Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Центр мировой экономической
Восточная Азия: Центр мировой экономической Мощи XXI в.? Общая характеристика региона Культурно-историческая дифференциация Зарубежной Азии. Всистеме географического образования Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих культурно-исторических макрорегионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, а также Центральная Азия (последний, в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркменистана появился в учебниках в связи с дезинтеграцией СССР). Правомерность подобной регионализации можно легко оспорить хотя бы с учетом искусственного «разрыва» арабо-исламского макрорегиона или включения типично центральноазиатского (с физико-географической точки зрения) государства — Монголии — в состав Восточной Азии. Однако такое деление (с небольшими коррективами) признается ООН и в той или иной мере действительно отражает культурно-историческую дифференциацию мира (с поправкой на условность межрегиональных границ). К тому же, речь идет о наиболее высокой степени генерализации общественно-географических таксонов, оказывающейся полезной, например, в той же системе образования. Углубленное, профессиональное изучение культурно-исторического многообразия этой части мира предполагает более дробную дифференциацию территории, вплоть до рассмотрения отдельных государств, этносов и субкультур. Иногда такое изучение начинается с «колыбели» мировой цивилизации в области Благодатного месяца, с региональной характеристики Месопотамии, Египта и «смычки» между ними — Леванта (восточного побережья Средиземного моря), «перекрестка» цивилизаций и центра трех религий. Здесь же находится пустынное сердце арабского мира — Аравия (Саудовская Аравия, Оман, Йемен, государства Персидского залива), где находятся корни ислама (Мекка, Медина) и где тесно соседствуют средневековье и современность. (Иной куль- турно-исторический вектор из пределов Азии может быть направлен в сторону запада арабского мира — Магриба, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Тунис и Алжир, в широком понимании — еще и Ливию. Он предоставляет хорошую возможность познакомиться с городами Средиземноморской Африки — наследниками древних культур, с арабами, берберами и туарегами, с жизнью в бидонвилях, касбах, мединах и новых фешенебельных кварталах на европейский манер.) Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отличается культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и аккумулировавшая богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом-Константинополем — вторым Римом, центром христианства и Древней Византии, столицей Османской империи). Далее, на востоке особое культурно-историческое пространство образуют Иран и Афганистан — как связующее звено между переднеазиатским, китайским и индийским «очагами» цивилизации. Двигаясь далее на восток, обратим внимание на следующее обстоятельство. Отдельные авторы, игнорируя выше упомянутый культурно-исторический регион «Центральная Азия» (как «плод» советского терминотворчества), нередко прибегают к выделению в Азии двух Туркестанов: один — узбекистано-таджикский, находящийся на постсоветской территории, другой китайский, ассоциирующийся с Кашгарией, гигантским «двойником» Ферганы. В соответствии с этим подходом Центральная Азия — это уже нечто иное, а именно Монголия, Внутренняя Монголия и Тибет (заоблачная Монголия) в КНР, а также Казахстан, Туркменистан и даже российская Калмыкия (?!). Разумеется, «разомкнутая» Центральная Азия в подобной трактовке вызывает не меньше нареканий, чем в предыдущей, поскольку она не представляет собой культурного единства. В муссонной Азии в качестве отдельных культурно-исторических макрорегионов традиционно рассматриваются Китай, Япония, Индокитай, островная Юго-Восточная Азия, Индостан. Естественно, в пределах большинства из них идентифицируются регионы меньшего ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Так, в КНР различают колыбель китайской цивилизации — долину р. Хуанхэ, Китай бассейна Янцзы, а также юг страны; в Юго-Восточной Азии — Индокитай и обособленный мир островов; на Индостане — северо-запад (индийский Пенджаб, Делийский район, Раджпутану, Пакистан, Кашмир и т.д.), северо-восток (Бенгалия, Бихар, Бангладеш и т.д.) и юг (Махараштра, Тамилнад, Мадрас и т.д.) региона. Культура и религия как интеграционный фактор в регионе. Утверждающаяся в мире идея общности судеб всего человечества находит все большее признание в современной Азии в связи с 216 ослаблением военной и политической конфронтации. При этом на фоне образования новых региональных экономических объединений часто не замечаются процессы взаимопонимания народов в культурной и этнопсихологической сферах. Как известно, для стран Восточной и Юго-Восточной Азии характерны китайско-конфуцианская, индо-буддистская и арабо-исламская религиозно-цивилизационные ориентации. Здесь удалось сохранить (хотя и в модифицированном виде) тысячелетние общественные институты и духовные ценности. При этом и конфуцианство, и буддизм, и синтоизм (Япония) являются не столько высшей сакральной ценностью, сколько своеобразными философскими учениями. Заслуживает внимания восприятие многими азиатскими народами Неба как всемогущего верховного божества, сохранение ими культа богоподобных предков, духов природы, а также политеистических божеств. Конечно, речь идет о параллелях главным образом между китайско-конфуцианскими, индо-буддистскими, синтоистскими и некоторыми другими восточными религиозными ценностями, обладающими определенным интеграционным потенциалом, и которые в Восточной и Юго-Восточной Азии вполне допустимо рассматривать под «регионалистским» углом зрения. Что же касается ислама, то эта восточная религия гораздо в меньшей степени подвержена влиянию «экуменических» тенденций. В исламских странах практически всегда существуют движения за создание общества на основе монотеистической (мусульманской) солидарности, чего нельзя сказать о государствах с преобладанием иных конфессий. В таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Малайзия, в официальные доктрины включены те или иные положения ислама. В первой из них попытка создать мусульманское теократическое государство была предпринята сразу после достижения независимости. (Сформулированные президентом Сукарно в 1945 г. пять принципов (панча сила) индонезийской официальной идеологии, один из которых означал свободу вероисповедания или «веру в единого бога», мусульманские лидеры пытались истолковать как призыв к созданию фундаменталистского общества на основе мусульманской солидарности.) Во второй — Малайзии — ислам объявлен официальной религией при допущении исповедования и других религий. Деликатность ситуации состоит в том, что мусульманами здесь являются практически лишь малайцы, занимающие по Конституции особое место в обществе, но составляющие лишь половину населения страны. Таким образом, ислам используется в качестве орудия борьбы с немалайцами. Гораздо более мощным региональным интегратором исламская культура является в пределах Ближнего и Среднего Востока. Однако не следует забывать о том, что этот регион — родина не только ислама, но также иудаизма и христианства. Да и сам арабский мир сегодня стал слишком пестрым и противоречивым. Физико-географическая регионализация. В физико-географическом смысле под Восточной Азией традиционно понимается восточная окраина материка — от российского Дальнего Востока до Юго-Восточного Китая. Это зона муссонной циркуляции, создающей резко выраженные различия между влажным теплым и сухим холодным сезонами. Однако с позиций гуманитарной географии в восточноазиатский регион попадает и часть Высокой Азии, входящей в состав восточноазиатских государств (которая включает в свой состав такие хребты и нагорья, как Памир, Гинду-куш, Каракорум, Гималаи, Тибет, Кунь-Лунь, и представляет собой величайший в мире орографический барьер, заметно влияющий на общую циркуляцию земной атмосферы). Лишь перечислим и кратко охарактеризуем выделяемые в Восточной Азии основные физико-географические области, сгруппированные по крупным ландшафтным регионам. Последние идентифицированы в зависимости от их тектонико-орографической специфики, климатического своеобразия, положения к остальному материку и Мировому океану. 1. Северная Монголия, природная специфика которой опреде 2. Южная Монголия и Северный Китай, ассоциирующиеся с 3. Северо-Западный Китай, территориально совпадающий с гор 4. Сикано- Тибетское нагорье как величайшее нагорье мира. Об 5. Гималаи (в переводе «царство снегов») как величайшая гор
6. Северо-Восточный Китай и полуостров Корея, лежащие в уме 7. Юго-Восточный Китай, расположенный в бассейнах Янцзы и 8. Японские острова, вытянутые на огромное расстояние с севе Обзор государств. Восточную Азию представляют Китай, Тайвань, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Республика Корея (РК), Монголия, Япония (табл. 4.1). Территория региона представляет собой огромный континентальный массив, ограниченный на западе мощными системами гор, а на востоке — частью вулканического кольца, которая тянется вдоль азиатского материка через Малайский архипелаг, Тайвань и Японию к Берингову морю. Обширная низменность имеется только на северо-востоке Китая. С древних времен ведущие позиции здесь занимал Китай с его огромным населением. В XIX в. франко-британская колониальная экспансия ослабила китайское влияние здесь. В то же время договоры с Россией ограничили китайское присутствие на севере региона. В 1895 г., после китайско-японской войны, Китай потерял Тайвань. В 1921 г. в Монголии, которая несколько столетий находилась под властью Китая, произошла Народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. С этого времени она развивалась в тесной связи и дружбе с Советской Россией и Советским Союзом, взяв за образец ту модель общественного развития, которая складывалась в СССР, со всеми ее позитивными и негативными сторонами. В XX в. регион сотрясали грабительские войны, которые здесь вела Япония. Современная политическая карта ЦВА сформировалась после капитуляции Японии в сентябре 1945 г. В 1948 г. были образованы Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика. В 1949 г. возникает Китайская Народная Республика (КНР). В 1997 г. и в 1999 г. в состав КНР были возвращены Я Я 5 Ю Н X X ев В и Т Ее О В > в О в № 1 3 | I Се т
|