Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации






Защита населения страны и её территорий от факторов, вносящих дисгармонию в среду обитания, разрушающую природу и наносящих вред здоровью человека – важнейшая задача государства. Развитие промышленности с её производственными отходами, в том числе отравляющих атмосферу и загрязняющих почву и воды, желание получать более высокие урожаи при меньших расходах на производство сельскохозяйственной продукции, химиотерапия в медицине и ветеринарии, рост народонаселения, возникновение мегаполисов и т. д. – всё это уже на рубеже XIX - XX вв. стало вызывать беспокойство. Уже тогда остро стоял вопрос о бережном отношении к природе. Свои соображения на этот счёт высказал выдающийся немецкий врач, бактериолог и биохимик Нобелевский лауреат Пауль Эрлих (1854 – 1915). Он назвал пять “железных законов” охраны природы:

- в охране природы возможны только успешная оборона или отступление. Наступление невозможно: вид или экосистема, однажды уничтоженные, не могут быть восстановлены;

- продолжающийся рост народонаселения и охрана природы принципиально противоречат друг другу;

- экономическая система, охваченная манией роста, и охрана природы принципиально противостоят друг другу;

- для всех организмов, в том числе и для человека, смертельно опасно представление, что при намерении использования Земли надо принимать во внимание лишь ближайшие цели и немедленное благо для Homo sapiens;

- охрана природы должна считаться вопросом благосостояния и в более далёкой перспективе – выживания человека.[14]

Движение в защиту природы постепенно развивалось и стало всеобъемлющим, охватившим в первую очередь все наиболее развитые страны мира в 70-х годах ХХ века.

В нашей стране первые законы о защите окружающей среды были приняты в 70-80-х годах ХХ в.

Система природоохранного законодательства в РФ имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция РФ, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражены положения об охране природы и рациональном пользовании природными ресурсами.

3 марта 1992 г. вступил в действие закон РСФСР “Об охране окружающей среды”. В последующем этот закон многократно дополнялся, совершенствовался. В настоящее время действует Федеральный закон “Об охране окружающей среды” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (с учётом изменений внесённых Федеральным законом от 29 декабря 2004 г № 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ). Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.

Этот закон гласит, что “в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации”.

В 16 главах этого закона отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. “Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации”.

В законе изложен свод правил охраны окружающей среды в условиях хозяйственного развития. Закон является Экологическим кодексом России. 84 статьи этого закона явились основой для других нормативных природоохранных актов.

В главе 1, ст. 1 Федерального закона даны основные понятия. Приведём некоторые из них.

“- Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- природная среда (далее также – природа) – совокупность компонентов природной среды природных и природно-антропогенных объектов;

- естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые[15] её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

- охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий (далее также - природоохранная деятельность);

- природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

- использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- нормативы в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие”.

Далее в законе даются определения нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на неё, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, технологического норматива. Даются также определения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных, и микроорганизмов, “несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем; нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы окружающей среды”.

Даны чёткие определения мониторинга окружающей среды и контроля за её состоянием:

“- мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

- государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

- экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности”.

Особое внимание следует обратить на следующее определение, которое как лучшую технологию определяет ту, которая позволяет снизить негативное воздействие на природу, а не ту, которая даёт максимальный хозяйственный результат: “наилучшая существующая технология – технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учётом экономических и социальных факторов”.

Следует также различать негативное воздействие на окружающую среду от вреда ей:

“- негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов”.

В этой же ст. 1 главы 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” даны дефиниции экологического риска и экологической безопасности.

 

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативными воздействиями хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера ”.

 

Экологическая безопасность – состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий ”.

 

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в ст. 3. главы I закона. Чётко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу.

В ст. 4 главы 1 Закона названы объекты окружающей среды.

“1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земля, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космические пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания”.

 

В главе II Федерального закона “Об охране окружающей среды” от 22.08.04 г. № 122-ФЗ определены основы управления в области охраны окружающей среды и полномочия государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал