Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противостояние культурных интересов центра и регионов






Взаимодействие центра и регионов складывается из противостояния интересов. Иногда их удается согласовать, иногда обе стороны только делают вид, что найдено решение проблемы, на самом деле уголек несогласованного интереса тлеет и при случайном порыве ветра вспыхивает пламенем.

Крайне болезненно проходит приватизация памятников культуры.

В 2002 году был принят федеральный закон " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В нем зафиксировано, что независимо от значения памятника – федерального или местного, - он может находиться в любой собственности, в том числе и частной. Исключение составляют объекты всемирного наследия, заповедники, археологические объекты.

Законом предписано - все памятники разделить на три группы: федеральную, субъекта федерации и муниципальную. В дальнейшем эти группы закрепить еще одним федеральным законом. А пока наложить мораторий на приватизацию памятников до 31 декабря 2010 года (де факто приватизация идет полным ходом).

Раздел памятников проходит трудно. Сталкиваются интересы центра и субъектов Федерации. По мнению некоторых экспертов, пожар московского манежа стал следствием такого конфликта.

В Великом Новгороде обострились страсти в черте Окольного вала.

Восьмиметровый культурный слой Окольного вала находится под охраной ЮНЕСКО. В Федеральном законе об охране памятников обозначены три вида охраняемых объектов: памятники – самая жесткая категория, практически неприкосновенная; ансамбли, включающие в себя, к примеру, архитектурные комплексы; и, наконец, достопримечательные места – категория, в которую чаще всего входят культурные слои исторических поселений.

Культурный слой в черте вала Окольного города с 1974 года принадлежит к числу памятников федерального значения. Значит – ни строить, ни прокладывать коммуникации, ни копать – ничего нельзя. Но строительство - с попустительства региональной власти – практически уже началось. Вложены огромные деньги. Столкнулись интересы исторического наследия и современного развивающегося города, интересы центра (Росохранкультура) и региона.

Регион предлагает перевести культурный слой из категории памятников в категорию достопримечательного места. Но эта хитрость шита белыми нитками.

Пока, по решению центра, все строительные работы в Окольном вале остановлены. Но вложенные деньги не могут быть долго в замороженном состоянии. Не сегодня – завтра цепочка своевременно нерешенных проблем перерастет в волнение нешуточного масштаба.

Уплотнительные застройки, например, в некоторых регионах (например, в Астрахани) сопровождается пожарами. Некоторые владельцы домов, мешающие строителям, оказываются на пепелище.

Культурная политика в отдельных регионах принимает характер демонстративного противостояния центру.

Краснодарские депутаты разработали поправки к федеральному закону о СМИ. Они были рассмотрены Госдумой, отвергнуты и даже названы экспертами " безграмотными и нелепыми".

Это не помешало краевому парламенту принять, на основе отвергнутых поправок, постановление о создании в Краснодаре первого в России общественного совета по этике и нравственности в сфере телерадиовещания. В полномочия совета входит экспертиза теле - кино - аудиопродукции.

Если совет усмотрит что-либо вредящее моральному здоровью населения, нарушителей могут лишить лицензии, снять руководство теле – или радиокомпании с должности.

Конфликтные ситуации все чаще возникают на национальной, религиозной почве.

Классический спор о полномочиях в сфере культуры между центром и регионом – перевод татарского алфавита на латиницу.

Госсовет и Верховный суд Татарстана оспаривали в Конституционном суде исключительное право федерального центра устанавливать графическую основу государственных языков субъектов федерации.

Приняв в 1999 году Закон " О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", республиканские власти это право проигнорировали. В ноябре 2004 года Конституционный суд признал перевод Татарского язык на латиницу незаконным.

Решение Конституционного суда вызвало резкую реакцию в Карелии, где проживают карелы и вепсы. Их письменность тоже основана на латинице. Но языки этих народов не являются государственными. Карельская и вепская письменность появились около 15 лет назад. На нее не распространяется требование закона об обязательном использовании кириллицы.

Тем не менее, ситуация патовая. Переход на кириллицу означает создание заново новой письменности. Это приведет к утрате карельской письменности и, как результат, карельской культуры. А оставаться на латинице – значит остаться навсегда вне статуса государственного языка и стало быть оказаться на обочине прогресса.

Вот еще два примера влияния национально-религиозных амбиций на научные исследования и их результаты.

Государственную премию за 2004 год в области науки и технологий получили академик РАН Вячеслав Молодин и доктор исторических наук Наталья Полосьмак за исследования пазырыкской культуры. Пазырыкские курганы находятся в долине Пазырык на Алтае. В них находятся хорошо сохранившиеся погребения 5-3 веков до новой эры. По находкам ученые создали реконструкцию образа жизни людей, населявших Алтай две с половиной тысячи лет назад. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато (плато – возвышение равнины, ограниченное четко выраженными уступами) Укок (именно там проходят исследования) в список объектов всемирного наследия.

