Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 13. Правовая охрана окружающей среды в городах
План: 1. Градостроительные нормативы 2. Санитарная охрана 3. Экологическая функция санитарной охраны
Все населенные пункты на территории России разделяются на две категории: 1) города и поселки городского типа; сельские населенные пункты. Для признания населенного пункта городом требуется два условия: 1) численность постоянно проживающего населения должна быть не менее 12 тыс. человек; 2) по социальному составу не менее 85 % проживающих должны составлять рабочие и служащие. В иных случаях населенный пункт признается сельским, рабочим или дачным поселком. Земли, находящиеся в пределах городской черты, считаются городскими землями и подразделяются на 4 категории: 1) земли городской застройки (отведенные под жилье, административные и культурно-бытовые здания и сооружения); 2 ) общего пользования < площади, улицы, дороги, набережные, полигоны для захоронения нетоксичных промышленных и бытовых отходов); 3) специального назначения (предприятия промышленности, транспорта, связи, обороны, космоса, энергетики); 4) городские угодья (городские совхозы, фермы, сады, огороды, лесопарки, ботанические сады, зоопарки, природные заповедники, базы отдыха, историко-культурные объекты, неудобья и земли резерва). Все земли, обслуживающие местные нужды, являются муниципальной собственностью (за исключением земель и природных ресурсов федерального, республиканского, областного и краевого значения). Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия и организации. Городские земельные участки могут предоставляться местной администрацией в собственность, пользование или аренду гражданам и юридическим лицам. Градостроительные нормативы — это комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации с учетом экономических, демографических, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований и условий развития города. Главным нормативно-правовым актом в области градостроительства является Федеральный закон «Об основах градостроительства в РФ», а также ряд других Федеральных законов. «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». «О местном самоуправлении». Каждый город или поселок городского типа должен иметь три вида плановой документации: 1) генеральный план развития и реконструкции; 2) проекты застройки города, его отдельных частей и кварталов; 3) план земельно-хозяйственного устройства города. Генеральный план развития и реконструкции города разрабатывается на 25-30 лет (для Москвы. Санкт-Петербурга, и крупных областных центров этот план утверждается Правительством РФ и уточняется каждые пять лет). При разработке Генерального плана городов решающее значение имеют три принципа: зональности, экологической безопасности и рациональной организации территории. Согласно принципу зональности вся территория города делится на 4 блока: жилой, промышленный, культурно-бытовой и рекреационный. Требования экологической безопасности предполагают расположение жилого, культурно-бытового и рекреационного блоков в стороне от промышленного. Большое внимание следует уделять строительству дорог и других коммуникаций, связывающих все четыре блока. На основе генеральных планов разрабатываются проекты планировки и застройки отдельных частей города. Закон требует, чтобы планировка и застройка предусматривала наиболее благоприятные условия жизни, работы и отдыха людей. Предоставление земельных участков для промышленного строительства независимо от форм собственности производится только при наличии положительного заключения органов санитарно-эпидемиологического и экологического контроля и надзора. Планы земельно-хозяйственного устройства предусматривают размещение коммуникаций (подачу воды, тепла, электроэнергии, сброс дождевых и талых вод, вывоз отходов). Вся проектно-сметная документация при планировке и строительстве городов подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Санитарной охраной ОС называется деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья людей от неблагоприятного воздействия ОС Головными организациями в этой области являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Минздрава и социального развития РФ. а также Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Источниками экологического права являются Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1909 г. Экологическими функциями санэпидемслужбы в городах являются: 1) установление ПДС, ПДВ и ПДУ для всех предприятий города, оказывающих вредное воздействие на ОС (выброс и сброс химических веществ, радиация, шумы, вибрации, магнитные поля); 2) проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов захоронения отходов; учет потенциально опасных веществ; разрешение на применение химических веществ; надзор за соблюдением экологических нормативов (ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ); приостановление или прекращение деятельности предприятия при нарушении природоохранного законодательства, 3) наложение штрафов за нанесение ущерба окружающей среде; 4)социально- гигиенический мониторинг; 5)санитарно-экологическая экспертиза. Существенной частью окружающей среды в городах является зеленая растительность, от которой во многом зависит качество окружающей среды. Вся растительность в городах подразделяется на лесную (произрастающую на землях лесного фонда: лесопарки, городские леса). находящуюся в ведении и управлении местной администрации и федеральных органов лесного хозяйства. Форма собственности на эти леса (муниципальная или федеральная) устанавливается по взаимному соглашению федеральных органов и местной администрации. Согласно Лесному кодексу, городские леса относятся к особо охраняемым лесам первой группы. Экологическая и культурно-оздоровительная функция городских лесов заключается в обеспечении чистоты городского воздуха, в использовании лесов как места отдыха и спорта. Местным органам власти запрещено использовать городские леса не по назначению. К нелесной растительности принадлежат отдельные деревья и кустарники, произрастающие на городских землях нелесного фонда. Это может быть растительность защитного, озеленительного, декоративного и другого назначения. Собственность на нелесную растительность определяется статусом землепользователя. Парки, скверы, ботанические и зоологические сады в городах являются муниципальной собственностью. Компетенция территориальных городских органов ООС обозначена в Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об органах самоуправления в РФ». В крупных городах - центрах субъектов РФ - функционируют Комитеты по ООС (природоохранные комитеты), подчиненные Минприроды РФ и действующие совместно с органами потребнадзора. В основные функции этих комитетов входит: 1) учет природных ресурсов города; 2) учет мест размещения отходов; 3) разработка нормативов выбросов и сбросов (совместно с потребнадзором); 4) контроль за выполнением экологических нормативов; 5) выдача разрешений на природопользование, выброс вредных веществ; 6) проведение государственной экологической экспертизы Комитетам по ООС и органам потребнадзора предоставлено право привлекать юридические и физические лица к административной ответственности в виде штрафов за совершение экологического правонарушения без обращения в суд.
|