Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовая экологическая ответственность






План:

1.Договоры, непосредственно защищающие окружающуюсреду

2. Договоры, обеспечивающие косвенную защиту окружающей среды

3. Защита ОС от радиоактивных загрязнений

4. Международные организации и конференции по охране окружающей среды

5. Международно-правовая экологическая ответственность

 

Договоры, непосредственно защищающие окружающую среду. Ключевую роль в этом вопросе играют два документа: А) Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного воздействия на природную среду (ЭДМОД-Конвенция 1976 г.) была принята под эгидой ООН в связи с тревогой мирового сооб­щества, наблюдавшего за ходом войны США во Вьетнаме Во время военных действий США использовали методы и вещества, нанесшие огромный ущерб окружающей среде (напалм, гербициды и т.п.). Имен­но такие приемы ведения войны и запрещает эта Конвенция. Оборот «средства воздействия на природную среду» относится к любым сред­ствам, изменяющим динамику состава или структуры Земли путем преднамеренного управления природными процессами, которое мо­жет вызвать ураганы, цунами, землетрясения, выпадение осадков в виде дождя и снега

Б) Дополнительный Протокол 1 (1977 г) к Женевским конвенци­ям 1949 г. дополняет ЭДМОД- Конвенцию. В нем содержатся две ста­тьи, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, в ст. 35. пункт 3 говорится о запрещении применения мето­дов или средств ведения военных действий, имеющих своей целью причинение или возможность причинения обширного, долговремен­ного и серьезного ущерба ОС. здоровью или выживанию населения. В ст. 55. п. 2 говорится, что причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается, поскольку они наказали бы все человечество в целом.

Договоры, обеспечивающие косвенную защиту окружающей среды:

а) Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядо­витых и других подобных газов и бактериологических средств (Жене­ва. 1925 г.);

б) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопле­ния запасов бактериологического (биологического) и токсичного ору­жия и об их уничтожении (1972 г. К

в) Конвенция о запрещении и ограничении применения конкрет­ных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими избирательное действие (1980 г.).

г) Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г.).

К сожалению, до сих пор во время ведения военных действий противоборствующие стороны очень редко вспоминают о безопаснос­ти ОС. Недавний пример - военные действия США против Ирака (2003 г.) и оккупация последнего.

Защита ОС от радиоактивных загрязнений. Во второй половине XX века человечество было поставлено пе­ред фактом: если сейчас не предпринимать никаких усилий по защите планеты от радиоактивных загрязнений, то через несколько десятиле­тий люди начнут в серьезных масштабах умирать от лучевой болезни. Никто из конструкторов атомных бомб и АЭС не подумал о будущих захоронениях радиоактивных отходов, и вначале эти отходы сбрасыва­ли в Мировой океан, свозили на архипелаг «Новая земля» (СССР).

Полное глобальное запрещение ядерного, радиологического и нейтронного оружия помогло бы окончательно решить проблему ра­диоактивного загрязнения планеты. Первыми шагами в этом направ­лении были Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (атмосфере, космическом пространстве и под водой. Моск­ва 1963 г.). к этому Договору не присоединились Франция и КНР.

Договор о нераспространении ядерного оружия (1 %8 г.): Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.). в космосе (1 967 г.). в Антарктиде (1959 г.). Конвенция о физичес­кой защите ядерного материала (1980 г). В 1980 г была принята Резо­люция ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», в которой подчеркивалась взаимосвязь проблем прекращения гонки вооружений и ООС. Чернобыльская катастрофа в апреле 1986 г. выз­вала к жизни целый комплекс новых международных экологических правоотношений, например. Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (198о г. - Вена). Страны-участницы этих конвенций обязались оказывать разнообразную техническую, социальную и другую помощь государствам и народам, оказавшимся жертвами ядерной аварии.

 

Первая международная конференция ООН по ООС состоялась в 1972 г. в Стокгольме. День открытия этой конференции - 5 июня — отмечается как день ООС. Стокгольмская конференция стала поворот­ным пунктом в международной экологической политике. Она приняла Декларацию принципов из 26 пунктов, главными из которых являют­ся: право человека на благоприятную ОС сохранение природных ре­сурсов на благо нынешнего и будущих поколений, суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответ­ственность государств за ущерб окружающей среде, избавление че­ловечества и биосферы от опасности применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. Конференция также приняла план мероприятий из 109 пунктов, содержащих организационные, эко­номические и политические вопросы международной ООС и взаимо­отношений государств. По решению Конференции был создан постоянно действующий орган ООН по ООС—ЮНЕП (программа ООН по ОС) и создан Международный экологический Фонд. Решения сток­гольмской Конференции носили рекомендательный, во многом декла­ративный характер, но они оказали большое влияние на активизацию международной природоохранной деятельности.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки. 1975 г.) с участием всех европейских стран. США и Канады приняло Заключительный акт. в котором наряду с политичес­кими вопросами и проблемой безопасности рассматривалась и эколо­гическая безопасность (5-й раздел Заключительного акта). В нем обозначены цели, формы и методы экологического сотрудничества, в частности борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод. почв, запо­ведников, научное сотрудничество в области экологии.

Венская встреча представителей государств - участников СБСЕ (1986 г.) наряду с политическими вопросами рассмотрела результаты выполнения хельсинских договоренностей по ООС. В Итоговом доку­менте Венской встречи содержатся следующие рекомендации:

1)сокращение выбросов соединений серы до 1995 г на 30%;

2) разработка соответствующих методов альтернативных захоро­нений отходов в море;

3)обмен информацией о потенциально опасных веществах, вклю­чая оценку их риска для здоровья человека и ОС;

4) поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;

5) укрепление и развитие международной программы наблюде­ния и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

6) исследования явлений глобального потепления климата Земли и роли в этом процессе выбросов углекислого газа и других парнико­вых газов.

Главным событием в области экологии конца XX века стала вто­рая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жа­нейро, 1992 г.). организованная для подведения итогов двадцатилетней деятельности по ООС. На этом форуме присутствовали 15 тысяч делегатов из 179 стран. Главными принятыми документами этой Конференции являются:

1) Декларация «Принципы Рио». где сформулированы основные принципы международной политики в области ООС;

2) Повестка дня на XXI век - обширная программа действий в области ООС на предстоящее столетие;

3) Концепция устойчивого экономического развития, о которой было сказано в начале этого курса;

4) Заявление о принципах охраны и рационального использова­ния лесов всех климатических зон;

5) Конвенция по климату.

6) Конвенция по охране биологического разнообразия – основы устойчивости биосферы Земли. Можно с уверенностью сказать, что решения этой Конференции затронули все мировое сообщество и во многом определили его дальнейшую судьбу.

Международные организации по ООС. Главной из них является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 г. в соответствии с решением Стокгольмской Конференции ООН по ОС и развитию (1972 г.). Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). ЮНЕП имеет Совет управляющих. Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС. Приоритетными направлениями деятель­ности ЮНЕП являются:

1) здоровье человека, санитария ОС. населенные пункты (вклю­чая мегаполисы);

2) охрана земель, внутренних вод. лесов, предотвращение опус­тынивания;

3) охрана Мирового океана;

4) охрана диких животных, генетических ресурсов планеты;

5) решение мировых энергетических проблем;

6) образование, научные исследования, профессиональная под­готовка специалистов в области экологии;

7) технология (внедрение мало- и безотходных технологий, стро­ительство очистных сооружений), экономика (переход от ресурсопотребляющей к ресурсосберегающей экономике), торговля.

Некоторые примеры деятельности ЮНЕП:

1) Соглашение о контроле за международной перевозкой и удале­нием опасных отходов (1989 г.)

2) борьба с «кислотными дождями»: под руководством ЮНЕП Европейская экономическая комиссия и Всемирная метеорологичес­кая организация заключили Международный договор и создали ис­полнительный орган, следящий за сокращением выбросов
загрязняющих веществ, уничтожающих леса;

3) Под эгидой ЮНЕП созданы 10 региональных программ по со­кращению загрязнения прибрежных вод;

4) В рамках своей региональной деятельности ЮНЕП помогла Ту­нису создать исчерпывающий для настоящего времени план борьбы с опустыниванием и сокращением плодородных площадей.

