Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 12. Экологически неблагополучные территории
План: 1. Экологическая безопасность 2. Понятие чрезвычайной экологической ситуации 3. Экологическое бедствие 4. Авария 5. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий Впервые понятие экологической безопасности было использовано в первом экологическом законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г Социальное и правовое значение это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на п/о «Маяк» и т.п. Какой смысл вкладывается в понятие безопасности1 Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз К числу жизненно важных относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды. Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей среды, населения- территорий и акваторий, хозяйственных объектов от различных угроз, возникающих при негативных изменениях ОС в результате антропогенной деятельности, природных явлений или противоправных деяний. Понятие чрезвычайной экологической ситуации было также впервые было введено в первом Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. (ст.58) и означало состояние участков территории РФ. где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые негативные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем и генофондов растений и животных. Кроме уже упомянутых Федеральных законов, источниками экологического права в этом вопросе являются Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.. «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. в ред. от 07.08.2000 г.. «О радиационной безопасности населения» от 09 01 1996 г.. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. Элементами чрезвычайной ситуации являются: 1) наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной); 2) последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные; 3)необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий. Ситуация признается чрезвычайной, когда она характеризуется кризисностью положения. Факторы, создающие чрезвычайные ситуации, можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека, и стихийные, не зависящие от воли человека. В зависимости от размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. К локальной относится чрезвычайная ситуация (ЧС). в результате которой пострадали не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ (минимальный размер оплаты труда). а ее зона не выходит за пределы территории социального или производственного объекта. К местной относится ЧС. от которой пострадали от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от ИХ) до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1тыс. до 5 тыс. МРОТ. а зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта или района. К территориальной относится ЧС. в результате которой пострадали от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизни от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 тыс. до 500 тыс. МРОТ. а зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ. К региональной относится ЧС. от которой пострадали от 50 до 5(К) человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 чел., либо материальный ущерб составляет от 0.5 млн. до 5 млн. МРОТ. и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной следует отнести ЧС. от которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ. а зона ЧС охватывает более 2-х субъектов РФ. К трансграничной относится ЧС. поражающие факторы которой вышли за пределы РФ, либо та. которая произошла за рубежом, но затрагивает территорию России. Возникновение и наличие ЧС имеют уголовно-правовое значение в двух случаях. И когда к возникновению и развитию такой ситуации привели преступные действия; 2) когда преступление совершено в зоне ЧС. Экологическое бедствие — это ситуация на участках территории (или акватории) РФ. где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение природных экосистем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должна быть прекращена любая хозяйственная деятельность, запрещено строительство и по возможности осуществлена эвакуация населения, а также предприняты оперативные меры по оздоровлению окружающей среды. Чрезвычайная экологическая ситуациями экологическое бедствие может возникнуть в результате аварии или стихийного бедствия. Авария — это техногенная ситуация, возникшая по производственным, технологическим или эксплуатационным причинам (пожар, залив, повреждение технических устройств, неконтролируемые выбросы или сбросы загрязняющих веществ), которая может повлечь или повлекла человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение аварий в значительной мере обеспечивается соблюдением условий техники безопасности. В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.06.1 997 г. определены юридически значимые критерии опасных производственных объектов. Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются: 1) лицензирование деятельности в области промышленной безопасности; 2) определение требований к техническим устройствам, применяемым на опасном объекте; 3) определение требований промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов; 4) экспертиза промышленной безопасности; 5) обязательное страхование ответственности за причинение вреда опасного производственного объекта; 6) надзор в области промышленной безопасности; 7) производственный контроль на опасном объекте; 8) юридическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары, ураганы, лавины, сели и оползни), в отличие от техногенных аварий, почти невозможно предотвратить, но во многих случаях их можно предсказать и принять меры для минимизации их негативных последствий для жизни людей и окружающей среды. Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами в этой области являются постановления Правительства РФ «О межведомственной противопаводковой комиссии» от 25.02.1993 г. «Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений» от 22.12.1993 г.. «О подготовке Камчатской области к возможным землетрясениям» от 6.09.1995 г. Правовой режим экологически неблагополучной территории (или акватории) или экологического бедствия - это совокупность правил объявления, обеспечения функционирования и снятия их особого статуса. Эти зоны объявляются Советом Федерации или Указом Президента РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа по ООС (Минприроды) на основании заключения государственной экологической экспертизы. Минприроды по своей инициативе подготовило Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, согласно которому инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, администрация субъекта Федерации или органы местного самоуправления Инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей среды на данной территории и организует разработку программы реабилитации. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости этого мероприятия. По поручению Правительства РФ Минприроды проводит государственную экологическую экспертизу материалов состояния окружающей среды в данном регионе. По ее результатам Минприроды готовит и вносит в Правительство проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации». Таким образом, территория может быть признана зоной чрезвычайной экологической ситуации только на федеральном уровне. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей и снижение ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Федерации При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий является подготовка населения в области защиты от них. которая осуществляется по месту работы, учебы или жительства. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств местного бюджета, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и средств резервного фонда Правительства РФ Вопрос о снятии статуса чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия отрегулирован Временным порядком объявления территории зоной чрезвьиайной экологической ситуации, разработанным Минприроды. Решение о снятии такого статуса принимается по результатам государственной экологической экспертизы по истечении срока, оговоренного Правительством РФ при объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. Минприроды подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территории статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации». После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФ представляет этот проект Президенту для принятия соответствующего решения.
|