Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Вопрос старого стиля






В этой атмосфере вырождения, в результате давления со стороны государства, Греческая Церковь неожиданно сделала первый шаг навстречу папе - приняла папский календарь.

К несчастью, очень немногие поняли значение этого вопроса «старого стиля», как его называют. Большинство связывают сопротивление старостильников с узостью мышления необразованных людей. Это является еще одним знаком глубокого презрения, которое самодовольные образованные люди питают к неучам. Но чтобы противостать так, как они это сделали, эти неучи должны были иметь религиозную ревность (а что они еще имели кроме этого!?) и духовную обеспокоенность, столь редко встречающуюся среди безразличных к истине масс, которые, не понимая настоящего значения проблемы, последовали за большинством иерархов. Ни один из просвещенных богословов и их последователей не проявил какого-либо признака скорби по поводу разделения Греческой Церкви, ни один из них ни искал ответа на скорбные вопли, с которыми взывали к ним тысячи верующих. На их стороне было большинство, и эта многочисленность всегда поддерживала в них чувство безопасности. Но на самом деле они даже и не имели на своей стороне большинства. Ибо, хотя старостильников и насчитывалось всего лишь несколько тысяч по сравнению с миллионами последователей нового стиля, эти немногие тысячи были тысячами верующих, страждущих за Церковь, тогда как среди миллионов безразличных, материалистов и атеистов, которые следовали новому стилю, вряд ли можно было насчитать несколько тысяч истинно верующих людей; они лишь глумились над этими бесхитростными новыми исповедниками Православия, упрекая их в том, что те отказываются отбросить суеверие и исправить свой неточный календарь.

Но вопрос заключался не в этом. Старостильников неоправданно обвиняли в борьбе за календарь. Вопрос был не в том, который из двух календарей точен. Известно, что оба они неточны. Ни старостильники не настаивали на старом календаре, ни новостильники не выдвигали новый календарь по причине астрономической его точности. Причина, вызвавшая решение ввести в Греции новый стиль, не была ни астрономической, ни богословской. Просто здесь произошла одна из многих капитуляций порабощенной государствам иерархии пред своим господином, который просил этого от них для упрощения своего делопроизводства.

А вот причина отказа старостильников подчиниться очень даже имела богословское обоснование и происходила из глубоко церковного сознания. В самом деле, литургическое единство Церкви было поставлено под угрозу в угоду политическим интересам. За изменением календаря последовало разрушение литургической симфонии между Греческой Церковью и другими Православными Церквами, которые придерживаются старого стиля до наших дней. И это не было только вопросам дисгармонии в литургической жизни Церкви воинствующей: неразрывность литургической жизни Церкви воинствующей и Церкви торжествующей также была нарушена.

Когда в Греции колокола созывают верующих в храм на празднование Рождества Христова и певчие радостно воспевают «Христос рождается, славите», миллионы наших православных братьев в остальном мире и на Святой Горе еще соблюдают Рождественский пост, они не слышат звона колоколов и не поют с нами радостные рождественские песнопения.

Можно ли представить себе что-либо худшее для Церкви, чем такое нарушение литургической гармонии, которое духовно отдалило нас не только от других православных, но и от всех православных, бывших прежде нас, от торжествующей Церкви тех, кто упокоился во Христе и от святых, праздновавших и служивших литургию по старому календарю, отвергнутому нами?

Сколько усилий наших отцов, сколько соборов потребовалось, чтобы установить праздничный календарь, - и все это для того, чтобы между Христианскими Церквами была литургическая гармония, потому что эти гармония и согласие выражают внутреннее литургическое единство Церкви. Это то, что делает Церковь зримо единой, несмотря на существование множества Поместных Церквей. Единство Церкви образовано не так, как представляется папе, - жесткой дисциплиной и послушанием наличной иерархии во главе с одним лицом, которое объявляет себя наместником Христа на земле. Единство Церкви образовано таинством причастия Тела и Крови Христовых. Каждая церковь, где совершается святая евхаристия и где верующие собраны «воедино», вмещает весь образ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Что соделывает различные приходы членами одного Тела, что объединяет в одном Теле различные епархии? - Таинство причастия всех Тела и Крови Христовых в Духе Святом и в истине.

Таким образом, единство Церкви есть некое мистическое кольцо, выковываемое во время совершения Святой Евхаристии, когда верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Христиане составляют одно тело - живущие на земле сегодня и жившие прежде нас в веках минувших, а также те, кому еще предстоит жить в веках будущих; и это потому, что у нас один корень - Тело Христово. Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (I Кор. 10: 17).

Следовательно, единство Церкви - это единство не административное, не дисциплинарное, не организационное, а литургическое. Вот почему праздничный календарь столь важен. Единство, проистекающее из святой евхаристии, единой веры и единого крещения, перестает проявляться внешне там, где имеет место литургическая анархия. Форма и словесное содержание литургии предназначены для того, чтобы все Церкви могли совершать богослужение одинаково. И богослужебные книги на каждый месяц (минеи) содержат ежедневные песнопения в память святых данного дня и определенные гласы для каждого празднуемого в этот день святого. Таким образом, в литургической гармонии нет ни нестроения, ни разрывов. Даже церковное пение и иконопись, называемые литургическими искусствами, созданы так, что ни иконописец, ни певчий не могут писать икону или петь, следуя своему собственному воображению, но вынуждены приспосабливать свое умение и способности к законам строжайшего духовного реализма. Точно так же и календарь праздников был составлен так, чтобы ни один священник не мог бы праздновать священные дни, как ему хочется, но так, чтобы сохранялась вся полнота молитвенного общения всех верующих на земле.

Итак, что делает художник, когда пишет иконы для Церкви по своему собственному вкусу, презирая Предание; что делает певчий, когда расстраивает литургическую гармонию в Церкви, занимаясь оперным пением вместо псалмопения, - примерно то же творят и греческие иерархи, нарушая литургическую гармонию Православной Церкви решением следовать в Греции праздничному календарю, отличному от того, которому следуют остальные Православные Церкви и святая гора Афон. Таким образом, на Святой Горе празднуются другие святые и поются другие песнопения, чем в Фессалониках; Преображение Господне празднуется в Афинах в один день, а в Иерусалиме, на Синае и в Москве - в другой.

Из-за территориальной удаленности в Греции трудно постигнуть эту трагедию дисгармонии. Но как болезненно воспринимается она, когда приезжаешь в Европу и видишь, как по соседству, в одном и том же городе, русские празднуют один праздник, а греки - другой, или когда приходится слышать, как колокола греческого храма призывают верующих в то время, когда колокола русского храма безмолвствуют. Тогда спрашиваешь себя: а обе ли эти Церкви православные?

В Греции еще не осознали, насколько серьезен компромисс с миром сим, и насколько серьезным ударом для Церкви явилось упразднение старого календаря ради нового. И даже если кто-то и понял это, у них не хватило смелости подняться во весь рост и возгласить истину. Ни один из мудрых и сильных мира сего не нашел слов протеста. В результате еще раз было явлено, что немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и что буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (I Кор. 1: 27), потому что там, где мудрые молча приняли новшество, немудрые верующие пробудились. Они не говорили немудро, как неразумные мудрецы мира сего. Они не подстраивались под астрономические теории и математические расчеты, но выступили во имя Предания, которое, как они осознавали, было чем-то святым, что нельзя попирать в угоду науке, постоянно отрицающей свои собственные теории, или в угоду политическим и экономическим интересам страны.

Но последователи мудрых мира сего считают наученных Богом неразумными. Так, с самого начала и до сего дня они считают старостильников глупцами, религиозными фанатиками, суеверами и т. д., и радуются своему собственному знанию, которое ставит их выше таких «пустяков», так что они не делают «из мухи слона».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал