Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Экологически неблагополучные территории






План:

1. Экологическая безопасность

2. Понятие чрезвычайной экологической си­туации

3. Экологическое бедствие

4. Ава­рия

5. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологи­ческих бедствий

Впервые понятие экологической безопасности было использо­вано в первом экологическом законе РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды» от 19.12.1991 г Социальное и правовое значение это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на п/о «Маяк» и т.п.

Какой смысл вкладывается в понятие безопасности1 Общее поня­тие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе РФ «О безо­пасности» от 5.03.1992 г. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внут­ренних и внешних угроз К числу жизненно важных относятся и эко­логические интересы, сохранение качества окружающей среды. Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружа­ющей среды, населения- территорий и акваторий, хозяйственных объек­тов от различных угроз, возникающих при негативных изменениях ОС в результате антропогенной деятельности, природных явлений или противоправных деяний. Понятие чрезвычайной экологической си­туации было также впервые было введено в первом Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. (ст.58) и означало состояние участков территории РФ. где в результате хозяй­ственной или иной деятельности произошли устойчивые негативные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем и генофондов растений и животных. Кроме уже упомянутых Федеральных законов, источниками экологического пра­ва в этом вопросе являются Федеральные законы «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.. «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.. «О промышленной безопасности опасных производ­ственных объектов» от 21.07.1997 г. в ред. от 07.08.2000 г.. «О ради­ационной безопасности населения» от 09 01 1996 г.. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.

Элементами чрезвычайной ситуации являются:

1) наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной);

2) последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные;

3)необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.

Ситуация признается чрезвычайной, когда она характеризуется кризисностью положения. Факторы, создающие чрезвычайные ситу­ации, можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с дея­тельностью человека, и стихийные, не зависящие от воли человека.

В зависимости от размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения чрезвычайные ситуации делятся на локаль­ные, местные, территориальные, региональные, федеральные и транс­граничные. К локальной относится чрезвычайная ситуация (ЧС). в результате которой пострадали не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материаль­ный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ (минимальный размер оплаты труда). а ее зона не выходит за пределы территории социально­го или производственного объекта. К местной относится ЧС. от кото­рой пострадали от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от ИХ) до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1тыс. до 5 тыс. МРОТ. а зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта или района. К территориальной относится ЧС. в результате которой пострадали от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизни от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб со­ставляет от 5 тыс. до 500 тыс. МРОТ. а зона ЧС не выходит за преде­лы субъекта РФ. К региональной относится ЧС. от которой пострадали от 50 до 5(К) человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 чел., либо материальный ущерб составляет от 0.5 млн. до 5 млн. МРОТ. и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной следует отнести ЧС. от которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ. а зона ЧС охватывает более 2-х субъектов РФ. К трансграничной относится ЧС. поражающие факторы которой вышли за пределы РФ, либо та. которая произошла за рубежом, но затрагивает территорию России. Возникновение и наличие ЧС имеют уголовно-правовое зна­чение в двух случаях. И когда к возникновению и развитию такой ситуации привели преступные действия; 2) когда преступление совер­шено в зоне ЧС.

Экологическое бедствие — это ситуация на участках террито­рии (или акватории) РФ. где в результате хозяйственной или иной де­ятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение природных экосистем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должна быть прекращена лю­бая хозяйственная деятельность, запрещено строительство и по воз­можности осуществлена эвакуация населения, а также предприняты оперативные меры по оздоровлению окружающей среды.

Чрезвычайная экологическая ситуациями экологическое бедствие может возникнуть в результате аварии или стихийного бедствия. Ава­рия — это техногенная ситуация, возникшая по производственным, технологическим или эксплуатационным причинам (пожар, залив, по­вреждение технических устройств, неконтролируемые выбросы или сбросы загрязняющих веществ), которая может повлечь или повлек­ла человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности лю­дей. Предупреждение аварий в значительной мере обеспечивается со­блюдением условий техники безопасности. В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.06.1 997 г. определены юридически значимые критерии опасных производственных объектов. Основными правовыми средствами пре­дупреждения аварий являются:

1) лицензирование деятельности в области промышленной безо­пасности;

2) определение требований к техническим устройствам, приме­няемым на опасном объекте;

3) определение требований промышленной безопасности к про­ектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных про­изводственных объектов;

4) экспертиза промышленной безопасности;

5) обязательное страхование ответственности за причинение вре­да опасного производственного объекта;

6) надзор в области промышленной безопасности;

7) производственный контроль на опасном объекте;

8) юридическая ответственность за нарушение требований про­мышленной безопасности.

Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные по­жары, ураганы, лавины, сели и оползни), в отличие от техногенных аварий, почти невозможно предотвратить, но во многих случаях их можно предсказать и принять меры для минимизации их негативных последствий для жизни людей и окружающей среды. Наиболее значи­мыми нормативно-правовыми актами в этой области являются поста­новления Правительства РФ «О межведомственной противопаводковой комиссии» от 25.02.1993 г. «Положение о федеральной системе сей­смологических наблюдений и прогноза землетрясений» от 22.12.1993 г.. «О подготовке Камчатской области к возможным землетрясени­ям» от 6.09.1995 г.

Правовой режим экологически неблагополучной территории (или акватории) или экологического бедствия - это совокупность правил объявления, обеспечения функционирования и снятия их особого ста­туса. Эти зоны объявляются Советом Федерации или Указом Президен­та РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа по ООС (Минприроды) на основании заключения государствен­ной экологической экспертизы. Минприроды по своей инициативе под­готовило Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, согласно которому инициато­рами объявления территории зоной чрезвычайной экологической си­туации могут быть федеральные органы исполнительной власти, администрация субъекта Федерации или органы местного самоуправления Инициатор подготавливает материалы о состоянии окружаю­щей среды на данной территории и организует разработку программы реабилитации. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвы­чайной экологической ситуации или экологического бедствия обра­щается в Правительство РФ с обоснованием необходимости этого мероприятия. По поручению Правительства РФ Минприроды прово­дит государственную экологическую экспертизу материалов состоя­ния окружающей среды в данном регионе. По ее результатам Минприроды готовит и вносит в Правительство проект Указа Прези­дента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологи­ческой ситуации». Таким образом, территория может быть признана зоной чрезвычайной экологической ситуации только на федеральном уровне.

Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологи­ческих бедствий включает аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей и снижение ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвы­чайных экологических ситуаций осуществляется силами и средства­ми органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Федерации При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законом порядке привлекаются силы и сред­ства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпо­сылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий является подготовка населения в области защиты от них. которая осуществляется по месту работы, уче­бы или жительства. Финансирование мероприятий по ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств местного бюджета, федеральных органов исполнительной власти, стра­ховых фондов и средств резервного фонда Правительства РФ Воп­рос о снятии статуса чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия отрегулирован Временным порядком объяв­ления территории зоной чрезвьиайной экологической ситуации, раз­работанным Минприроды. Решение о снятии такого статуса принимается по результатам государственной экологической экспер­тизы по истечении срока, оговоренного Правительством РФ при объяв­лении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Минприроды подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территории статуса зоны чрезвы­чайной экологической ситуации». После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правитель­ство РФ представляет этот проект Президенту для принятия соответ­ствующего решения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал