­дителей в области музыкального, танцевального, театрального искусст­ва, а также специалистов по организации клубной деятельности, музейного дела, реставрации исторических памятников. В процессе обу­чения будущие работники сферы культуры знакомились с теоретичес­ким анализом организации досуга, но не с позиций научной теории и учета зарубежной практики, а преимущественно в рамках советского марксизма и ведомственного подхода.

Формирование отраслевого опыта и его анализ в тот период были возможны лишь в специфических условиях государственно-политичес­кого регулирования всей общественно-культурной жизни граждан стра­ны. Часть данного опыта и многие прикладные разработки, безусловно, сохраняют свою практическую значимость до сего дня. Особенно это касается ряда важных аспектов организации досуга подрастающего по­коления, массовых праздников, социального туризма, СМИ и др.

В конце 1960-х годов началось изучение досуга и отдыха с более ши­роких теоретических позиций. В этот период сформировались крупные специалисты по досугу — социологи, философы, психологи (А. В. Бара­нов, Л. А. Гордон, Э. П. Клопов, Е. А. Котляров, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев и др.). Изучая достижения зарубежных исследователей, советские ученые могли трактовать данную проблематику преимущественно с теоретичес­ких позиций советского марксизма. Но и с этих позиций многие исследо­ватели немало сделали в прояснении характера, функционального значе­ния, мотивации и содержания досуга, в создании методик учета доли досу­га в рамках разных бюджетов времени у населения Советского Союза.

После распада СССР, во время проводимых в России реформ изуче­ние свободного времени и досуга, как казалось, было прервано. В то


Глава 2

время многие политики, руководители предприятий, да и рядовые граж­дане проявляли пренебрежительное отношение к отдыху и свободному времени, не понимали фундаментальных мотивов обращения людей к досуговым занятиям.

В 1993 г. автор статьи «Актуально ли изучать свободное время?» в социологическом журнале пытался убедить читателей в том, что анализ досуга остается социально оправданным и нужным делом. Необходи­мость преодолеть недооценку досуга вызревала в условиях радикаль­ного перераспределения общественных ресурсов между трудом на про­изводстве, предпринимательством в сфере услуг и личным временем. У многих людей создавалось представление о невозможности или даже ненужности продолжительного досуга (конечно, речь шла о длитель­ном досуге, а не о ежедневном отдыхе, без которого никто не может обходиться). Опасения эти свидетельствовали о быстрой утрате совет­ским марксизмом лидерских позиций в изучении свободного времени, что порождало острую необходимость выработки новых подходов к ис­следованию досуговой деятельности.

Но уже в середине 1990-х годов стало ясно, что свободное время сохраняет свое фундаментальную роль в жизни российских граждан, что анализ досуговой деятельности остается актуальной проблемой мо­дернизирующегося российского общества. Примером формирования но­вого подхода к исследованию досуга стала монография А. С. Орлова «Социология рекреации»1. Автор рассматривал проблематику отдыха и досуга в широком контексте социальной рекреации, что было несвой­ственно научным подходам советского периода и что позволяло под­нять планку теоретического изучения досуга на более высокий уровень.

Во второй половине 1990-х годов было выполнено несколько серь­езных исследований досуга населения России в новых условиях. Ана­лиз культурно-досуговой деятельности возобновился на новой теорети­ческой основе, в рамках междисциплинарных подходов и с использовани­ем более обширного методического инструментария, нежели ранее. В условиях перехода к рынку проявился широкий интерес исследователей не только к сущности досуга, но и к проблемам организации и бизнеса в культурно-досуговой сфере.

Междисциплинарный анализ отдыха и культурно-досуговой де­ятельности. Множественность причин, приводящих к усталости, а так-

Орлов А. С. Социология рекреации. М, 1995.


Основы теории культурно-досуговой деятельности

же разнообразные мотивы, определяющие обращение людей к досугу, доказывают, что рекреационной деятельности свойственны пластич­ность, динамизм, многочисленные направления и формы реализации, например, досуг в области спорта и оздоровления, отдых при помощи социального общения, посредством пребывания в геоландшафтной сре­де, в процессе восприятия искусства, через развлечения и т.п. Досуго-вые занятия способны отражать разные виды общественного спроса, тончайшие нюансы индивидуальных потребностей. Все это обусловли­вает междисциплинарный подход к изучению культурно-досуговой де­ятельности в целом.