Одна из самых интересных находок плато Укок – бальзамированное тело (мумия) молодой женщины. Находка стала мировой сенсацией. Ее возраст – 2, 5 тысячи лет.

Древние историки писали, что много веков назад Горный Алтай населяли племена скифов. Они обладали сверхъестественными способностями. Скифы стерегли золотые сокровища, обращаясь в грифонов. Грифоны – свирепые существа с женской головой и туловищем птицы (на плече мумии – татуировка грифона). Древний историк Геродот писал, что во главе живших в этих краях древних скифов стояла Праматерь и владычица. Возникло предположение, что захороненная со всеми почестями знатная молодая женщина была Праматерью и Великой жрицей скифов. Местные жители зовут ее принцесса Укока. Для них она -–священная реликвия, хранительница покоя и величия алтайского народа.

Археологи вывезли алтайскую принцессу за пределы региона, разместили ее в Новосибирском институте археологии и этнографии СОРАН.

Случилось так, что перевоз мумии совпал с сильнейшим землетрясением. Изменился даже рельеф местности. Дома сошли с фундаментов, стадион ушел под землю, разрушены были дороги, кладбища. Регион нуждался в помощи, а чиновники не торопились ее оказать. И тут прокатилась волна самоубийств. То ли как следствие разрухи и хаоса в регионе, то ли по каким- то иным неведомым причинам.

Так или иначе, но возникло движение за возвращение мумии на место ее захоронения. Ученые якобы нарушили многовековой покой царских особ. Теперь душа принцессы бунтует и требует успокоить ее прах.

Еще один пример. В аржанских курганах республики Тувы питерскими археологами было обнаружено не потревоженное погребение скифских вождей, невиданное количество золотых украшений, словом, сказочные сокровища. Находка – древнейший из ныне изученных памятников скифской культуры, датируется веком до новой эры. Раскопки проводились за счет средств института истории материальной культуры РАН. Главное же бремя финансирования добровольно взял на себя Германский институт археологии. В последние же годы основные расходы по раскопкам, реставрации взял на себя Эрмитаж.

Как только скифские сокровища оказались в безопасности в Эрмитаже, из Тувы зазвучали голоса о возврате ценностей. И вновь знакомый уже мотив. Археологи потревожили потусторонние силы, разгневанные духи курганов накажут местное население.

Оба примера (алтайская принцесса, аржанские сокровища) говорят о противостоянии в сфере культуры интересов центра и региона. И в том, и в другом случае удовлетворены притязания регионов (Центр периодически делает широкие жесты, присоединяет, к примеру, Крым к Украине). Достигнуто соглашение о возвращении принцессы Укока в Горный Алтай в 2006 году, когда будет отмечаться 250-летие добровольного вхождения региона в состав Российской империи. Юбилейные торжества повлияли и на ситуацию в Туве. К 60-летию добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав Российской Федерации бесценные экспонаты будут возвращены в Кызыл.

Тут самое время разобраться в аргументации " за" и " против" возвращения сокровищ по месту их нахождения.

С одной стороны, очевидно, что никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа. Сокровища представляют собой святыню, память, наследие предков. И потому должны принадлежать потомкам, проживающим в этих регионах.

Еще один аспект – юридический. Согласно Конституции Тувы и Закону об охране памятников, все историко-культурные ценности, обнаруженные на территории Тувы, суть ее национальное достояние.

Но помимо тувинских законов и над ними существует общероссийское федеральное законодательство. И Конституция РФ, и Федеральный закон об охране памятников однозначно утверждают: содержание недр РФ и памятников истории и культуры, находящихся на ее территории есть общенациональное достояние и федеральная собственность.

Но дело не в юридических тонкостях и не в несогласованных федеральных и региональных законах.

Самые главные памятники мировой культуры должны быть надежно хранимы, доступны для научных исследований, открыты для массового посетителя. К примеру, на " обслуживание" мумии принцессы Укока тратилось в Новосибирском институте порядка 20 тысяч долларов в месяц. Мумия содержалась не хуже, чем Ленин в Мавзолее (кстати, специалисты из Мавзолея привлекались в качестве консультантов). Таких средств и возможностей нет в местном бюджете Горного Алтая. Нет и квалифицированных специалистов.

И в Тувинском музее (г.Кызыл) нет условий для хранения и экспонирования аржанских вещей, нет специалистов, способных квалифицированно работать с находками, нет, наконец, средств на расходы по реставрации, на апробирование каждого из 8 тысяч золотых изделий Пробирной палатой

Очевидно, что однозначного ответа на вопрос, где должны храниться найденные сокровища не существует. Нужна терпеливая работа представителей Центра и регионов по снятию напряжения, сближению позиций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал