Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10.Общие черты правового режима природных ресурсов
План: 1. Правовой режим земель 2. Правовой режим недр 3. Правовой режим вод 4. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя 5.Правовой режим лесов и растительного мира вне лесов 6. Правовой режим животного мира
Правовой режим земель. Под понятием «земля» обозначают часть поверхности Земного шара, находящуюся в пределах государственных границ РФ Целью правовой защиты земель является не сохранение их общей площади < она. как правило, остается неизменной), а сохранение, восстановление и улучшение их качественного состояния Все земли в РФ подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 13% от площади всего земельного фонда РФ. эти земли обладают приоритетом, т.е. имеют правовые преимущества по сравнению с землями остальных категорий; 2) земли населенных пунктов; 3) земли транспорта, промышленности, связи, космического обеспечения, энергетики и обороны страны; 4) земли природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Такое деление на категории учитывается при решении вопросов о предоставлении земель в аренду, при их купле - продаже и установлении цены на земельный участок Под охраной земель понимают систему правовых, организационных и экономических мероприятий, направленных на их рациональное использование, прежде всего на сохранение и повышение их плодородия (независимо от форм собственности). Мелиорация земель -это их коренное улучшение путем проведения гидротехнических, химических, агротехнических и противоэрозионных мероприятий Примеры неудачной политики в области мелиорации в 70-80-тых годах XX века в СССР. Нарушение законодательства о землепользовании влечет за собой приостановление или аннулирование лицензий на землепользование. Если приобретенный в частную собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течение трех лет. то по представлению органов прокурорского надзора сделка может быть аннулирована решением суда. Правовой режим недр. В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков. Недра не имеют четко обозначенной нижней границы Следует подчеркнуть, что юридическое понятие недр не отождествляется с содержащимися в них полезными ископаемыми (понятие недр шире). Недра находятся в основном в государственной собственности. В федеральной собственности находятся участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей в стратегических ресурсах, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ. Особый вопрос возникает в связи с правовым режимом подземных вод. порядок пользования которыми регулируется одновременно горным и водным законодательством. Недропользование в России основано на разрешительной, те лицензионной системе. Выделяют следующие виды лицензий: 1) лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право поисков и оценки месторождений только одного вида полезных ископаемых, указанного в лицензии, и не дает права на его добычу. 2) лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающих производств. Она выдается на разработку всего месторождения или его части. Разработка одного месторождения разными пользователями должна осуществляться так. чтобы исключить нерациональное использование недр; 3) лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (подземное хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод. строительство подземных коммуникаций, например, линий метрополитена). 4) лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное или лечебно-оздоровительное значение дает право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, использование пещер в лечебно-оздоровительных целях. Основные требования по рациональному использованию и охране недр: 1) соблюдение установленного законом порядка недропользования, недопущение самовольного использования недр; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых; 4) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 5) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и попутно залегающих полезных ископаемых; 6) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; 7) предотвращение загрязнения недр при поземном хранении нефти 8) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых; 9) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и местах залегания подземных вод питьевого или хозяйственного водоснабжения. В случаях нарушения этих правил право недропользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами Помимо Федерального закона «О недрах», ответственность за нарушение правил недропользования регламентируется КоАП и УК РФ (например, ст. 2 55 УК). Правовой режим вод. Воды как юридическое понятие представляют собой природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ РФ в поверхностных водоемах и водотоках (реках, водохранилищах, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море РФ и подземных водных объектах. Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются следующими Федеральными законами: «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» от 31.07. [998 г. «О плате за пользование водными объектами» от(>.05.1998 г. «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 г.. «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 г. Как уже было сказано выше, в основном водные объекты находятся в государственной собственности (кроме небольших по площади непроточных водоемов, целиком находящихся не территории одного субъекта Федерации, которые могут находиться в частной и муниципальной собственности). Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального водопользования являются: 1) установление лимитов водопользования (использования воды без изменения ее физико-химических свойств, т.е. водный транспорт, гидросооружения и рыболовство), водопотребления (использования воды для питьевых и хозяйственных нужд) и водоотведения (полива); 2) ведение государственного мониторинга водных объектов и на его основании - государственного водного кадастра; 3) платность водопользования, водопотребления и водоотведения; 4) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов, влияющих на состояние водных объектов; 5) осуществление лицензирования при использовании и охраневодных объектов; 6) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; 7) подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений, заключаемых между специально уполномоченным государственным органом в области водопользования и органами исполнительной власти субъектов Федерации, расположенных в пределах бассейна водного объекта. Среди прочих водных объектов приоритет имеют объекты питьевого, бытового и рыбохозяйственного назначения. В целях охраны водных объектов от загрязнения (поступления в него растворимых загрязняющих веществ и тепла), засорения (поступления в водоем нерастворимых предметов - древесины, шлаков, металлолома и т.п. ) и истощения (сокращения количества воды в водоеме) водное законодательство запрещает: 1) сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов; 2) засорение ледяного покрова (ледников и снежников) производственными и иными отходами. Забор льда не должен влиять на состояние водного объекта; 3) захоронение и сброс в водные объекты радиоактивных и токсичных веществ. Сброс сточных вод допускается только после их очистки в установленном порядке; 4) проведение в водных объектах взрывных работ, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ; 5) ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов, не оборудованных очистными сооружениями и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств. Территориальное море РФ — это примыкающий к суше или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Его внешняя граница является Государственной границей РФ. внутренняя -линия наибольшего отлива вдоль берега. Данное определение верно и для всех российских островов. Внутренние морские воды РФ являются составной частью территории России; к ним относятся воды портов РФ. заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ. На территориальное море, воздушное пространство над ним. его дно и недра распространяется суверенитет РФ. Континентальный шельф РФ - это дно и недра прибрежного морского мелководья до глубины 200 м. находящееся за пределами территориального моря: его внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий наибольшего отлива вдоль берега. Исключительная экономическая зона РФ - это морская среда над континентальным шельфом. Все ресурсы перечисленных объектов являются государственной федеральной собственностью Использование и эксплуатация этих объектов осуществляется на основании разрешительной (лицензионной) системы. К таким видам деятельности относятся, геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов, промысел живых ресурсов моря, производство энергии за счет приливов и отливов, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, создание искусственных сооружений и установок, проведение научных работ Ответственность за нарушение водоохранного законодательства предусматривает большое количество составов преступлений и проступков и кроме перечисленных выше источников экологического права регламентируется также КоАП РФ и УК РФ. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя. Предметом правовой охраны является не воздух вообще, а именно атмосферный воздух, к которому не относится воздух жилых и производственных помещений и воздух, находящийся в установках (баллонах, компрессорах). Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 30 до 50 км над уровнем моря и предохраняющая живые организмы от жесткого ультрафиолетового излучения. Российское законодательство в вопросах охраны атмосферного воздуха и озонового слоя соответствует подходам, выработанным международным сообществом и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для его для его жизни, труда и отдыха. Воздух - единственный природный ресурс, который не может быть объектом собственности, поскольку его нельзя индивидуализировать Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух «не признает» государственных границ Государство, не являясь собственником атмосферного воздуха, имеет на него суверенные права и обязано не допускать его загрязнения, регулировать выбросы загрязняющих веществ и влияние вредных физических воздействий, обеспечивать достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении. Источниками экологического права в этом отношении являются Федеральные законы: «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.. «Об охране атмосферного воздуха от 04.05.1999 г.. «Об экологической экспертизе»» от 23.11 1995 в ред. от 15.04.1998 г.. постановления Правительства РФ «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в РФ» от 05.05.1999 г.. «Об усилении мер государственного регулирования ввоза и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 09.12.1999 г.. «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 01.2001 г. Для реализации изложенных выше принципов государство использует следующие инструменты: 1) установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий; 2) получение лицензии (разрешения) на выброс загрязняющих веществ и вредных физических воздействий; 3) ведение мониторинга атмосферного воздуха и ведение государственного учета источников вредных воздействий; 4) запрещение проектирования и строительства объектов, не имеющих газоочистных сооружений; 5) запрещение производства и эксплуатации транспортных средств, содержание вредных веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы. В систему нормативов включены: 1) ПДВ (предельно допустимые выбросы — это массы загрязняющих веществ, которые природопользователь может выбросить за год; 2) ПДУ - предельно допустимые уровни физических воздействий (шума, вибраций, электромагнитного и радиационного воздействий). Юридическая ответственность, установленная за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, установлена в КоАП РФ (административная) и УК РФ (уголовная) ГК РФ Часть 1 (гражданско-правовая). Правовой режим лесов и растительного мира вне лесов. Леса являются главным богатством не только какой-либо страны, а всего человечества, поскольку являются легкими планеты Лесное законодательство относится к числу так называемых кодифицированных отраслей природоресурсного права, поскольку его главным нормативным актом является Лесной кодекс РФ (ЛК от 04.12. 2006 г., кроме того, существуют некодифицированные акты и акты субъектов РФ. Лес -это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. В основном лес является государственной собственностью. Л К предусматривает возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ. В то же время, среди полномочий Федерации ст.46 указывает владение, пользование и распоряжение лесным фондом, тогда как субъекты РФ могут участвовать в осуществлении этих полномочий в пределах своей территории. Приватизация и оборот лесного фонда не допускаются. С учетом экологически и социально значимых леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения охраны лесов служат расчетная лесосека, государственный лесной кадастр, мониторинг лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесорубочный или лесной билет, лицензирование права лесопользования. Лесорубочный или лесной билет, в отличие от лицензии. являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда или лесными ресурсами. Они удостоверяют право осуществлять только установленный в них вид лесопользования. Аренда и концессия влекут за собой не только права, но и обязанности по улучшению и восстановлению леса. Поскольку лесные ресурсы относятся к возобновимым, лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов. Леса подлежат охране от пожаров, от вредителей и болезней. Нарушение правил лесопользования регулируется КоАП и УК РФ. Правовой режим животного мира. Юридическое понятие животного мира определено в основном источнике права по этому вопросу — Федеральном законе «О животном мире» от 24.04.1995 г. Это совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Тема охраны животного мира звучит и в других Федеральных законах: «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г.. «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 г.. «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.. а также в постановлениях Правительства РФ: «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26.07. 1993 г.. «Об установлении предельных размеров платы за пользование животными по лицензиям на их добычу» от 19.06. 1994 г.. Под охрану законодательства попадают не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные- находящиеся в условиях естественной свободы. Домапшие животные, а также дикие, содержащиеся в неволе (зоопарках, аквариумах и т.п.) не подпадают под действие законодательства о животном мире, отношения по поводу таких видов регулируются аграрным, гражданским и другими видами права. Российское законодательство не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. т.е. все дикие животные на территории и акватории РФ являются государственной собственностью. Одной из отличительных особенностей объектов животного мира является их подвижность и постоянная миграция через границы субъектов РФ и Государственную границу. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром в соответствии с Конституцией РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Основными организационно - правовыми инструментами по использованию и охране животного мира являются государственный мониторинг, государственный кадастр, учет объектов животного мира, экологическая экспертиза и государственный контроль в данной области (ст. 14-18 Закона РФ «О животном мире»). Экономическим инструментом охраны живых ресурсов РФ является платность природопользования. Целями природоохранной деятельности в данной области являются: 1) сохранение видового разнообразия животного мира (закон Эшби: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее); 2) охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; 3) сохранение целостности природных экосистем; 4) научно обоснованное рациональное использование животного мира; 5) регулирование численности животных с целью предупреждения вреда окружающей среде и экономике. При нарушении природоохранного законодательства или при угрозе безопасности окружающей среды по представлению специально уполномоченных государственных органов (например. Минприроды РФ) исполнительные органы РФ и субъектов РФ вправе принять решение об ограничении, приостановлении или поленом запрете осуществления отдельных видов пользования животным миром или его отдельными объектами. Животные относятся к возобновляемым природным ресурсам, поэтому их экономическое использование должно осуществляться хотя бы в рамках простого воспроизводства. Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство Охота представляет собой один из видов пользования животным миром, заключающимся в выслеживании и преследовании животных с целью добычи Заметим, что даже нахождение в лесу с ружьем и охотничьими собаками или ловчими птицами приравнивается к охоте. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ. Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ; правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью запрещена. Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями или охотничьими билетами Охотничий билет выдается государственным органом управления охотохозяйством с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Любительская и спортивная охота может осуществляться всеми гражданами, достигшими 18-летненго возраста, сдавшими испытания по правилам охоты, обращения с охотничьим оружием, технике безопасности, уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями. Охота на отдельные виды животных регламентируется определенными сроками. Специальные правила установлены в отношении права на охоту для граждан, принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера. Под рыболовством понимают процесс улова и изъятия из природной среды водных животных. Различают рыболовство промысловое, спортивное или любительское. Перечень водоемов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и сохранения рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ. Промысловое рыболовство в РФ осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъекта РФ. как правило, на срок не менее трех лет. Наличие лицензии на промысловое рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот (лимитов) вылова биоресурсов. Лицензионное рыболовство разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяется вид и количество добываемой рыбы, используемые орудия и сроки лова. Специальные правила установлены для представителей малочисленных народов и этнических сообществ, ведущих традиционный образ жизни. Право на бесплатный любительский лов рыбы для личного потребления (без использования технических средств) в водоемах общего пользования имеют все граждане РФ (право публичного сервитута). Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального природопользования и охраны живых ресурсов является государственный контроль. Весьма важно при этом, чтобы контролирующие органы не совмещали свою деятельность с хозяйственными функциями (ст. 12 закона «О животном мире»). Ст. 52 и 53 этого закона устанавливают систему платежей за пользование животным миром, которые формируются из платежей за право пользования и из штрафов за сверхлимитное и нерациональное его использование. Плата за пользование взимается в виде государственной пошлины, членских взносов, оплаты лицензий за право на охоту и на добычу водных биоресурсов. Ответственность за незаконную охоту и рыболовство установлена в специальном экологическом законодательстве (прежде всего это Федеральные законы «Об охране окружающей среды». «О животном мире». «О континентальном шельфе РФ»). а также в КоАП и УК РФ (ст. 246-259 УК РФ. ст. 84. 85 КоАП РФ).
|