Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация внутреннего туризма на рыночной основе⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
До конца 1980-х годов въездной и внутренний туризм формировали достаточно прибыльную отрасль отечественной сферы услуг, что позволяло благополучно развиваться известным санаторным комплексам на Черноморском побережье, Северном Кавказе, в Закавказье, Прибалтике и т.п. Распад страны и новые хозяйственные реалии, а также снижение роли государственных органов власти в организации туризма потребовали коренной перестройки этой отрасли. На базе действовавших в советский период государственных туристских структур (структура профсоюзного отдыха, «Интурист», «Спутник» и др.) в стране быстро стали развиваться коммерческие структуры, которым удалось отладить организацию выездного туризма. Внутренний и въездной туризм какое-то время пребывал в стагнации, однако в последние годы эта диспропорция начинает выравниваться. Внутренний туризм восстанавливается уже на современной технологической основе и реализуется на фоне высокой конкуренции в мировом туристском бизнесе. Реконструкция материально-технической, сервисной и экскурсионной базы отечественного туризма начиналась в столицах, в ряде регионов Европейской части страны, вокруг наиболее притягательных для массового туриста историко-культурных центров (города «Золотого кольца», Псков, Великий Новгород и др.), а также в здравницах Краснодарского и Ставропольского краев. Например, в 2003 г. российские черноморские курорты приняли около 5 млн отдыхающих. В последующие два года поток туристов увеличился примерно на 15%. В районе Сочи компания «ЮМАКО» создает клубный курорт международного уровня. Сложившаяся ситуация в традиционно туристских южных регионах позволяет отечественным бизнесменам и инвесторам уверенно смотреть в будущее. Постепенно туристский бизнес стал рассматриваться на многих российских территориях в качестве прибыльной отрасли регионального хозяйства. Общий спад экономического развития, а также кризисное состояние местной социокультурной сферы не давали возможности внедрять масштабные и амбициозные проекты. Но во многих традиционно туристских регионах рекреационная инфраструктура неуклонно обновлялась, а в ряде российских регионов, включая малоосвоенные и отдаленные, начала создаваться впервые. Привлекательность многих российских регионов становилась очевидной по мере повышения ценности таких разновидностей туристского отдыха, как активный, экологический, провинциальный (деревенский), а также культурно-этнический, экстремальный, спортивный, конный, лыжный, пеший туризм. Успешное развитие внутреннего туризма там, где он до этого был в зачаточном состоянии или где его не было совсем, в немалой степени происходит благодаря предпринимательским инициативам, помощи местных властей и на основе рыночных механизмов. На определенном этапе реформирования отечественной экономики в крупных городах представители успешных отраслей отечественного бизнеса (в частности, стро-
Глава 4 ительного, банковско-инвестиционного и др.) начали проявлять интерес к туристским ресурсам на местах. В регионах партнерами внешних инвесторов становятся как местная предпринимательская элита, так и представители региональной власти. Развитие инфраструктуры туристского досуга на местах стимулирует подбор и сервисное обучение местного персонала, способствует распространению современных технологий обслуживания. Все это свидетельствует о создании в российских регионах условий для освоения природно-культурных ландшафтов с целью развития наиболее востребованных видов туризма. Проявляют необычайную активность в этом направлении представители бизнес-структур, расположенных в русской глубинке, а также на малоосвоенных и отдаленных территориях, например, северных, сибирских, дальневосточных. Удачным можно считать опыт турфирм Республики Саха—Якутии, Красноярского края, Камчатки, где действует немало уникальных туристских программ. Две трети территории Якутии занимают национальные парки, которые становятся отличной базой для орнитологического туризма, спортивной охоты и рыбалки. Любителям экзотики Якутия предлагает сегодня тур «Алмазная Якутия», маршрут которого связан с местами добычи и обработки алмазов. В последние годы у отечественных и иностранных туристов возник интерес к круизам по северным рекам. Спросом пользуются как длительные маршруты (Красноярск—Дудинка—Красноярск), так и короткие (Красноярск—Енисейск—Красноярск). Правда, власти Красноярского края и представители местного бизнеса признают, что пока не располагают транспортной и сервисной базой, отвечающей мировым требованиям качества. Еще более уникальны по природным достопримечательностям и полученным впечатлениям туры по Камчатке. На полуострове 28 активных и 160 спящих вулканов. Здесь есть места, где можно взобраться на вулкан и увидеть мир таким, каким он был много веков назад. На склоне одного из вулканов когда-то испытывали советский луноход, так как здешний пейзаж имеет абсолютно неземной вид. Полуостров идеально подходит для экотуризма, если иметь в виду сочетание познавательное™ и легкого экстрима. Здесь есть туры, в ходе которых туристы спускаются в кратеры как действующего, так и уснувшего вулкана, посещают Долину гейзеров, совершают прогулки на судне по Авачинской бухте, где множество морских птиц, лежбища сивучей, рыбачат и купаются в экзотических Развитие досуговой деятельности в современной России водоемах. Трудно перечислить все возможности Камчатки, которые в настоящее время начинают использоваться в турбизнесе. Есть на Камчатке и ограничения для развития туризма: короткий летний сезон, транспортные сложности, высокая себестоимость услуг и немая конечная цена турпродукта. Основными покупателями камчатских недешевых туров — пока американцы и японцы. В каждом российском регионе местные предприниматели и органы власти стремятся найти культурно-рекреационные ресурсы, которые способны привлечь как отечественных, так и зарубежных туристов. На Южном Урале наиболее востребованы программы, связанные с посещением археологического заповедника «Аркаим», с конными и велосипедными турами, сплавами на катамаранах по рекам, а также их различные комбинации с пешими походами. Туристские предложения, связанные с посещением озера Байкал, привлекают путешественников комплексным подходом: программы в этом случае рассчитаны на освоение важнейших исторических достопримечательностей региона, на знакомство с основными природными зонами Баргузинского хребта. Даже, казалось бы, ничем не примечательные регионы средней полосы России выставляют на туристкий рынок свои предложения. Местные турфирмы Тульской, Ярославской, Вологодской, Калужской, Рязанской, Пензенской и других областей в летний сезон предлагают деревенский туризм, рассчитанный на отдых в живописных и экологически здоровых условиях. Чистая деревенская изба, обильная натуральная еда, баня с веником, посещение грибных или ягодных мест, фотоохота, прогулки на лошадях — услуги, которые чаще всего получают туристы за весьма умеренную плату. В некоторых туристских фирмах Центральной России потребителям предлагают на лето арендовать деревенскую усадьбу: дом с садом, огородом, сельскохозяйственными животными. Вкладывая труд в приусадебное хозяйство, арендаторы получают право распоряжаться сельскохозяйственной продукцией по своему усмотрению. В данном случае опробуется более трудоемкий вариант деревенского отдыха, нежели в итальянской провинции, где потребители могут помогать фермеру по хозяйству, а могут и не помогать — все формы обслуживания они все равно получат. Российским потребителям предлагается и такой вариант отдыха, где они могут самостоятельно вести приусадебное хозяйство. В нашей социальной и экономической ситуации такой вариант деревенского туризма находит своих клиентов. Подобные услуги ценятся представителями определенных го- Глава 4 Развитие досуговой деятельности в современной России
родских слоев — группами работников с невысокими доходами, семьями с детьми, студентами, пенсионерами и др. На пути развития регионального туризма в России остается немало препятствий. Во многих регионах страны, рассчитывающих сохранить собственную инфраструктуру туризма, процесс ее обновления не завершен. И причины этого далеко не всегда связаны с отсутствием инвестиций. Например, за прошедшие годы сложно обновлялась сервисно-рекреационная инфраструктура во многих традиционных туристских регионах Северного Кавказа. Это, безусловно, свидетельствует о нехватке финансовых ресурсов. Но глубинная причина состоит в нежелании людей приезжать на отдых на Северный Кавказ в силу социально-напряженных условий жизни и опасностей, связанных с терроризмом. Вместе с тем местные здравницы на Северном Кавказе продолжают функционировать, обеспечивая отдых местного населения. В этом проявляется еще одна примета туристской деятельности в российской провинции. Многие рекреационные здравницы на местах сохраняются как оздоровительные центры регионального значения, хотя обновление инфраструктуры обслуживания могло бы заметно улучшить их статус — туристские ресурсы позволяют это сделать. Если говорить о перспективах развития туристского отдыха в нашей стране, то прогнозы специалистов оптимистичны. В рамках провинциального туризма (т.е. связанного с поездками на отдаленные, не затронутые урбанизацией, но культурно освоенные территории), можно было бы развивать такие формы путешествий, как экологический, ностальгический, этнический, культурно-познавательный, приключенческий, экстремальный туризм. В недалеком будущем многие территории страны способны стать самыми перспективными, предлагая более продолжительные и комплексные путешествия, охватывающие несколько российских регионов. Поэтому следует восстанавливать и создавать интегративное туристское пространство Волжского региона, районов Крайнего Севера (северный туризм), Сибирского, Дальневосточного (с Камчаткой и Сахалином), Алтайского регионов и т.п. Создав на этих территориях единую туристскую инфраструктуру, которая частично распалась в постсоветское время или просто не существовала ранее, можно ожидать мощных прорывов в развитии российского туризма. В регионах требуется создать современные ресурсы и инфраструктуру туризма. Предстоит реконструировать такие ведущие направления деятельности, как туристские перевозки, сервис в области размещения и питания, кадровое обеспечение и в целом местную социокультурную инфраструктуру. Возрождение внутреннего туризма в нашей стране невозможно без участия государства. В этом направлении необходим тщательно проработанный проект (или даже серия проектов), поэтапная реализация которого позволит постепенно привлекать туристские потоки на разные российские территории. Все это также предполагает консолидированную волю местных властей, заинтересованных бизнес-структур, а также масштабные вложения, от которых трудно ждать быстрой отдачи. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы производственные структуры, информационные и сервисно-досуговые направления деятельности, которые отнесены в российском законодательстве к культурной сфере? 2. Какие имущественно-правовые формы собственности задействованы в культурно-досуговых услугах современной России? 3. Охарактеризуйте отечественное законодательство относительно культуры и сервиса в сфере досуга. 4. Какие сдвиги произошли в постсоветский период в сфере досуга российского населения? 5. В чем состоит сущность гуманитарных и социальных издержек в организации досуга в постсоветской России? 6. Назовите наиболее важные тенденции в организации массового самодеятельного досуга в современной России. 7. Охарактеризуйте сферы досугового бизнеса России, которые наиболее удачно вписались в рыночные отношения. 8. Какие рыночные формы организации обслуживания вырабатывают в новых условиях учреждения культуры, находящиеся на бюджетном финанси 9. В силу каких причин внутренний туризм неодинаково развивается в рос 10. Каким образом внутренний туризм позволяет оживлять развитие досугового сервиса в российских регионах? Литература Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 2004. Богалдин-Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы. М.; Воронеж, 2004.
|