Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предтеча культурной политики
Культурной политикой насыщена вся жизнь социально-культурного работника. Трудно назвать какой-то вид культурной деятельности, в котором бы не просматривалась ее политическая направленность. Подбор репертуара для коллективов художественной самодеятельности, комплектование фондов библиотек, расстановка кадров, перспективные планы развития социально-культурных институтов – это все культурная политика В первые годы Советской власти (с1919 по 1945 годы) та сфера деятельности, которой теперь занимается социально-культурная деятельность, называлась политико-просветительной работой. Новое название было принято 1 Всероссийским съездом по внешкольному образованию (1919 г.). Душой и организатором съезда была Н.К.Крупская (1869-1939 гг.). Н.К.Крупская – активная участница революционного движения. С 1898 г. - жена В.И.Ленина. С 1920 г. председатель Главполитпросвета, с 1929 г. – заместитель наркома просвещения, советский государственный, партийный деятель, автор трудов по педагогике, внешкольному образованию, политпросветработе. Съезд поставил вопрос о связи внешкольной работы с политической. Внешкольная работа переставала быть только культурной. У Крупской появился термин культурно - политическая работа, потом она говорила о культурно-просветительной работе, поправляла сама себя и уточняла: правильно говорить – политико-просветительная работа. Этот термин и закрепился вплоть до 1945 года. Политико-просветительную работу Крупская определяла как массовую политико-воспитательную и образовательную работу, широко развернувшуюся при Советской власти. Исторически первый курс лекций " Основы политпросветработы" (1926 г.) был разработан Н.К.Крупской и прочитан ею в Академии коммунистического воспитания им.Н.К.Крупской. Любопытно, что Крупская пришла к выводу, что читать этот курс надо на 1 курсе (первоначально его слушателями были студенты 4 курса). Конечно, лекции были до предела политизированы и идеологизированы. В основе их лежало, как полагала Крупская, единственно верное учение Маркса-Ленина. Но если отбросить идеологизированную шелуху, то целый ряд положений Н.К.Крупской в высшей степени актуальны и сегодня. Поэтому ее сочинения преждевременно сдавать в архив. А лекции " Основы политпросветработы", предшествующие современному курсу " Основ культурной политики", должны быть прочитаны особенно вдумчиво. Крупская в самом начале говорит о том же, о чем и сегодня размышляют серьезные аналитики – о взаимосвязи культуры и экономики. Индустриализация страны тормозится культурной отсталостью, низким культурным уровнем населения. В этой связи центр тяжести переносится на культурничество (к этой мысли пришел Ленин). Нужна культурная революция. Государственный бюджет надо передвинуть в сторону удовлетворения потребностей первоначального народного образования (политпросветы в те годы были в системе народного образования). В содержательном плане работа политпросветов должна быть тесно увязана с Советами всех уровней. Соединительным звеном здесь выступает самодеятельная природа Советов и политпросветов. Советы - органы масс, выражают и представляют их интересы. И политпросветработа строится на инициативе и самодеятельности масс. Организационно политпросветработники обслуживают работу Советов через их секции народного образования. Альфой и омегой всей теории политпросветработы Крупская считала учет конкретных условий, в которых живут массы, и их интересы, потребности. Изучение масс интересовало Крупскую не ради самого изучения. Это была исходная отправная точка для решения двух стратегических задач: воспитания у масс революционного миросозерцания и революционного действия. Первая задача осуществлялась делом пропаганды, вторая – агитации. Ну, конечно, основная задача пропаганды – освоение марксистской теории. Но, вместе с тем, и основ естественноисторических наук. Со ссылкой на Герцена, Крупская подчеркивает, что без естественных наук нет спасения современному человеку, что естественные науки изменяют психологию человека, кладут свою печать на все его рассуждения и поступки. В стране, ставшей на путь индустриализации, необходимо пробуждать у масс интерес к технике. Крупская выделяла три формы пропаганды. Устная пропаганда (беседы, лекции); печатная пропаганда (газеты, брошюры, книги); наглядная пропаганда (экскурсии, музеи, кино, инсценировки). Агитацию Крупская рассматривает как орудие воспитания масс к революционному действию. Агитация происходит от французского слова " agiter", что значит " волновать", " побуждать". Агитатор, который не умеет волновать, зажигать массу, - не агитатор. Прием агитации заключается в том, что внимание массы приковывается, концентрируется на факте, волнующем ее в данную минуту, и этот факт освещается таким образом, что еще больше волнует массу, побуждает ее к определенному действию. Крупская исходит из данных современной ей науки: в основе всякого действия лежит эмоция. Значит, чем больше агитатор волнует, тем очевиднее рассчитывать на действия агитируемых. Содержание агитации определяет текущий момент. Это может быть электрификация страны, кооперирование (т.е. объединение хозяйственных усилий) и т.д. Социалистическое строительство начинается в области организации. В ней – гвоздь и основа социализма. Более того, в известные моменты организационная работа превращается в единственно нужную. Крупская со ссылкой на Ленина говорит, что пока передовые рабочие не научатся организовывать десятки миллионов, до тех пор они – не социалисты и не творцы. В процессе организации масса видоизменяется. Из распыленного состояния она превращаются в организованную насквозь по разным профессиям, целям работы, по разным задачам массу. Эта масса растет, вооружается знаниями, приобретает общественные навыки, становится активной, сплоченной. Организационным центром являются Советы. Политпросветработников. Крупская так и называет - организаторы-политпросветчики. Они должны ориентироваться в своей работе на политическую организацию рабочего класса – коммунистическую партию, увязывать работу с Советами всех уровней. Последняя лекция Крупской (их всего 8) посвящена организационной роли рабочей печати. Крупская считает, что политпросветчик должен всячески помогать распространению рабоче-крестьянской печати в массах, создавать кружки рабочих и крестьянских корреспондентов, устраивать читки газет, хранить, помогать организации стенных газет. Каждый политпросветчик должен воспитывать из себя умелого организатора. Крупская обращает внимание на научную организацию труда, рекомендует через марксистские очки изучать книгу Тейлора " Организация труда в промышленных предприятиях" (Тейлор – классовый враг пролетариата, но у врагов надо учиться). В Советском Союзе вопросами организации труда занимаются Центральный институт труда(ЦИТ). Каждый студент-политпросветчик должен в этом институте побывать и познакомиться с его деятельностью. У Крупской есть замечательная мысль, что рабочие сами устраивают государство и всячески управляют им. К сожалению, это была книжная правда, оторванная от жизни. Крупская не хотела (или не смела) знать, что происходит в жизни, как партийный аппарат подавил Советы, как раскрепощенные революцией массы закрепощала новая власть. Поэтому призывы Крупской развивать самодеятельность, искать такие формы самоуправления в клубах, библиотеках, при которых максимально проявляется инициатива масс, оставались благими пожеланиями, на которые с неудовольствием реагировала партийная элита. Самодеятельность масс была в тех же условиях только синонимом управляемой самодеятельности. Печать противоречий лежит на сочинениях Крупской советского периода. Да и сама ее жизнь, особенно после смерти Ленина, была драмой и человека, и политика.
|