Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на участие общественности в принятии экологически значимых решений.
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 1998 г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г., № 726. Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г. Основная идея Орхусской конвенции заключена в провозглашении прав граждан на получение информации, участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, реализация которых обеспечивает право на благоприятную окружающую среду. Законодательство Республики Беларусь в качестве субъектов общественного экологического движения признает граждан и их общественные объединения. Орхусская конвенция оперирует понятием «общественность», которое означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» (ст. 2). Прогрессивным положением данного международного документа является определение принципов общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений по конкретным видам деятельности, которые потенциально наиболее опасны для окружающей среды и здоровья человека: • информирование общественности адекватно, своевременно • обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности; • отражение участия общественности – представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности; • информирование общественности о принятом решении. Перечисленные принципы общественного участия реализуются путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, которые являются инициаторами планируемой хозяйственной деятельности. К числу этих обязанностей относятся: • определение круга лиц, которые могут быть потенциально заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов; • уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса; • обеспечение заинтересованным лицам доступа ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения; • отражение результатов участия общественности в процессе принятия экологически значимого решения; • информирование общественности о принятом решении. Формы общественного участия в принятии экологически значимых решений закреплены в наиболее общей форме в Орхусской конвенции и детализируются в национальном законодательстве. Такими формами, согласно ст. 12, 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», являются: участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС); организация и проведение общественной экологической экспертизы; общественный контроль в области охраны окружающей среды; обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды Кроме названных процедур общественность также вправе участвовать в процессе принятия экологически значимых решений посредством республиканских и местных референдумов, республиканских и местных собраний и др. Орхусская конвенция рассматривает применение названных форм общественного участия по следующим направлениям: участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности (ст. 6); участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (ст. 7); участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов (ст. 8). Специальные (экологические) общественная экологическая экспертиза; общественные слушания в процедуре ОВОС. Общие формы: Республиканский (местный) референдум; Деятельность местных советов Республиканское (местное) собрание. Например, К компетенции местного собрания относится рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов. (Закон «О республиканских и местных собраниях»).
|