Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важнейшие этапы научного анализа досуговой деятельности.
Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале XX в., хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг — это прежде всего стремление человеческой души к свободе, то философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость. Долгий период в общественном сознании и философской мысли христианского Запада доминировало признание важности в жизни человека труда и второстепенной роли досуга. Досуг нередко олицетворялся с ленью, праздностью. В конце XIX в. были предприняты первые в Новое время попытки пересмотреть отношение к труду и праздности. Одна из них принадлежит социалисту П. Лафаргу, который в памфлете «Право на лень» писал, что при капитализме собственники производственных мощностей сознательно эксплуатируют привычку человека трудиться ради достижения наивысшей прибыли. Исходя из этого представления, автор полемически заострил право человека на безделье. Американский социолог Т. Веблен в труде «Теория праздного класса» уже всерьез доказывал, что жизнь в праздности превосходна сама по себе и по своим результатам, возвышая человека в глазах остальных людей. Глубокое изучение общественного и личного досуга началось позже, в первой половине XX в., когда представители западной науки стали анализировать важнейшие аспекты воспроизводства американского и западноевропейского общества, в результате чего в центре внимания оказалась связь между трудом и отдыхом. В 1920-1930-е годы американские социологи и антропологи изучали отдых, досуг и существующие в его рамках занятия. Уже перед Вто- Глава 2 рой мировой войной Национальная ассоциация рекреации США разработала концепцию отдыха для американских граждан. В послевоенный период изучением досуга занялись ученые Западной Европы — французы, англичане, немцы. Так, в 1960-х годах во Франции появились исследования о характере и значении досуга в жизни французского общества (работы Ж. Дюмезедье, Ж.-Н. Фишера, П. Дебре, Ф. Фурастье, Д. Фридманна и др.). С 1967 г. Национальный институт статистики и экономических исследований систематически проводит обследование «Досуг французов». Аналогичные исследования осуществлялись и в других странах Запада. Зарубежные исследователи изучали досуговую деятельность в рамках макротеоретических представлений о «потребительском обществе», «обществе массовой культуры». С этих концептуальных позиций исследователи определяли общекультурное значение досуга в системе жизнедеятельности населения современных стран, анализировали его философию и ценностное содержание. Немало внимания уделялось конкретным социологическим, психологическим, экономическим и управленческим проблемам досуговой деятельности. Рассчитывались социальные нормы рекреационного поведения населения развитых стран, исследовались досуговые потребности и ожидания людей, обсуждались диспропорции потребления разными социальными группами культурно-досуговых услуг и т.п. Не оставались в стороне и представители бизнеса: конкурентная борьба заставляла их обращаться к ученым с предложениями о проведении прикладных исследований в области организации досуга и отдыха широких слоев населения. Далеко не всегда зарубежным ученым удавалось непротиворечиво соединить указанные направления анализа досуга, увязать концептуальные и прикладные уровни исследования, а также интегрировать искусствоведческие, социологические, психологические, экономические аспекты изучения культурно-досуговой деятельности. Например, до сего дня так и не выработана целостная теория рекреации и организации досуговой деятельности. Вместе с тем в мировой науке возникло общепризнанное направление, объектом анализа которого выступают досуг и рекреация людей как масштабная самостоятельная сфера человеческого бытия. До революции 1917 г. в нашей стране не было теоретических представлений о досуге, поскольку не существовало объективных условий для его анализа ни в русском обществе, ни в отечественной науке. В со Основы теории культурно-досуговой деятельности ветский период сфера искусства, учреждения культуры (театры, концертные залы, клубы и др.) развивались в рамках культурной политики и под контролем государства. Даже во время Великой Отечественной войны в тылу организовывался досуг гражданского населения, а на передовую выезжали агитационно-художественные фронтовые бригады, участники которых выступали перед бойцами. Эти мероприятия, решая в первую очередь политико-идеологические задачи, помогали людям восстанавливать силы и душевное здоровье. Поэтому опыт организации культурно-досуговой деятельности был накоплен немалый. В то время в специализированных учебных заведениях в сфере культуры (речь идет о среднепрофессиональных и высших учебных заведениях культуры и искусства) велась подготовка исполнителей и руководителей в области музыкального, танцевального, театрального искусства, а также специалистов по организации клубной деятельности, музейного дела, реставрации исторических памятников. В процессе обучения будущие работники сферы культуры знакомились с теоретическим анализом организации досуга, но не с позиций научной теории и учета зарубежной практики, а преимущественно в рамках советского марксизма и ведомственного подхода. Формирование отраслевого опыта и его анализ в тот период были возможны лишь в специфических условиях государственно-политического регулирования всей