Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место культуры






В плоть и кровь современного общества слишком прочно вошла упрощенная формула об экономике как базисе общества и культуре как мало к чему обязывающей надстройке. И даже сегодня, когда перестроечное поколение так не прочь щегольнуть " новым менталитетом", старая закваска берет верх и реформаторы с завидным упорством продолжают рассматривать российские реформы преимущественно в понятиях и терминах экономической науки. Изредка они касаются ее политических предпосылок и следствий, и уже совсем на обочине оказывается культура как изначальный толчок всякого переустройства.

Между тем, после Макса Вебера[1][1], одного из самых проницательных умов двадцатого века, стало общепризнанно, что основа западно-европейского капитализма – протестантская этика. На ней зиждется переход к капитализму.

" Цивилизованная модель" профессора Гарвардского университета (США) С.Хантингтона по оценке ведущих ученых мира, одна из самых крупных научных концепций последнего времени. С.Хантингтон исходит из того, что уровень и тип культуры будет определять будущее общество. Глобальное столкновение цивилизаций, если и произойдет, то и произойдет на почве разных типов культуры. Не между классами, не между имущими и неимущими, а между разными уровнями и типами культур.

Положение о том, что культура должна предшествовать всякому изменению в жизни общества, буквально выстрадано Россией. История убедительно показала, что только просвещенный народ может начинать преобразования и реформы. Обратная же логика (вначале реформы, потом культура) ведет к всеобщему хаосу и разорению.

В " Декларации прав культуры" Д.С.Лихачев заявил, что вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государства лишается смысла.

Демографический спад в России грозит перерасти в катастрофу национального масштаба. Сейчас в стране 143 миллиона человек. По прогнозам ООН к 2050 году в России останется в лучшем случае 113 миллионов, в худшем – 96 миллионов человек.

Государство разрабатывает систему материальной мотивации, побуждающей к многодетности.

Но вне культуры это может привести к появлению нового поколения, наделенного лишь животной жизнью. Симптомы такой тенденции просматриваются довольно определенно. Чем больше " продвинутая" молодежь заменяет слово " любовь" словами " секс", тем меньше человеческого в ней остается. Воспроизводство жизни должно идти параллельно с воспроизводством культуры. Если говорить точнее, воспроизводство культуры должно опережать воспроизводство жизни.

К сожалению, культурологи не научились фиксировать в конкретных цифрах воздействие культуры на экономику. Между тем, ярких примеров для экономических замеров более чем достаточно.

Известно, что атомная отрасль была и остается тем якорем, который позволяет России удержаться в клубе ведущих мировых держав. Атомная промышленность – крупнейшая наукоемкая отрасль. Здесь работают лучшие организаторы производства и самые яркие ученые. Один из них - руководитель Федерального агентства по атомной энергетике академик Александр Юрьевич Румянцев. Ученый рассказывает, что и он (все его родные и близкие – гуманитарии), и многие " лирики" 60-х годов пошли в физики под влиянием великого романтического фильма " Девять дней одного года". Герой Алексея Баталова ученый-физик Гусев исследовал термоядерную реакцию и ради великого дела вошел в реакторную зону. Гусев получил смертельную дозу, но продолжал заниматься наукой.

Выходит, не было бы отрасли в том виде, как она сегодня существует, если бы не было такого фильма.

Не только алгеброй проверяют гармонию, но и гармонией алгебру.

Академик Китайгородцев истинность научных выводов, совершенство и целесообразность технических сооружений измерял красотой.

Некрасивая формула таит в себе какую-то ошибку. Некрасивый самолет – технически несовершенен.

Искусство, культура способны коренным образом изменить человека. Главный герой рассказа Глеба Успенского " Выпрямила" – учитель Тялушкин. Жизнь у него трудная, беспросветная. Однажды он с родителями своих учеников приехал во Францию и оказался в главном музее Парижа – Лувре. Здесь он впервые увидел статую Венеры Милосской. Все в душе Тялушкина перевернулось. Эта встреча " выпрямила" его.

Хорошо известно признание В.И.Ленина: роман Чернышевского " Что делать" его всего перепахал. Как знать, может быть, и не было бы революции, не прочти Ленин Чернышевского.

Находящиеся у власти профессиональные экономисты не принимают во внимание таких состояний, как страх за свое дело и собственную жизнь, недоверие к намерениям и действиям государства. Между тем, доверие – фундаментальная экономическая ценность. Классическая работа Фрэнсиса Фукуямы " Доверие" увидела свет уже 10 лет назад. Проведя сравнительный анализ, автор прекрасно продемонстрировал, что страны с низким уровнем доверия обречены на экономическое отставание.

Если доверие утрачено, то оно, как правило, не восстанавливается. Оно может появиться вновь, если будут новые лица, команды, элиты. Но эти новые будут персонифицировать т новое государство. Так называемое дело Ходорковского ясно показало, как внеэкономические факторы влияют на экономику.

Безответственность, обман партнеров по бизнесу превращает рынок в базар, дискредитирует идею рыночных отношений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал