Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Дальневосточный филиалСтр 1 из 21Следующая ⇒
Дальневосточный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Кафедра государственно-правовых дисциплин Экологическое право Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») Хабаровск Автор: И.В Чаков, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Рецензенты: А.Н. Дерюга, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин. Шиенкова А.С., к.ю.н., доцент, доцент кафедры административного права и служебной деятельности ОВД ДВЮИ МВД РФ.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр). Одобрен на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплинФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) протокол № 12 от 29 июня 2012 г. Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) (протокол №
© Российская академия правосудия Дальневосточный филиал, 2013 г. © Чаков И.В., 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение Настоящий учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». Экологическое право является дисциплиной базовой части профессионального цикла. Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой, включающая в себя отношения в области охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологических прав граждан и экологической безопасности. Экологическое законодательство регулирует не все отношения человека с окружающей средой, а устанавливает правила поведения именно в отношении природных и природно-антропогенных объектов. Курс «Экологическое право» является необходимым при подготовке специалистов по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». Правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды занимает одно из важнейших мест среди всех общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу и служащая юридической базой для всех отраслей права, устанавливает принципы и основные положения экологического законодательства. К ним относятся то, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ). Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Экологическое право» представляет собой учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета, включающее в себя рабочий план, программу дисциплины, планы и задания для семинарских занятий, задания для индивидуальной работы, темы курсовых, вопросы текущего и промежуточного контроля, рекомендуемую литературу и список нормативных правовых актов. Учебно-методический комплекс призван облегчить задачу студентов в изучении сложных проблем экологического права, привить навыки работы с действующим законодательством, правильного его применения, обоснованного решения различных практических ситуаций. В УМК учтены изменения, произошедшие за последние годы в науке, отрасли экологического права и законодательстве. В рабочем плане дисциплины приведен весь перечень изучаемых тем с указанием количества часов, отводимых на аудиторные занятия (лекции и семинары) и самостоятельную работу студентов в виде индивидуальной работы под контролем преподавателя. В программе подробно раскрыто содержание каждой темы. По своему содержанию рабочий план и программа дисциплины «Экологическое право» полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция». Вместе с тем, в программу дополнительно включены и некоторые темы, посвященные правовому режиму использования и охраны отдельных природных объектов и ресурсов (недр, лесов, вод, животного мира и т.д.). На наш взгляд, эти институты закономерно и объективно являются составной частью системы экологического права. В план семинарских занятий включены наиболее сложные и интересные, с теоретической и практической точек зрения темы. По каждой теме выделены конкретные вопросы, раскрывающие ее содержание. Эти вопросы составляют теоретическую часть семинарского занятия. Практическая часть состоит из решения задач, приведенных в плане. Для подготовки углубленных ответов на поставленные вопросы и правильного решения задач после каждой темы дан перечень учебной и специальной литературы, обязательной к изучению. Целями освоения дисциплины «Экологическое право» является получение знаний в области правового регулирования экологических отношений, в том числе, вопросов правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Цель преподавания курса «Экологическое право» в ВУЗЕ – дать студентам знания по отрасли права, регулирующей общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности людей - природоохранной; раскрыть роль экологического права в решении задач социального и экономического развития общества; определить направления использования знаний данной отрасли права в деятельности природоохранных и судебных органов и показать значение обеспечения законности в экологических и иных, с ними связанных, отношениях для предупреждения ряда правонарушений. Задачи преподавания курса «Экологическое право» заключаются в том, чтобы помочь: ü выработать умение ориентироваться в источниках, регулирующих ü экологические отношения, отношения по социальной защите, а также отношения по социальному обеспечению; ü анализировать и обобщать изученный материал; ü правильно применять нормы законодательства об охране окружающей среды на практике. ü понять природу эколого-правовых явлений, их роль в развитии человеческой цивилизации. ü формированию правовой культуры студентов в области природопользования; ü усвоению основных этапов развития экологического законодательства об охране окружающей среды; ü формированию представлений об экологической ситуации в России и регионах в области природопользования и социальной защите граждан и их имущества от нанесенного ущерба; ü формированию и развитию мировоззрения студентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Целью освоения дисциплины «Экологическое право» является усвоение и закрепление знаний о реализации права каждого гражданина на социальное обеспечение и понимание политических, экономических, демографических, социально-реабилитационных функций социального обеспечения, а также теоретических и практических основ экологического права. А именно приобретение студентами глубоких знаний о системе и содержании законодательства, регулирующего природоохранительные задачи, и практики его применения в современных условиях. Предмет и сфера действия Экологического права не могут быть в полном объеме рассмотрены без анализа межпредметных пересечений со смежными отраслями права. В наибольшей степени, это касается гражданского права, трудового права, уголовного, административного, международного. Современный этап экономического развития страны определяет и экологизацию общественных отношений во всех сферах государственной, муниципальной, производственной и других систем, ставит задачу исследования межотраслевых связей экологического права. Изучение междисциплинарных связей позволит, с одной стороны, решить ряд научных и прикладных проблем оптимизации связей отрасли экологического права обеспечения со смежными отраслями, с другой - устранить возможные коллизии при параллельном правовом регулировании. При изучении курса студент должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты, экологические правоотношения; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с реализацией прав граждан на охрану окружающей среды, на получение социальной поддержки, определять необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, применять практику законодательства, ориентироваться в специальной литературе и законодательных актах, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные принципы и проблемы дисциплины «Экологическое право» видеть взаимосвязь с другими отраслями права. Компетенция обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экологическое право». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-2); осознает значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-3); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы гуманитарных и экономических наук при решении задач в области природопользования (ОК-8); способен анализировать ситуацию в области охраны окружающей среды. (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13) Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической(экологической) экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В результате изучения курса студент должен знать понятие экологического права, систему его источников, представлять основные теоретические проблемы и концепции, основы правового положения субъектов природоохранительной деятельности, уметь анализировать и решать задачи в области экологического права. Студент должен получить представление об основных институтах – истории становления и развития экологического права как науки и учебной дисциплины, понятии и общей характеристики экологических прав граждан, права собственности на природные ресурсы, государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, экономическим механизмом экологопользования, экологической ответственности и т.д. Формами контроля являются: - текущий контроль за подготовкой студента к семинарским занятиям, оценки его работы на семинарском занятии, оценки выполняемых, самостоятельных работ, итоговый контроль в форме экзамена.
|