![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чтобы избежать распада целого на части, найти консенсус, придти к консолидации общества, нужна культурная политика.
Сегодня, к примеру, сложилась крайне опасная ситуация нетерпимости субкультур, вражды народов, высокой степени их идеологического противостояния, социально-культурной напряженности. Государство выдвинуло концепцию патриотизма как объединяющей основы общества. Правительство утвердило Государственную программу " Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-210 годы". Вот это и есть частный случай культурной политики. В системе образования, к слову казать, схожая обстановка. Ситуация настолько пестрая, что в результате единое образовательное пространство России оказалось под угрозой. Нужна умная и тонкая образовательная политика, направленная на поиск точек соприкосновения. Культурная политика в самом общем виде – деятельность социальных институтов, социальных групп и индивидов по регулированию культурной жизни. Естественно, что это регулирование осуществляется, во-первых, по сложившимся у субъекта регуляции представлениям о желательном состоянии культурной жизни, во-вторых, через широкий диапазон способов воздействия – от убеждения до принуждения. Непримиримое противостояние субкультур порождает представление о культурной политике как борьбе интересов различных субъектов культурной жизни. Чаще всего так оно и есть на самом деле. Мирное сосуществование, а уж тем более доброжелательное соседство похоже на горизонт: чем ближе к нему приближаешься, тем он дальше удаляется. Самую существенную роль в этой борьбе играет борьба за распределение различных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых и информационных для реализации культурных программ. Приход к власти нового президента, губернатора, влечет за собой отставку правительства. Сплошь и рядом за этим следуют новые назначения, новый министр культуры, председатели комитетов по культуре. Последние в свою очередь меняют ключевые кадровые посты в своих ведомствах. Бороться есть за что. Культурное наследие – огромные ресурсы, ничуть не меньшие, чем нефть, золото, платина. Страховая стоимость только музейного фонда России составляет 600-700 миллиардов долларов и больше. По оценке петербургского Комитета по госконтролю и охране памятников культуры, стоимость актива центра Санкт-Петербурга без учета особо ценных объектов культурного наследия, не поддающихся оценке, составляет 420 миллиардов рублей. В бюджете Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга – 3 миллиарда рублей. Распределение бюджетного финансирования делает фигуру председателя заметной и значимой. В июне 2005 года разразился шумный публичный конфликт в российском правительстве. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов в телепрограмме " Постскриптум" заявил, что в прежнем Министерстве культуры коррупция процветала на всех этажах. Прежнее министерство возглавлял Михаил Швыдкой. В реорганизованном министерстве он занял пост главы Федерального агентства по культуре и кинематографии. Швыдкой подал в суд на своего непосредственного начальника министра Соколова. За конфликтом начальника и подчиненного стоят давние противоречия. Их смысл, как всегда в том, кто распределяет бюджетные средства. Дело в том, что в новом министерстве бюджетное финансирование находится в руках агентств. К тому же назначение и снятие руководителя агентства – прерогатива премьер-министра. Вот и получается, что и денежные потоки, и ключевые кадровые вопросы находятся вне влияния министра. На самой первой конференции нового министерства только что назначенный министр Александр Соколов сравнил министерство культуры и массовых коммуникаций с роялем, который нужно по-разному настраивать в зависимости от программы. Сидевший рядом Швыдкой среагировал мгновенно: " Рояль у Александра Сергеевича, а ключ для настройки у нас". Судя по всему, бегать " за ключом" Соколову надоело. Поэтому и последовали его жесткие заявления в адрес федерального агентства. Теперь их правомерность будет разбирать суд. Коренной вопрос культурной политики – хозяйственное содержание объектов культуры. Расходы госбюджета на отрасль не превышают двух процентов. Государство выделяет на сохранение памятников в 30 раз меньше, чем требуется. В Санкт-Петербурге 8 тысяч памятников культуры и архитектуры. Из них - 3, 5 тысячи – в федеральном подчинении. 1300 находятся в активной фазе разрушения. В реставрационных работах нуждаются 7 тысяч памятников. На них требуется 60 миллиардов рублей. Финансирование из всех источников составило 2, 4 миллиарда рублей, то есть 4 процента от требуемого.
|