Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на благоприятную окружающую среду. n Принадлежит гражданину от рождения;
n Принадлежит гражданину от рождения; n Подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным; n Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством РБ. благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов. Критерии благ окр среды: n соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов нормативам, стандартам, характеризующим качество среды, ее не загрязненность, n соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов критериям и нормативам ресурсоемкости, ее неистощимость, n способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие. В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г., а также в документах Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей среде провозглашено в числе важнейших гуманитарных прав человека. Право на благоприятную окружающую среду рассматривается как правовой институт и как субъективное право. как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу осуществления и защиты данного права. Идею, обосновывающую существование субъективного права «на обеспечение благоприятной окружающей природной среды», впервые высказали представители эколого-правовой науки.В юридической научной литературе господствующей является точка зрения, согласно которой субъективное право на благоприятную окружающую среду рассматривается как личное неимущественное прав о, а благоприятная окружающая среда – как нематериальное благо Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г., № 726. Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г. Основная идея Орхусской конвенции заключена в провозглашении прав граждан на получение информации, участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окружающую среду. Право на экологическую информацию. В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Наиболее полно содержание экологической информации раскрыто в Орхусской конвенции. К таковой относится не только информация о природной среде и состоянии ее отдельных компонентов – земель, вод, атмосферного воздуха и т. п., загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой. Вторую группу составляет информация о деятельности (в самом широком смысле), которая может повлиять на состояние окружающей среды. Важнейшими принципами предоставления экологической информации в соответствии с Орхусской конвенцией являются: • обязанность государственного органа предоставить экологическую информацию любому лицу без необходимости формулировать свою заинтересованность; • экологическая информация предоставляется не только по запросу, государственные органы должны предпринимать различные действия по активному распространению такой информации; • срок предоставления экологической информации должен быть максимально коротким и не должен превышать одного месяца по общему правилу если больш объем то 2 мес • экологическая информация предоставляется, как правило, бесплатно; • в удовлетворении запроса о предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, перечень которых является ограниченным; • информация о выбросах загрязняющих веществ подлежит раскрытию; • отказ в предоставлении экологической информации по запросу должен быть обоснован, а в случае отсутствия у государственного органа запрашиваемой информации, последний обязан сообщить заявителю о надлежащем месте, владельце соответствующей информации. В предоставлении экологической информации может быть отказано только в определенных в Орхусской конвенции случаях: государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией; просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой; если разглашение такой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и (или) архивов; на окружающую среду, к которой относится эта информация.
|