Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие черты экологического права стран СНГ
8.02. 1992 г. в Москве было заключено межправительственное соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и ООС. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств - участников этого соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета, состоящего из руководителей природоохранных ведомств стран-участниц, который призван оказывать давление на правительства стран СНГ с целью осуществления ими деятельности по ООС и рациональному природопользованию. Этот Совет должен проводить совещания не реже двух раз в год поочередно в каждой стране. Постоянно действующим органом Совета является Секретариат, финансируемый Межгосударственным экологическим фондом за счет денежных взносов стран-участниц. Ежегодные взносы участников Фонда составляют 0.05% валового национального дохода каждой из стран. Центральный банк и штаб-квартира Фонда находятся в Минске Совет утвердил перечень самых экологически уязвимых природных зон на территории СНГ: район Чернобыля, бассейны Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Приаралье. озеро Балхаш и Байкал. 29.12.1092 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ принят законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Во всех странах СНГ были приняты национальные законодательства об ООС. Эти законодательства имеют немало общих черт и во многом (в силу исторической инерции) сходны с российским. Так. во всех конституциях стран СНГ провозглашено право граждан на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу. Главным вопросом, по которому имеются разногласия в экологических законодательствах стран СНГ. является вопрос о собственности на землю и природные ресурсы. Так. в Республике Казахстан. Кыргызской Республике. Республике Узбекистан сохранена только государственная собственность на землю и другие природные ресурсы. Некоторые страны СНГ (Туркменистан. Беларусь) оставили открытым вопрос о собственности, указав лишь, что осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде. Особенности экологического законодательства США США являются одной из наиболее экономически благополучных стран мирового сообщества с высоким уровнем развития промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Экологическая угроза в этой стране нарастала незаметно и постепенно. Сначала безжалостно уничтожались природные богатства, сулившие быструю прибыль (например, уникальные ландшафты). Затем ярко и угрожающе проявилось загрязнение окружающей среды. К началу 70-тых годов стало очевидно, что нужно быстро принимать решительные меры по оздоровлению природы. Особенностью экологического права в США является то. что оно основывается главным образом на нормах общего права. До 70-тых годов в американском законодательстве практически отсутствовали экологические нормативные акты, все было заложено в Конституции. Особую роль в экологическом законодательстве этой страны играют не столько сами нормы права, сколько судебное толкование конституционных положений В I 970 г. по инициативе президента Р. Никсона было создано Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и принят ряд важнейших экологических законов: о чистом воздухе, об охране исчезающих биологических видов, о чистой воде, о национальной политике в области охраны окружающей среды. Законодательная деятельность в США осуществляется Сенатом (верхней палатой Конгресса), и при разработке экологических законов Комитет Сената по окружающей среде имеет больший приоритет, чем военное и другие авторитетные ведомства США. В задачу ЕРА входит систематическое снижение уровня загрязнения воды, воздуха и ландшафта Основные направления экологической политики США сосредоточены на: 1) охране от загрязнения внутренних вод; 2) охране морской среды (служба береговой охраны США имеет больше полномочий, чем ФБР); 3) строгом контроле над захоронением твердых отходов; 4) федеральном регулировании производства и использования токсичных веществ. Благодаря принятым жестким мерам в США удалось резко улучшить экологическую ситуацию. Описанная история развития и становления экологического права в США является типичной моделью для развитых стран Западной Европы.
|