Начнем с изучения человека и его базовой потребности в рекреации и досуге. Этот анализ невозможен без психологических и социологичес­ких подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивиду­альной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекре­ации и досуга помогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных соци­альных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.

Особое место в изучении досуга занимает цикл дисциплин, связан­ных с оздоровлением и рекреацией: рекреационная медицина, социоло­гия рекреации, валеология, дисциплины оздоровительно-спортивного цикла и др. Сюда же можно отнести рекреационную географию, знания о рекреационных услугах и т.п. На пересечении всех этих направлений анализа и теоретических дисциплин ныне сформировалась междисцип­линарная область науки о восстановлении здоровья и работоспособнос­ти — рекреалогия. Например, в выяснении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности детей и подростков большая роль, помимо педагогики досуга, детской психологии, принадлежит также детской рекреалогии.

История, культурология, философия выясняют исторические и цен­ностные аспекты проведения свободного времени конкретными людь­ми, целыми слоями или крупными сообществами. Так, в первом разделе мы проследили зарождение и трансформацию досуговых занятий в раз­ные исторические периоды у многих народов мира. Была выяснена роль социальных институтов (семьи, церкви, государства), рыночных отно шений в организации свободного времени и наделении досуга целями и смыслом.

 


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


Культурологи анализируют досуг и свободное время как феномены культуры, выясняя их ценностно-смысловую наполненность и функци­ональное назначение в разные эпохи1. В рамках историко-кулыуроло-гических представлений рождается теория игры, главной фигурой в кото­рой является человек, который, начиная с первых годов и до конца жизни, играет в самые разные игры. Автор представления о «человеке играющем», нидерландский историк и культуролог Й. Хейзинга усматривает в игро­вой деятельности универсальное занятие, свойственное мировой куль­туре прошлого и настоящего2.

В далеком прошлом в регулировании целей, мотивов и содержания досуга особенно выделялась организующая роль религии, церковно-мо-настырских организаций, а также культурных традиций, в чем концент­рированно проявлялся исторический опыт народа. В новое время к регу­лированию и анализу досуга стали присоединяться другие общественные институты, структуры, организации — бизнес, органы власти разного уровня, общественные движения и партии, представители образования, науки, медицины.

В той мере, в какой отдых связан с оздоровлением человека, с его приобщением к художественно-эстетической деятельности, к образова­нию, культурно-досуговую деятельность анализируют представители дисциплин и научных направлений: искусствоведение, эстетика, ис­тория культуры и искусства, музееведение, педагогика. Здесь важны аспекты знаний, связанные с художественными, творческими аспекта­ми досуга. В прояснение проблемы организации детского и юношеско­го досуга неоценимый вклад способны внести искусствоведы, музееве­ды, аналитический потенциал которых может прояснить, какие виды и жанры искусства, с каким содержанием лучше всего использовать в этом случае. В данном ряду дисциплин особое место отводится знаниям об организации и технологических разработках в сфере досуга (сценарно-режиссерских разработках, исполнительском искусстве, учете особен­ностей художественной аудитории и др.).

Анализ организации свободного времени и досуга невозможен так­же без учета экономических, управленческих, политических и право-

1 Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М., 2002.

2 Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.


вых аспектов. В этом направлении особенно велика роль экономическо­го анализа, политологического, правоведческого, управленческого под­ходов. В рамках цикла политологических, правоведческих и управлен­ческих дисциплин изучаются особенности регулирования досуга в про­странстве государственно-правовых и властных отношений. Кроме этого, экономический анализ позволяет изучить досуговый сегмент бизнеса и сервисной экономики, в которую включены культурно-досуговые услу­ги. Свой вклад в изучение досуга и свободного времени вносят при­кладные экономические и управленческие дисциплины — сервисоло-гия, туристика, менеджмент социокультурной сферы, санаторно-ку­рортного дела и др. Знания о маркетинге, рекламе, страховом деле также могут быть использованы в соответствующих подходах к исследовани­ям досуговой деятельности.

Таким образом, в изучении культурно-досуговой сферы задейство­ван целый комплекс научных направлений, образовательных дисцип­лин и прикладных комплексов знаний. Многие направления и дисцип­лины используют теоретические представления, выработанные о сво­бодном времени и досуге в социологии, культурологии, философии и др. Эти дисциплины и знания тяготеют к прикладным методам, форми­руя обширное пространство представлений о свободном времени, от­дыхе, досуговой деятельности. В этой области знаний скапливается боль­ше эмпирических сведений, технологических разработок, хотя есть здесь и немало глубоких обобщений, выводов теоретического уровня.

Содержание, цели, мотивы и функции культурно-досуговой деятельности

Представление о содержании культурно-досуговой деятельнос­ти. В первой главе рассмотрены общие представления о природе свобод­ного времени, отдыха, досуга. В данном параграфе обратимся к сущности культурно-досуговой деятельности, конкретизируем ее понимание как це­лесообразно организованной, содержательно наполненной и функциональ­но оправданной активности человека в свободное время, место и формы проведения которой он выбирает сам в соответствии со своими запроса­ми и возможностями.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер:


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


«усилие—расслабление», «работа—отдых», «утомляющий вид актив­ности — восстанавливающий вид активности» и т.п. Как было показано ранее, представление об отдыхе приобретает широкий характер, как лю­бое воспроизводство готовности человека к новым усилиям, как широко трактуемая рекреационная активность. Отсюда формируется представле­ние об отдыхе как о деятельности, имеющей многофункциональное на­значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по­требностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что по­требности человека условно можно разделить на три типа:

♦ первичные, или врожденные, — физиологические потребности в
отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические — в чистом возду­
хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные —
в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

♦ социальные — потребности в общении, социальном обслужива­
нии, транспортном передвижении и др.;

♦ культурные — потребности в образовании, духовном развитии,
освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра­зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро­сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич­ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций — новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. На­пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты­вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще­нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Вместе с тем многие досуговые занятия направлены на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более


детального анализа того, как потребности связаны с характером досуга, следует рассмотреть содержание досуговой деятельности, которое вы­ступает крайне важным свойством досуга.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

♦ непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и
тем самым удовлетворяющий свои потребности;

♦ осмысление человеком воспринимаемой информации, художе­ственных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

♦ его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать по­ложительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по­лучить качественный сервис — словом, добиться тех состояний, кото­рые связаны с рекреационным эффектом.

Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавля­ющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в ре­зультате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприя­тия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночно­го сна. Особая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсорные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привлекатель­ном пространстве, комфортном помещении. Перечень положительных сенсорных впечатлений отображает предпосылки для рекреационного эффекта, которые люди обычно стремятся обрести в течение как крат­ковременного, так и долгосрочного досуга.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, свя­зан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. В качестве примера сошлемся на до­суг верующих людей, членов политических организаций или обществен­ных движений. Верующие люди нередко используют отпускное время на паломнические поездки, на участие в жизни церковного прихода, об-Щины. Люди, увлеченные общественной деятельностью, способны по­свящать свободное время политическим мероприятиям. Например, на Рубеже XX-XXI вв. антиглобалисты не раз собирали десятки тысяч своих сторонников в разных странах в том или ином городе планеты на опре деленный срок (от 3 до 10 дней) для того, чтобы на конференциях, фо­румах, демонстрациях протеста заявить о своих целях, обсудить акту­альные задачи движения.


 




Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


Таким образом, это направление досуга, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозначить, как обращение человека к лю­бимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци­ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра­нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе­ма, самореализации. Они весьма многообразны и вариативны. Такие за­нятия различаются по характеру, содержанию, формам проведения: кол­лекционирование спичечных коробков или изобретательство, вышивание или рыбалка, сочинение стихов или игра в домино с соседями. Диапа­зон содержательных направлений, индивидуальных предпочтений в та­ких занятиях исключительно велик. В наше время он еще более расши­ряется за счет появления новых увлечений, связанных с техническими возможностями, современными реалиями жизни.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо­вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связан­ного с обращением и осмыслением профессионального искусства и на­родной культуры (своей или чужой). Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная вы­полнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масш­табные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.

Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обра­щаются к искусству по-разному — с неодинаковыми целями, затрачи­вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека­ют его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относят­ся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого твор-


ческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале и др. В этом ряду выделяются по­клонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.

Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и ис­полнителями разных произведений, так как ограничиваются обращени­ем к продукции культурной индустрии — музыкальным записям, кино­фильмам, телепрограммам и др. Они читают книги дома или в библио­теке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи и др.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также раз­нообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать ху­дожественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз­личных ситуациях практически в любое время суток.

Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-пси­хологический эффект восприятия. Многие любители не считают дан­ный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, ху­дожественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с из­держками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции — художественной и искусствоведчес­кой литературы, копий картин и изопродукции, фильмотек, музыкаль­ных звукозаписей и т.п.

К информационному типу содержательного досуга, который разви­вается на основе технических средств, следует отнести обращение лю­дей к общественно-политической и научной информации — просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете. В наше время подобная информация также сравнительно доступна. Различные инфор­мационные средства весьма многообразны и конкурируют друг с дру­гом. Совокупная дневная аудитория СМИ в разных странах исчисляется миллиардами слушателей и зрителей.

Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, ко­торый связан с любительскими художественными занятиями: музици­рованием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изде­лий, рисованием т.п. Такой способ освоения искусства на досуге связан


 




Глава 2

с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.

Назовем еще один вариант увлечения искусством на досуге — зна­комство с историческими памятниками и художественными шедевра­ми культуры других народов. Человек тратит свободное время на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бывает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях.

Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов — общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.

Особая развивающая роль принадлежит досугу, проводимому с лю­бимым человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые юноша и девушка испытывают в эти моменты, а также их бесе­ды, душевное и духовное взаимодействие — все это придает общению неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная с библейской «Песни песней» и кончая современной любовно-поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые испытывает каждый человек, когда ос­тается наедине с объектом своих чувств.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности фор­мируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Любая игра в яркой, отчетливой форме демонстрирует свой сво­бодный, непрогнозируемый, спонтанный характер. Игра по приказу или имитация игры для знатоков уже не является игрой. Все люби­тели игры играют потому, что испытывают удовольствие от этого занятия. Участники любой игры и даже наблюдатели переживают повышенную степень азарта.

Азарт связан с накалом страстей, сильным человеческим воз­буждением, которое способно стремительно менять направлен­ность — от бурного ликования к досаде, гневу, унынию — в зависи­мости от индивидуальных пристрастий и хода игры. Нередко подоб­ная степень вовлеченности в игру сопровождается столь сильным возбуждением человека, что он частично утрачивает контроль над


Основы теории культурно-досуговой деятельности

ситуацией и своим поведением. Именно эта вершина азарта более всего ценится любителями шахмат, спортивных состязаний, карточ­ной игры, скачек.

Крайние проявления азарта могут увлечь человека настолько, что он, втягиваясь в подобные переживания, становится игроманом. Не случайно в специальную категорию игр выделяют те, которые порождают у человека постоянное желание вновь и вновь испытать чувство азарта, подстегиваемое возможностью большого выигры­ша или утраты своих денег. Если речь идет об азартных играх с немалыми ставками, то такой человек может тратить на увлечение значительную часть своих доходов, забывая о выполнении трудо­вых и семейных обязанностей, что ведет к конфликту между ним и социальным окружением. Такой человек нуждается в помощи пси­хотерапевтов.

Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф. Как избавиться от пристрастия

к азартным играм. СПб., 2003.

Мы выделили основные содержательные аспекты досуга. Существу­ют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный ха­рактер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в себя множество других возможностей. Другими словами, в том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.

Рассмотрим в качестве примера деятельность фитнес-клубов, вы­полняющих рекреационную роль (нормализация психологического со­стояния, спортивно-физическое развитие человека и др.). Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздро-вительного медицинского и санитарно-гигиенического характера (заня­тия на тренажерах, массаж, водные процедуры в бассейне, руководство тренеров, медицинский контроль за состоянием организма, снабжение средствами для банных процедур после занятий и др.). Во многих слу­чаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реаби­литации, услугами общественного питания (предлагаются напитки, лег­кие закуски, десерт и т.п.). В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это спо­собствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активно­го дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться ста­туса постоянного члена клуба.

Вместе с тем немало досуговых занятий изначально имеют много-Целевой характер, что позволяет интегрировать в них одновременно раз­ные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


содержанием такие досуговые формы, как клубный отдых, многие фор­мы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортив­ные соревнования, туристские путешествия и т.п. Таким образом, в сво­бодное время человек стремится реализовать множество неутилитар­ных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств.

Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельно­сти. Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуго-вым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склон­ностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые заня­тия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэто­му организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию от­носительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Толь­ко сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном резуль­тате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых заня­тиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъек­тивные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эф­фектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за ути­литарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют поло­жительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге — гедонистический, неутилитарный характер про­ведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реа­лизация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осу­ществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (сово­купность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осозна­ются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

-


 

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказыва­ниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, ра­циональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и ком­плексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга ис­ключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые ус­тановки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для от­дыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболева­нию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом слу­чае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в боль­шей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик до­суга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семей­ным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для че­ловека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощуща­ет на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социо­лог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регули­руется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандарт­ного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо обогащения челове­ка культурой она усугубляет процесс его обезличивания»1. Особенно не-

' Яковлев В. П. Социальное время. Ростов-на-Дону, 1980.


Глава 2

свободным может стать обращение человека к компьютерным играм и те­левидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материа­лы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм по­вседневной практики.

Назовем еще одно ограничение свободы. В организации досуга нельзя недооценивать роли исторических этнонациональных традиций, а также их ослабление и появление инноваций в проведении свободно­го времени. Разнообразие традиций, неодинаковое общественное мне­ние обусловливают различия досуга в разных странах. Один и тот же вид досуга может быть законодательно разрешенным в одних странах и запрещенным или неизвестным в других. Укорененные в одной культу­ре виды досуга далеко не всегда могут быть быстро приняты и освоены представителями другой культуры. Нередкой бывает ситуация, когда пос­ле длительного периода привычное досуговое занятие исчезает из со­циальной практики.

В начале XXI в. в Англии создалась конфликтная ситуация — здесь стал обсуждаться проект закона, запрещающего охоту на лис в сопровождении своры собак. Это развлечение имело многовеко­вую историю и было характерно для мужчин из привилегированных семей. Однако постепенно демократические круги англичан, члены экологических движений стали настаивать на запрете этой «безнрав­ственной» забавы. Против запрета выступали не только охотники, но и заводчики собак и помощники охотников, а также сторонники сохранения английских традиций. Однако в начале 2005 г. вступил в силу закон, положивший конец этому традиционному занятию анг­лийских аристократов.

Переплетение разных целей и мотивов в выборе досугового заня­тия. Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижени­ем свободы действия, кулыурно-досуговая деятельность содержит важ­ные для внутреннего развития личности возможности: расширение жиз­ненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусо­вых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии ин­дивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний;


Основы теории культурно-досуговой деятельности

б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном соци­альном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреа­ционного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновре­менно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досу-говые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое об­разование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хо­рошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуго-вых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для са­мого человека, так и для общества.

Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности челове­ка. Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти­вы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Ранее мы анализировали отдельные функции досуга. Здесь предста­вим их в обобщенном виде. Досуг создает для человека возможности ре­ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев­ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен­циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф­фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные фун­кции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализа­ции и индивидуального развития личности досуг приобретает огром­ное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важ­нейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в мень­шей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых по­добные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторич­ной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным


Глава 2

развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наиболь­шим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровителъного и терапевтичес­кого типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравнове­шенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про­тивоположные векторы своего существования. С одной стороны, до-суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре­лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, кото­рые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволя­ет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль се-мейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздо­ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду­альной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множе­ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал