![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные закономерности роста и развития ребенка.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Лекция № 2 Учет возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста В процессе физического воспитания План: 1. Понятие “возраст”. Возрастные периоды развития ребенка от 0 до 7 лет. 2. Основные закономерности роста и развития ребенка. 3. Особенности развития опорно-двигательного аппарата: – формирование сводов стоп и профилактика плоскостопия у детей средствами физического воспитания; – формирование правильной осанки у детей в процессе физического воспитания. 4. Особенности развития сердечно-сосудистой системы. 5. Особенности развития дыхательной системы. Формирование навыка рационального дыхания. 6. Учет психических особенностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. 7. Возрастные особенности формирования двигательных умений и навыков. 8. Возрастные особенности развития двигательных качеств у детей.
Возрастные периоды развития ребенка. 1. Пренатальный (внутриутробный) – длится от зачатия до рождения человека (40 недель). 2. Новорожденный – до 4-6 недель жизни. 3. Младенческий (грудничковый) – до 1 года. 4. Раннее детство – от 1 года до 3 лет. 5. Первое детство (дошкольный) – от 3 до 7 лет. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития может быть обеспечена, если в процессе физического воспитания учитываются возрастные особенности организма. Основные закономерности роста и развития ребенка. В дошкольном возрасте продолжается интенсивное созревание организма, так как процессы роста и развития не завершены и осуществляются ускоренными темпами. Физическое развитие характеризуется непрерывным изменением показателей роста, веса, окружности грудной клетки, головы. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие органов и тканей. Начинается окостенение скелета, увеличивается масса мышц, происходит развитие органов дыхания и кровообращения. Вес мозга увеличивается в среднем от 1110 до 1250 гр. и расширяются его функциональные возможности. Усиливается регулирующая роль больших полушарий и ее контроль над корковыми центрами. Увеличивается скорость образования условных рефлексов. Особенно интенсивность вторая сигнальная система (речь). Особенности развития функциональных систем ребенка обусловлены рядом факторов: 1. Генотип (наследственность). 2. Нейрогуморальный регуляторный механизм. 3. Условия жизнедеятельности. Характерной для данного возраста является незавершенность процессов развития, это определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия. Закономерности роста и развития организма: 1. Неравномерность темпа роста и развития – т.е., процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы. 2. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем. 3. Половой деморфизм (особенности роста и развития в зависимости от пола). Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели и это сохраняется до начала полового созревания. В 12-14 лет соотношения меняются – девочки обгоняют сверстников в показателях роста, массы, окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается и они вновь обгоняют девочек. 4. Биологическая надежность функционирования систем организма. Эта концепция была выдвинута А.А.Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается большой запас резервных возможностей. 5. Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами. 6. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация). Акселерация – ускорение темпов роста и развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Децелерация – замедление темпов роста и развития подрастающего поколения.
|