![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития опорно-двигательного аппарата.
ОДА находится в стадии интенсивного формирования. Из 206 костей скелета практически каждая изменяется по размерам, форме и внутреннему строению. Кости ребенка отличаются от костей взрослого тем, что они: – более богаты водой, в них мало минеральных веществ, поэтому они не прочны; – имеют волокнистое строение; – отчетливо выражены зоны роста; – окостенение длинных костей начинается между 4 и 7 годами, этот процесс происходит неравномерно, чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс; – позвоночник почти целиком состоит из хрящевой ткани, легко деформируется; – продолжается формирование изгибов позвоночного столба. Суставно-связочный аппарат эластичен и подвижен, поэтому данный возраст особенно благоприятен для развития гибкости. Мышечная система, по сравнению со взрослыми, недостаточно развита. В дошкольном возрасте происходит интенсивный рост мышечной ткани, возрастают сократительные способности, сила и работоспособность мышц. Наблюдается неравномерность развития отдельных мышечных групп: 1. Тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом – разгибателей. 2. Относительно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в то же время слабо развиты длинные мышцы спины, мелкие мышцы кистей и стоп. Необходимо стремиться к гармоничному развитию всех мышечных групп, обращая особое внимание на укрепление мышц спины, а также мышц кистей и стоп. Формирование сводов стоп и профилактика плоскостопия у детей средствами физического воспитания. Кости стоп состоят из хрящевой ткани. Окостенение завершается к 16-18 годам. Причины плоскостопия: 1. Неправильный подбор обуви. 2. Низкий уровень двигательной активности. 3. Неправильная постановка процесса физического воспитания в детском саду. Предупреждение плоскостопия: 1. Массаж, пассивные упражнения для стоп (детей, начиная с 3-х недельного возраста необходимо готовить к навыкам прямостояния и ходьбы). 2. С 1 года необходимо уделять внимание формированию правильной походки. 3. Укрепление мелких мышц стоп (при этом часть упражнений следует выполнять в положениях разгрузки стоп – сидя, лежа). 4. Шире использовать подвижные игры, способствующие формированию сводов стопы. 5. При обучению прыжкам в первую очередь необходимо сформировать навык правильного приземления. Место приземления должно быть обеспечено особым образом. 6. Следует ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге. 7. Строго дозировать упражнения в равновесии на одной ноге. 8. Формированию сводов стопы способствуют разнообразные виды ходьбы, упражнения в лазании, плавание, езда на велосипеде. Формирование навыка правильной осанки. Большое внимание следует уделять укреплению мышц, участвующих в удержании позвоночника (мышцы спины, живота, плечевого пояса). Для формирования правильной осанки у детей, необходимо решать в комплексе следующие задачи: 1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. 2. Укрепление мышечного корсета, развитие силы и силовой выносливости мышц, участвующих в фиксации осанки. 3. Развитие гибкости. 4. Формирование навыка рационального дыхания. 5. Нормализация эмоционального статуса (преодоление страхов). 1 задача. Чтобы сформировать у ребенка представление о правильной осанке применяют наглядные, словесные и практические методы: – показ правильной осанки; – словесные инструкции, указания, распоряжения. На первом этапе обучения необходимо применять различные ориентиры. Каждое занятие необходимо начинать и заканчивать упражнениями на формирование навыка правильной осанки. В течение занятия во время выполнения упражнений из разных исходных положений следует добиваться сохранения правильной осанки. В течение занятия во время выполнения упражнений дети не должны много стоять, во время объяснения их лучше посадить. Целесообразно чаще применять подвижные игры с заданиями на осанку, упражнения в равновесии. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных гимнастических упражнений, поэтому гимнастику называют школой осанки. Двигательный навык считается освоенным в том случае, если ребенок одинаково уверенно выполняет его как в привычных условиях, так и в усложненных. Поэтому для закрепления навыка правильной осанки вводятся различные усложнения. 2 задача. Для развития силы и силовой выносливости применяют следующие упражнения: 1. Общеразвивающие. 2. Прикладного характера (ползание, лазание). 3. Спортивного характера (плавание, лыжи). Большая часть упражнений на укрепление мышц должна выполняться в положениях разгрузки позвоночника (сидя, лежа, стоя на коленях). В качестве отягощений могут применяться мячи, гимнастические палки, мешочки с песком, детские гантели. Для развития силы применяют метод многократных повторений. Дозировка зависит от возраста детей и составляет: 1. Для детей 2-3-х лет – 4 повторения. 2. Для детей 3-4-х лет – 6 повторений. 3. Для детей 4-5-лет – 8-10 повторений. 4. Для детей 5-7 лет – для мышц рук, ног и плечевого пояса 20-30 раз, для мышц туловища 40-60 раз, отдельными сериями по 10-16 раз с отдыхом между ними. Прежде чем предлагать детям силовые нагрузки, необходимо добиться определенного уровня развития общей выносливости. Для формирования правильной осанки упражнения на укрепление мышц применяются с соблюдением следующих правил: 1. Доля статических упражнений должна быть в 5 раз меньше, чем динамических. 2. Динамические упражнения должны предшествовать статическим. 3. Для предупреждения задержки дыхания у детей при выполнении статических упражнений использовать методический прием с произнесением различных звуков на выдохе. Лучшего эффекта можно достичь, если силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость.
|