общественно-культурной жизни граждан страны. Часть данного опыта и многие прикладные разработки, безусловно, сохраняют свою практическую значимость до сего дня. Особенно это касается ряда важных аспектов организации досуга подрастающего поколения, массовых праздников, социального туризма, СМИ и др. В конце 1960-х годов началось изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций. В этот период сформировались крупные специалисты по досугу — социологи, философы, психологи (А. В. Баранов, Л. А. Гордон, Э. П. Клопов, Е. А. Котляров, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев и др.). Изучая достижения зарубежных исследователей, советские ученые могли трактовать данную проблематику преимущественно с теоретических позиций советского марксизма. Но и с этих позиций многие исследователи немало сделали в прояснении характера, функционального значения, мотивации и содержания досуга, в создании методик учета доли досуга в рамках разных бюджетов времени у населения Советского Союза. После распада СССР, во время проводимых в России реформ изучение свободного времени и досуга, как казалось, было прервано. В то Глава 2 время многие политики, руководители предприятий, да и рядовые граждане проявляли пренебрежительное отношение к отдыху и свободному времени, не понимали фундаментальных мотивов обращения людей к досуговым занятиям. В 1993 г. автор статьи «Актуально ли изучать свободное время?» в социологическом журнале пытался убедить читателей в том, что анализ досуга остается социально оправданным и нужным делом. Необходимость преодолеть недооценку досуга вызревала в условиях радикального перераспределения общественных ресурсов между трудом на производстве, предпринимательством в сфере услуг и личным временем. У многих людей создавалось представление о невозможности или даже ненужности продолжительного досуга (конечно, речь шла о длительном досуге, а не о ежедневном отдыхе, без которого никто не может обходиться). Опасения эти свидетельствовали о быстрой утрате советским марксизмом лидерских позиций в изучении свободного времени, что порождало острую необходимость выработки новых подходов к исследованию досуговой деятельности. Но уже в середине 1990-х годов стало ясно, что свободное время сохраняет свое фундаментальную роль в жизни российских граждан, что анализ досуговой деятельности остается актуальной проблемой модернизирующегося российского общества. Примером формирования нового подхода к исследованию досуга стала монография А. С. Орлова «Социология рекреации»1. Автор рассматривал проблематику отдыха и досуга в широком контексте социальной рекреации, что было несвойственно научным подходам советского периода и что позволяло поднять планку теоретического изучения досуга на более высокий уровень. Во второй половине 1990-х годов было выполнено несколько серьезных исследований досуга населения России в новых условиях. Анализ культурно-досуговой деятельности возобновился на новой теоретической основе, в рамках междисциплинарных подходов и с использованием более обширного методического инструментария, нежели ранее. В условиях перехода к рынку проявился широкий интерес исследователей не только к сущности досуга, но и к проблемам организации и бизнеса в культурно-досуговой сфере. Междисциплинарный анализ отдыха и культурно-досуговой деятельности. Множественность причин, приводящих к усталости, а так- Орлов А. С. Социология рекреации. М, 1995. Основы теории культурно-досуговой деятельности же разнообразные мотивы, определяющие обращение людей к досугу, доказывают, что рекреационной деятельности свойственны пластичность, динамизм, многочисленные направления и формы реализации, например, досуг в области спорта и оздоровления, отдых при помощи социального общения, посредством пребывания в геоландшафтной среде, в процессе восприятия искусства, через развлечения и т.п. Досуго-вые занятия способны отражать разные виды общественного спроса, тончайшие нюансы индивидуальных потребностей. Все это обусловливает междисциплинарный подход к изучению культурно-досуговой деятельности в целом. Начнем с изучения человека и его базовой потребности в рекреации и досуге. Этот анализ невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досуга помогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе. Особое место в изучении досуга занимает цикл дисциплин, связанных с оздоровлением и рекреацией: рекреационная медицина, социология рекреации, валеология, дисциплины оздоровительно-спортивного цикла и др. Сюда же можно отнести рекреационную географию, знания о рекреационных услугах и т.п. На пересечении всех этих направлений анализа и теоретических дисциплин ныне сформировалась междисциплинарная область науки о восстановлении здоровья и работоспособности — рекреалогия. Например, в выяснении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности детей и подростков большая роль, помимо педагогики досуга, детской психологии, принадлежит также детской рекреалогии. История, культурология, философия выясняют исторические и ценностные аспекты проведения свободного времени конкретными людьми, целыми слоями или крупными сообществами. Так, в первом разделе мы проследили зарождение и трансформацию досуговых занятий в разные исторические периоды у многих народов мира. Была выяснена роль социальных институтов (семьи, церкви, государства), рыночных отно шений в организации свободного времени и наделении досуга целями и смыслом.
Глава 2 Основы теории культурно-досуговой деятельности
Культурологи анализируют досуг и свободное время как феномены культуры, выясняя их ценностно-смысловую наполненность и функциональное назначение в разные эпохи1. В рамках историко-кулыуроло-гических представлений рождается теория игры, главной фигурой в которой является человек, который, начиная с первых годов и до конца жизни, играет в самые разные игры. Автор представления о «человеке играющем», нидерландский историк и культуролог Й. Хейзинга усматривает в игровой деятельности универсальное занятие, свойственное мировой культуре прошлого и настоящего2. В далеком прошлом в регулировании целей, мотивов и содержания досуга особенно выделялась организующая роль религии, церковно-мо-настырских организаций, а также культурных традиций, в чем концентрированно проявлялся исторический опыт народа. В новое время к регулированию и анализу досуга стали присоединяться другие общественные институты, структуры, организации — бизнес, органы власти разного уровня, общественные движения и партии, представители образования, науки, медицины. В той мере, в какой отдых связан с оздоровлением человека, с его приобщением к художественно-эстетической деятельности, к образованию, культурно-досуговую деятельность анализируют представители дисциплин и научных направлений: искусствоведение, эстетика, история культуры и искусства, музееведение, педагогика. Здесь важны аспекты знаний, связанные с художественными, творческими аспектами досуга. В прояснение проблемы организации детского и юношеского досуга неоценимый вклад способны внести искусствоведы, музееведы, аналитический потенциал которых может прояснить, какие виды и жанры искусства, с каким содержанием лучше всего использовать в этом случае. В данном ряду дисциплин особое место отводится знаниям об организации и технологических разработках в сфере досуга (сценарно-режиссерских разработках, исполнительском искусстве, учете особенностей художественной аудитории и др.). Анализ организации свободного времени и досуга невозможен также без учета экономических, управленческих, политических и право- 1 Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М., 2002. 2 Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. вых аспектов. В этом направлении особенно велика роль экономического анализа, политологического, правоведческого, управленческого подходов. В рамках цикла политологических, правоведческих и управленческих дисциплин изучаются особенности регулирования досуга в пространстве государственно-правовых и властных отношений. Кроме этого, экономический анализ позволяет изучить досуговый сегмент бизнеса и сервисной экономики, в которую включены культурно-досуговые услуги. Свой вклад в изучение досуга и свободного времени вносят прикладные экономические и управленческие дисциплины — сервисоло-гия, туристика, менеджмент социокультурной сферы, санаторно-курортного дела и др. Знания о маркетинге, рекламе, страховом деле также могут быть использованы в соответствующих подходах к исследованиям досуговой деятельности. Таким образом, в изучении культурно-досуговой сферы задействован целый комплекс научных направлений, образовательных дисциплин и прикладных комплексов знаний. Многие направления и дисциплины используют теоретические представления, выработанные о свободном времени и досуге в социологии, культурологии, философии и др. Эти дисциплины и знания тяготеют к прикладным методам, формируя обширное пространство представлений о свободном времени, отдыхе, досуговой деятельности. В этой области знаний скапливается больше эмпирических сведений, технологических разработок, хотя есть здесь и немало глубоких обобщений, выводов теоретического уровня. Содержание, цели, мотивы и функции культурно-досуговой деятельности Представление о содержании культурно-досуговой деятельности. В первой главе рассмотрены общие представления о природе свободного времени, отдыха, досуга. В данном параграфе обратимся к сущности культурно-досуговой деятельности, конкретизируем ее понимание как целесообразно организованной, содержательно наполненной и функционально оправданной активности человека в свободное время, место и формы проведения которой он выбирает сам в соответствии со своими запросами и возможностями. Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: Глава 2 Основы теории культурно-досуговой деятельности
«усилие—расслабление», «работа—отдых», «утомляющий вид активности — восстанавливающий вид активности» и т.п. Как было показано ранее, представление об отдыхе приобретает широкий характер, как любое воспроизводство готовности человека к новым усилиям, как широко трактуемая рекреационная активность. Отсюда формируется представление об отдыхе как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа: ♦ первичные, или врожденные, — физиологические потребности в ♦ социальные — потребности в общении, социальном обслужива ♦ культурные — потребности в образовании, духовном развитии, Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций — новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др. В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. Вместе с тем многие досуговые занятия направлены на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более детального анализа того, как потребности связаны с характером досуга, следует рассмотреть содержание досуговой деятельности, которое выступает крайне важным свойством досуга. Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются: ♦ непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и ♦ осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания; ♦ его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис — словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом. Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. Особая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсорные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привлекательном пространстве, комфортном помещении. Перечень положительных сенсорных впечатлений отображает предпосылки для рекреационного эффекта, которые люди обычно стремятся обрести в течение как кратковременного, так и долгосрочного досуга. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. В качестве примера сошлемся на досуг верующих людей, членов политических организаций или общественных движений. Верующие люди нередко используют отпускное время на паломнические поездки, на участие в жизни церковного прихода, об-Щины. Люди, увлеченные общественной деятельностью, способны посвящать свободное время политическим мероприятиям. Например, на Рубеже XX-XXI вв. антиглобалисты не раз собирали десятки тысяч своих сторонников в разных странах в том или ином городе планеты на опре деленный срок (от 3 до 10 дней) для того, чтобы на конференциях, форумах, демонстрациях протеста заявить о своих целях, обсудить актуальные задачи движения.
Глава 2 Основы теории культурно-досуговой деятельности
Таким образом, это направление досуга, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозначить, как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. Они весьма многообразны и вариативны. Такие занятия различаются по характеру, содержанию, формам проведения: коллекционирование спичечных коробков или изобретательство, вышивание или рыбалка, сочинение стихов или игра в домино с соседями. Диапазон содержательных направлений, индивидуальных предпочтений в таких занятиях исключительно велик. В наше время он еще более расширяется за счет появления новых увлечений, связанных с техническими возможностями, современными реалиями жизни. В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос. Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связанного с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры (своей или чужой). Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная выполнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масштабные аудитории в разные исторические периоды у разных народов. Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному — с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относятся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого твор- ческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале и др. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей. Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии — музыкальным записям, кинофильмам, телепрограммам и др. Они читают книги дома или в библиотеке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи и др. В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток. Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции — художественной и искусствоведческой литературы, копий картин и изопродукции, фильмотек, музыкальных звукозаписей и т.п. К информационному типу содержательного досуга, который развивается на основе технических средств, следует отнести обращение людей к общественно-политической и научной информации — просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете. В наше время подобная информация также сравнительно доступна. Различные информационные средства весьма многообразны и конкурируют друг с другом. Совокупная дневная аудитория СМИ в разных странах исчисляется миллиардами слушателей и зрителей. Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, который связан с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием т.п. Такой способ освоения искусства на досуге связан
Глава 2 с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии. Назовем еще один вариант увлечения искусством на досуге — знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры других народов. Человек тратит свободное время на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бывает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях. Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов — общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости. Особая развивающая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые юноша и девушка испытывают в эти моменты, а также их беседы, душевное и духовное взаимодействие — все это придает общению неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная с библейской «Песни песней» и кончая современной любовно-поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые испытывает каждый человек, когда остается наедине с объектом своих чувств. Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом. Любая игра в яркой, отчетливой форме демонстрирует свой свободный, непрогнозируемый, спонтанный характер. Игра по приказу или имитация игры для знатоков уже не является игрой. Все любители игры играют потому, что испытывают удовольствие от этого занятия. Участники любой игры и даже наблюдатели переживают повышенную степень азарта. Азарт связан с накалом страстей, сильным человеческим возбуждением, которое способно стремительно менять направленность — от бурного ликования к досаде, гневу, унынию — в зависимости от индивидуальных пристрастий и хода игры. Нередко подобная степень вовлеченности в игру сопровождается столь сильным возбуждением человека, что он частично утрачивает контроль над Основы теории культурно-досуговой деятельности ситуацией и своим поведением. Именно эта вершина азарта более всего ценится любителями шахмат, спортивных состязаний, карточной игры, скачек. Крайние проявления азарта могут увлечь человека настолько, что он, втягиваясь в подобные переживания, становится игроманом. Не случайно в специальную категорию игр выделяют те, которые порождают у человека постоянное желание вновь и вновь испытать чувство азарта, подстегиваемое возможностью большого выигрыша или утраты своих денег. Если речь идет об азартных играх с немалыми ставками, то такой человек может тратить на увлечение значительную часть своих доходов, забывая о выполнении трудовых и семейных обязанностей, что ведет к конфликту между ним и социальным окружением. Такой человек нуждается в помощи психотерапевтов. Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб., 2003. Мы выделили основные содержательные аспекты досуга. Существуют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный характер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в себя множество других возможностей. Другими словами, в том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов. Рассмотрим в качестве примера деятельность фитнес-клубов, выполняющих рекреационную роль (нормализация психологического состояния, спортивно-физическое развитие человека и др.). Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздро-вительного медицинского и санитарно-гигиенического характера (занятия на тренажерах, массаж, водные процедуры в бассейне, руководство тренеров, медицинский контроль за состоянием организма, снабжение средствами для банных процедур после занятий и др.). Во многих случаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реабилитации, услугами общественного питания (предлагаются напитки, легкие закуски, десерт и т.п.). В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это способствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активного дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться статуса постоянного члена клуба. Вместе с тем немало досуговых занятий изначально имеют много-Целевой характер, что позволяет интегрировать в них одновременно разные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным Глава 2 Основы теории культурно-досуговой деятельности
содержанием такие досуговые формы, как клубный отдых, многие формы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортивные соревнования, туристские путешествия и т.п. Таким образом, в свободное время человек стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств. Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности. Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуго-вым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга. Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие. Главное в досуге — гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам. Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние). -
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить. Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий. Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях. Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм. Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугубляет процесс его обезличивания»1. Особенно не- ' Яковлев В. П. Социальное время. Ростов-на-Дону, 1980. Глава 2 свободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики. Назовем еще одно ограничение свободы. В организации досуга нельзя недооценивать роли исторических этнонациональных традиций, а также их ослабление и появление инноваций в проведении свободного времени. Разнообразие традиций, неодинаковое общественное мнение обусловливают различия досуга в разных странах. Один и тот же вид досуга может быть законодательно разрешенным в одних странах и запрещенным или неизвестным в других. Укорененные в одной культуре виды досуга далеко не всегда могут быть быстро приняты и освоены представителями другой культуры. Нередкой бывает ситуация, когда после длительного периода привычное досуговое занятие исчезает из социальной практики. В начале XXI в. в Англии создалась конфликтная ситуация — здесь стал обсуждаться проект закона, запрещающего охоту на лис в сопровождении своры собак. Это развлечение имело многовековую историю и было характерно для мужчин из привилегированных семей. Однако постепенно демократические круги англичан, члены экологических движений стали настаивать на запрете этой «безнравственной» забавы. Против запрета выступали не только охотники, но и заводчики собак и помощники охотников, а также сторонники сохранения английских традиций. Однако в начале 2005 г. вступил в силу закон, положивший конец этому традиционному занятию английских аристократов. Переплетение разных целей и мотивов в выборе досугового занятия. Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, кулыурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; Основы теории культурно-досуговой деятельности б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении. Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досу-говые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуго-вых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни. Ранее мы анализировали отдельные функции досуга. Здесь представим их в обобщенном виде. Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п. Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным Глава 2 развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом. В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровителъного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни. Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, до-суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль се-мейно-родственных отношений. В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
|