В тесной связи с ЮНЕП работает другая организация ООН - ЮНЕСКО, созданная еще в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже и занимающаяся вопросами культуры, науки, образования. Эта органи­зация осуществляет руководство экологическими программами, ох­ватывающими более 100 государств, оказывает помощь в реализации экологического образования и подготовке специалистов-экологов в развивающихся странах, ведет и охрану объектов, относящихся к все­мирному наследию.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный еще в 1948 г.. является неправительственной меж­дународной организацией и представляет более 100 стран. От России коллективными членами МСОП являются Минприроды РФ. Всерос­сийское общество охраны природы. Институт эволюционной морфо­логии и экологии животных РАН.

Основными направлениями деятельности МСОП являются разви­тие национальных парков, ведение международной «Красной книги», охрана редких видов животных и растений, подготовка проектов ряда международных конвенций (Об охране водно-болотных угодий. Об ограничении международной торговли исчезающими видами животных и растений). решение проблем международного экологического права. При МСОП создана Комиссия экологического права и работает международный центр экологического права, обладающий уникаль­ным собранием эколого-правовых материалов. В Комиссии работает около 300 юристов-экологов из 89 стран.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946 г.. занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений ОС. осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг и санитарно-гигиеническую экспертизу ОС и дает оценку ее качества.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) основано в 1957 г для обеспечения ядерной безопасности и охраны ОС от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС. проводит их экспертизу при проек­тировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на ОС. ус­танавливает нормы радиационной безопасности и проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств этим требованиям может вызвать по решению Совета Безопасности ООН применение различных санкций со стороны мирового сообщества.

Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г и действует в области морского судоходства и охраны морей от загряз­нения, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими опасными веществами.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) создана в 1945 г. и занимается мировыми продоволь­ственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) со­зданная в 1947 г.. занимается определением степени антропогенного воздействия на погоду и климат планеты в целом и по отдельным реги­онам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окру­жающей среды (ГСМОС). В последние годы в мире появилось большое число новых межправительственных и неправительственных организа­ций экологического направления, среди которых стоит отметить Комиссию ООН по устойчивому развитию; ее главная цель - координировать и контролировать претворение в жизнь решений второй Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, особенно «Повестки дня на XXI век

Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъекта международного пра­ва, нарушившего международные экологические требования, опреде­ленных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не ко­дифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международ­но-правовых актах по конкретным вопросам ООС.

В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответ­ственность, не существует какого-либо перечня юридических санк­ций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение - это возмещение (ком­пенсация) имущественного вреда. Международное экологическое пра­вонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потен­циальная угроза неблагоприятных изменений ОС.

Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственнос­ти субъекта международного права является совершение им между­народного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, нанося­щее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила в оправдание своего поведения недопустимы. Субъектами международно-правовой экологической ответственности наряжу с государствами могут выступать и между­народные организации. Международные экологические правонару­шения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления, их квалификация во многом зави­сит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследова­ния эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ мате­риального возмещения.

Международная эколого-правовая ответственность субъектов меж­дународного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение матери­ального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом — так на­зываемая ответственность за риск).

В настоящее время существует два вида международной эколо­го-правовой ответственности государств: политическая и материаль­ная. Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Примеры. Другая форма политической ответственности - ресторация — это обязанность восстановления государством-нарушителем прежнего состояния ОС и несение связанных с этим неблагоприятных последствий (напри­мер, восстановление качества воды, загрязненной по его вине). Мате­риальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материаль­ного вреда. Она может выражаться в форме репарации – возмещения причиненного материального ущерба денежными платежами, ценнос­тями и услугами - или реституции - возвращения, восстановления или заменой в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или унич­тоженных материальных ценностей. Примеры.

Порядок разрешения международных экологических споров обыч­но предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении Способы разрешения споров - переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд.

Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 199л г была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей — членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный эколо­гический суд), действующий в качестве неправительственной органи­зации. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда: местами постоянной дислока­ции его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити ( Мек­сика) и Сан-Себастьян (Испания).

Спецификой международного экологического права является тот факт, что несмотря на различные формы международной экологичес­кой ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал