Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологическиеСтр 1 из 19Следующая ⇒
Содержание Введение.................................................................. 3 Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем.................................................. 7 1.1.Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой 1.2.Этапы исторического развития культурно-досуговой 1.3.......................................................................... История развития культурно-досуговой активности в России......................................... 36 Контрольные вопросы и задания........................ 47 Литература............................................................ 47 Глава 2. Основы теории культурно-досуговой деятельности 49 2.1.Научный анализ культурно-досуговой деятельности XX века 49 2.2.Содержание, цели, мотивы и функции культурно-досуговой деятельности..................... 55 2.3.Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности... 66 2.4.Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности 78 Контрольные вопросы и задания........................ 85 Литература............................................................ 85 Глава 3. Культурно-досуговая деятельность как часть общественной и экономической практики современного мира 87 3.1.Общественный и культурный потенциал досуга 87 3.2.Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности.................. 93 3.3. Организация досуга как часть экономического производства и сегмент социокультурного сервиса............... 105 3.4. Основные тенденции развития досуга в условиях глобальных взаимодействий.............................. 119 Контрольные вопросы и задания...................... 132 Литература......................................................... 132 Глава 4. Развитие досуговой деятельности в современной России 134 4.1.Интеграция культурно-досуговой сферы в новые 4.2.Особенности использования свободного времени населением России............................................. 147 4.3........................................................................ Некоторые направления и способы организации 4.3.1.Организация некоторых видов массового 4.3.2.Развитие книжного дела....................... 163 4.3.3.Организация культурно-художественных фестивалей и конкурсов.................................................... 166 4.3.4.Новые формы музейного обслуживания 170 4.3.5.Новые тенденции в деятельности учреждений 4.3.6.Организация внутреннего туризма на рыночной основе 178 Контрольные вопросы и задания............... 183 Литература 183 Глава 5. Управленческие, финансовые, сервисно-технологические аспекты организации досуговой деятельности 185 5.1. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности…….. 185 5.2. Финансовая база и доходообразующие каналы сферы культуры и досуга 202 5.3. Технологии и качество обслуживания потребителей Контрольные вопросы и задания.................... 232 Литература........................................................ 233 Глава 1 ной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре общения, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др. В близком к указанному смысле используется термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах деятельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высокой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «культурный человек», «культурные потребности общества», «культурное развитие молодежи» и др. 3. Немалое число терминов используется в связи с прикладными аспектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-экономической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строительства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.). Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия (см. п. 1), включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина. С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трактовка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в целом. Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения. Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-до-суговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
|