Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международно-правовая экологическая ответственность
План: 1.Договоры, непосредственно защищающие окружающуюсреду 2. Договоры, обеспечивающие косвенную защиту окружающей среды 3. Защита ОС от радиоактивных загрязнений 4. Международные организации и конференции по охране окружающей среды 5. Международно-правовая экологическая ответственность
Договоры, непосредственно защищающие окружающую среду. Ключевую роль в этом вопросе играют два документа: А) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду (ЭДМОД-Конвенция 1976 г.) была принята под эгидой ООН в связи с тревогой мирового сообщества, наблюдавшего за ходом войны США во Вьетнаме Во время военных действий США использовали методы и вещества, нанесшие огромный ущерб окружающей среде (напалм, гербициды и т.п.). Именно такие приемы ведения войны и запрещает эта Конвенция. Оборот «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам, изменяющим динамику состава или структуры Земли путем преднамеренного управления природными процессами, которое может вызвать ураганы, цунами, землетрясения, выпадение осадков в виде дождя и снега Б) Дополнительный Протокол 1 (1977 г) к Женевским конвенциям 1949 г. дополняет ЭДМОД- Конвенцию. В нем содержатся две статьи, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, в ст. 35. пункт 3 говорится о запрещении применения методов или средств ведения военных действий, имеющих своей целью причинение или возможность причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба ОС. здоровью или выживанию населения. В ст. 55. п. 2 говорится, что причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается, поскольку они наказали бы все человечество в целом. Договоры, обеспечивающие косвенную защиту окружающей среды: а) Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (Женева. 1925 г.); б) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1972 г. К в) Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими избирательное действие (1980 г.). г) Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г.). К сожалению, до сих пор во время ведения военных действий противоборствующие стороны очень редко вспоминают о безопасности ОС. Недавний пример - военные действия США против Ирака (2003 г.) и оккупация последнего. Защита ОС от радиоактивных загрязнений. Во второй половине XX века человечество было поставлено перед фактом: если сейчас не предпринимать никаких усилий по защите планеты от радиоактивных загрязнений, то через несколько десятилетий люди начнут в серьезных масштабах умирать от лучевой болезни. Никто из конструкторов атомных бомб и АЭС не подумал о будущих захоронениях радиоактивных отходов, и вначале эти отходы сбрасывали в Мировой океан, свозили на архипелаг «Новая земля» (СССР). Полное глобальное запрещение ядерного, радиологического и нейтронного оружия помогло бы окончательно решить проблему радиоактивного загрязнения планеты. Первыми шагами в этом направлении были Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (атмосфере, космическом пространстве и под водой. Москва 1963 г.). к этому Договору не присоединились Франция и КНР. Договор о нераспространении ядерного оружия (1 %8 г.): Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.). в космосе (1 967 г.). в Антарктиде (1959 г.). Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г). В 1980 г была принята Резолюция ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», в которой подчеркивалась взаимосвязь проблем прекращения гонки вооружений и ООС. Чернобыльская катастрофа в апреле 1986 г. вызвала к жизни целый комплекс новых международных экологических правоотношений, например. Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (198о г. - Вена). Страны-участницы этих конвенций обязались оказывать разнообразную техническую, социальную и другую помощь государствам и народам, оказавшимся жертвами ядерной аварии.
Первая международная конференция ООН по ООС состоялась в 1972 г. в Стокгольме. День открытия этой конференции - 5 июня — отмечается как день ООС. Стокгольмская конференция стала поворотным пунктом в международной экологической политике. Она приняла Декларацию принципов из 26 пунктов, главными из которых являются: право человека на благоприятную ОС сохранение природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений, суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде, избавление человечества и биосферы от опасности применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. Конференция также приняла план мероприятий из 109 пунктов, содержащих организационные, экономические и политические вопросы международной ООС и взаимоотношений государств. По решению Конференции был создан постоянно действующий орган ООН по ООС—ЮНЕП (программа ООН по ОС) и создан Международный экологический Фонд. Решения стокгольмской Конференции носили рекомендательный, во многом декларативный характер, но они оказали большое влияние на активизацию международной природоохранной деятельности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки. 1975 г.) с участием всех европейских стран. США и Канады приняло Заключительный акт. в котором наряду с политическими вопросами и проблемой безопасности рассматривалась и экологическая безопасность (5-й раздел Заключительного акта). В нем обозначены цели, формы и методы экологического сотрудничества, в частности борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод. почв, заповедников, научное сотрудничество в области экологии. Венская встреча представителей государств - участников СБСЕ (1986 г.) наряду с политическими вопросами рассмотрела результаты выполнения хельсинских договоренностей по ООС. В Итоговом документе Венской встречи содержатся следующие рекомендации: 1)сокращение выбросов соединений серы до 1995 г на 30%; 2) разработка соответствующих методов альтернативных захоронений отходов в море; 3)обмен информацией о потенциально опасных веществах, включая оценку их риска для здоровья человека и ОС; 4) поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ; 5) укрепление и развитие международной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); 6) исследования явлений глобального потепления климата Земли и роли в этом процессе выбросов углекислого газа и других парниковых газов. Главным событием в области экологии конца XX века стала вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). организованная для подведения итогов двадцатилетней деятельности по ООС. На этом форуме присутствовали 15 тысяч делегатов из 179 стран. Главными принятыми документами этой Конференции являются: 1) Декларация «Принципы Рио». где сформулированы основные принципы международной политики в области ООС; 2) Повестка дня на XXI век - обширная программа действий в области ООС на предстоящее столетие; 3) Концепция устойчивого экономического развития, о которой было сказано в начале этого курса; 4) Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; 5) Конвенция по климату. 6) Конвенция по охране биологического разнообразия – основы устойчивости биосферы Земли. Можно с уверенностью сказать, что решения этой Конференции затронули все мировое сообщество и во многом определили его дальнейшую судьбу. Международные организации по ООС. Главной из них является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 г. в соответствии с решением Стокгольмской Конференции ООН по ОС и развитию (1972 г.). Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). ЮНЕП имеет Совет управляющих. Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС. Приоритетными направлениями деятельности ЮНЕП являются: 1) здоровье человека, санитария ОС. населенные пункты (включая мегаполисы); 2) охрана земель, внутренних вод. лесов, предотвращение опустынивания; 3) охрана Мирового океана; 4) охрана диких животных, генетических ресурсов планеты; 5) решение мировых энергетических проблем; 6) образование, научные исследования, профессиональная подготовка специалистов в области экологии; 7) технология (внедрение мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений), экономика (переход от ресурсопотребляющей к ресурсосберегающей экономике), торговля. Некоторые примеры деятельности ЮНЕП: 1) Соглашение о контроле за международной перевозкой и удалением опасных отходов (1989 г.) 2) борьба с «кислотными дождями»: под руководством ЮНЕП Европейская экономическая комиссия и Всемирная метеорологическая организация заключили Международный договор и создали исполнительный орган, следящий за сокращением выбросов 3) Под эгидой ЮНЕП созданы 10 региональных программ по сокращению загрязнения прибрежных вод; 4) В рамках своей региональной деятельности ЮНЕП помогла Тунису создать исчерпывающий для настоящего времени план борьбы с опустыниванием и сокращением плодородных площадей. В тесной связи с ЮНЕП работает другая организация ООН - ЮНЕСКО, созданная еще в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже и занимающаяся вопросами культуры, науки, образования. Эта организация осуществляет руководство экологическими программами, охватывающими более 100 государств, оказывает помощь в реализации экологического образования и подготовке специалистов-экологов в развивающихся странах, ведет и охрану объектов, относящихся к всемирному наследию. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный еще в 1948 г.. является неправительственной международной организацией и представляет более 100 стран. От России коллективными членами МСОП являются Минприроды РФ. Всероссийское общество охраны природы. Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН. Основными направлениями деятельности МСОП являются развитие национальных парков, ведение международной «Красной книги», охрана редких видов животных и растений, подготовка проектов ряда международных конвенций (Об охране водно-болотных угодий. Об ограничении международной торговли исчезающими видами животных и растений). решение проблем международного экологического права. При МСОП создана Комиссия экологического права и работает международный центр экологического права, обладающий уникальным собранием эколого-правовых материалов. В Комиссии работает около 300 юристов-экологов из 89 стран. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946 г.. занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений ОС. осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг и санитарно-гигиеническую экспертизу ОС и дает оценку ее качества. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) основано в 1957 г для обеспечения ядерной безопасности и охраны ОС от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС. проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на ОС. устанавливает нормы радиационной безопасности и проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств этим требованиям может вызвать по решению Совета Безопасности ООН применение различных санкций со стороны мирового сообщества. Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г и действует в области морского судоходства и охраны морей от загрязнения, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими опасными веществами. Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) создана в 1945 г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана. Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) созданная в 1947 г.. занимается определением степени антропогенного воздействия на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В последние годы в мире появилось большое число новых межправительственных и неправительственных организаций экологического направления, среди которых стоит отметить Комиссию ООН по устойчивому развитию; ее главная цель - координировать и контролировать претворение в жизнь решений второй Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, особенно «Повестки дня на XXI век Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъекта международного права, нарушившего международные экологические требования, определенных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международно-правовых актах по конкретным вопросам ООС. В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, не существует какого-либо перечня юридических санкций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение - это возмещение (компенсация) имущественного вреда. Международное экологическое правонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений ОС. Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила в оправдание своего поведения недопустимы. Субъектами международно-правовой экологической ответственности наряжу с государствами могут выступать и международные организации. Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления, их квалификация во многом зависит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ материального возмещения. Международная эколого-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом — так называемая ответственность за риск). В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Примеры. Другая форма политической ответственности - ресторация — это обязанность восстановления государством-нарушителем прежнего состояния ОС и несение связанных с этим неблагоприятных последствий (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине). Материальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Она может выражаться в форме репарации – возмещения причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами - или реституции - возвращения, восстановления или заменой в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей. Примеры. Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении Способы разрешения споров - переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд. Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 199л г была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей — членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий в качестве неправительственной организации. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда: местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити ( Мексика) и Сан-Себастьян (Испания). Спецификой международного экологического права является тот факт, что несмотря на различные формы международной экологической ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.
|