Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Центр мировой экономической






Восточная Азия:

Центр мировой экономической

Мощи XXI в.?

Общая характеристика региона

Культурно-историческая дифференциация Зарубежной Азии.

Всистеме географического образования Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих культурно-исто­рических макрорегионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, а также Центральная Азия

(последний, в составе Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Ка­захстана и Туркменистана появился в учебниках в связи с дезин­теграцией СССР).

Правомерность подобной регионализации можно легко оспо­рить хотя бы с учетом искусственного «разрыва» арабо-исламского макрорегиона или включения типично центральноазиатского (с физико-географической точки зрения) государства — Монголии — в состав Восточной Азии. Однако такое деление (с небольшими коррективами) признается ООН и в той или иной мере действи­тельно отражает культурно-историческую дифференциацию мира (с поправкой на условность межрегиональных границ). К тому же, речь идет о наиболее высокой степени генерализации обществен­но-географических таксонов, оказывающейся полезной, напри­мер, в той же системе образования.

Углубленное, профессиональное изучение культурно-истори­ческого многообразия этой части мира предполагает более дроб­ную дифференциацию территории, вплоть до рассмотрения от­дельных государств, этносов и субкультур. Иногда такое изучение начинается с «колыбели» мировой цивилизации в области Благо­датного месяца, с региональной характеристики Месопотамии, Египта и «смычки» между ними — Леванта (восточного побережья Средиземного моря), «перекрестка» цивилизаций и центра трех религий. Здесь же находится пустынное сердце арабского мира — Аравия (Саудовская Аравия, Оман, Йемен, государства Персид­ского залива), где находятся корни ислама (Мекка, Медина) и где тесно соседствуют средневековье и современность. (Иной куль-


турно-исторический вектор из пределов Азии может быть направ­лен в сторону запада арабского мира — Магриба, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Тунис и Алжир, в ши­роком понимании — еще и Ливию. Он предоставляет хорошую возможность познакомиться с городами Средиземноморской Аф­рики — наследниками древних культур, с арабами, берберами и туарегами, с жизнью в бидонвилях, касбах, мединах и новых фе­шенебельных кварталах на европейский манер.)

Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отлича­ется культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и аккумулировавшая богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом-Константинополем — вто­рым Римом, центром христианства и Древней Византии, столи­цей Османской империи). Далее, на востоке особое культурно-историческое пространство образуют Иран и Афганистан — как связующее звено между переднеазиатским, китайским и индий­ским «очагами» цивилизации.

Двигаясь далее на восток, обратим внимание на следующее обстоятельство. Отдельные авторы, игнорируя выше упомянутый культурно-исторический регион «Центральная Азия» (как «плод» советского терминотворчества), нередко прибегают к выделению в Азии двух Туркестанов: один — узбекистано-таджикский, нахо­дящийся на постсоветской территории, другой китайский, ассо­циирующийся с Кашгарией, гигантским «двойником» Ферганы. В соответствии с этим подходом Центральная Азия — это уже нечто иное, а именно Монголия, Внутренняя Монголия и Тибет (заоблачная Монголия) в КНР, а также Казахстан, Туркменис­тан и даже российская Калмыкия (?!). Разумеется, «разомкнутая» Центральная Азия в подобной трактовке вызывает не меньше на­реканий, чем в предыдущей, поскольку она не представляет со­бой культурного единства.

В муссонной Азии в качестве отдельных культурно-историче­ских макрорегионов традиционно рассматриваются Китай, Япо­ния, Индокитай, островная Юго-Восточная Азия, Индостан. Естественно, в пределах большинства из них идентифицируются регионы меньшего ранга, обладающие непреходящей культурной спецификой. Так, в КНР различают колыбель китайской цивили­зации — долину р. Хуанхэ, Китай бассейна Янцзы, а также юг страны; в Юго-Восточной Азии — Индокитай и обособленный мир островов; на Индостане — северо-запад (индийский Пенд­жаб, Делийский район, Раджпутану, Пакистан, Кашмир и т.д.), северо-восток (Бенгалия, Бихар, Бангладеш и т.д.) и юг (Маха­раштра, Тамилнад, Мадрас и т.д.) региона.

Культура и религия как интеграционный фактор в регионе. Ут­верждающаяся в мире идея общности судеб всего человечества находит все большее признание в современной Азии в связи с 216


ослаблением военной и политической конфронтации. При этом на фоне образования новых региональных экономических объе­динений часто не замечаются процессы взаимопонимания наро­дов в культурной и этнопсихологической сферах.

Как известно, для стран Восточной и Юго-Восточной Азии характерны китайско-конфуцианская, индо-буддистская и арабо-исламская религиозно-цивилизационные ориентации. Здесь уда­лось сохранить (хотя и в модифицированном виде) тысячелетние общественные институты и духовные ценности. При этом и кон­фуцианство, и буддизм, и синтоизм (Япония) являются не столько высшей сакральной ценностью, сколько своеобразными философ­скими учениями. Заслуживает внимания восприятие многими ази­атскими народами Неба как всемогущего верховного божества, сохранение ими культа богоподобных предков, духов природы, а также политеистических божеств.

Конечно, речь идет о параллелях главным образом между ки­тайско-конфуцианскими, индо-буддистскими, синтоистскими и некоторыми другими восточными религиозными ценностями, обладающими определенным интеграционным потенциалом, и которые в Восточной и Юго-Восточной Азии вполне допустимо рассматривать под «регионалистским» углом зрения. Что же каса­ется ислама, то эта восточная религия гораздо в меньшей степени подвержена влиянию «экуменических» тенденций. В исламских странах практически всегда существуют движения за создание об­щества на основе монотеистической (мусульманской) солидар­ности, чего нельзя сказать о государствах с преобладанием иных конфессий.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Ма­лайзия, в официальные доктрины включены те или иные поло­жения ислама. В первой из них попытка создать мусульманское теократическое государство была предпринята сразу после дости­жения независимости. (Сформулированные президентом Сукарно в 1945 г. пять принципов (панча сила) индонезийской официаль­ной идеологии, один из которых означал свободу вероисповеда­ния или «веру в единого бога», мусульманские лидеры пытались истолковать как призыв к созданию фундаменталистского обще­ства на основе мусульманской солидарности.) Во второй — Ма­лайзии — ислам объявлен официальной религией при допущении исповедования и других религий. Деликатность ситуации состоит в том, что мусульманами здесь являются практически лишь ма­лайцы, занимающие по Конституции особое место в обществе, но составляющие лишь половину населения страны. Таким обра­зом, ислам используется в качестве орудия борьбы с немалай­цами.

Гораздо более мощным региональным интегратором ислам­ская культура является в пределах Ближнего и Среднего Востока.


Однако не следует забывать о том, что этот регион — родина не только ислама, но также иудаизма и христианства. Да и сам араб­ский мир сегодня стал слишком пестрым и противоречивым.

Физико-географическая регионализация. В физико-географиче­ском смысле под Восточной Азией традиционно понимается вос­точная окраина материка — от российского Дальнего Востока до Юго-Восточного Китая. Это зона муссонной циркуляции, созда­ющей резко выраженные различия между влажным теплым и су­хим холодным сезонами. Однако с позиций гуманитарной геогра­фии в восточноазиатский регион попадает и часть Высокой Азии, входящей в состав восточноазиатских государств (которая вклю­чает в свой состав такие хребты и нагорья, как Памир, Гинду-куш, Каракорум, Гималаи, Тибет, Кунь-Лунь, и представляет собой величайший в мире орографический барьер, заметно влия­ющий на общую циркуляцию земной атмосферы).

Лишь перечислим и кратко охарактеризуем выделяемые в Вос­точной Азии основные физико-географические области, сгруп­пированные по крупным ландшафтным регионам. Последние иден­тифицированы в зависимости от их тектонико-орографической специфики, климатического своеобразия, положения к осталь­ному материку и Мировому океану.

1. Северная Монголия, природная специфика которой опреде­
ляется переходностью от горнотаежных территорий Южной Си­
бири к бессточным плоскогорьям Центральной Азии. Область на­
ходится в зоне действия зимнего Азиатского антициклона, что
обусловливает наиболее резкие на земном шаре амплитуды тем­
ператур между зимой и летом, а также в течение суток.

2. Южная Монголия и Северный Китай, ассоциирующиеся с
пустынями Гоби и Алашань, плоскогорьями Бэйшань и Ордос, а
также с окружающими их горами на территории Монголии и КНР.
Критериями идентификации области являются преобладание од­
нообразных полупустынных и степных ландшафтов, скудость осад­
ков (менее 200 мм, в основном летом).

3. Северо-Западный Китай, территориально совпадающий с гор­
ной системой восточного Тянь-Шаня и прилегающими Джунгар-
ской и Кашгарской (Таримской) котловинами. Климатические
условия области характеризуются резкой континентальностью,
сухостью. Как и везде в Центральной Азии, жаркое лето сочетает­
ся с морозной зимой.

4. Сикано- Тибетское нагорье как величайшее нагорье мира. Об­
ласть изолирована от других частей Азии еще более высокими хреб­
тами и представлена высокогорными пустынными и полупустын­
ными ландшафтами.

5. Гималаи (в переводе «царство снегов») как величайшая гор­
ная система мира. Эта область — важнейший климатический, гео­
морфологический и флористический рубеж Азии.


 

6. Северо-Восточный Китай и полуостров Корея, лежащие в уме­
ренных и субтропических широтах и представленные средневы-
сотными горами (Большой Хинган, Иньшань и др.) и низменны­
ми равнинами. Климат области более суров, чем на тех же широ­
тах на западной окраине Евразии.

7. Юго-Восточный Китай, расположенный в бассейнах Янцзы и
Сицзяна, в субтропическом и субэкваториальном поясах. Его се­
верной границей служит хребет Циньлин, а западной — восточ­
ное подножие Сино-Тибетских гор. Область «классической» мус­
сонной циркуляции атмосферы и прохождения циклонических
депрессий малого диаметра, вызывающих тайфуны.

8. Японские острова, вытянутые на огромное расстояние с севе­
ра на юг от умеренного до экваториального пояса. Рельеф харак­
теризуется преобладанием средневысотных гор с пологими вы­
ровненными поверхностями. Область характеризуется повышен­
ной сейсмичностью и вулканической деятельностью. Несмотря на
положение в субтропиках, отличается прохладной зимой, что
объясняется влиянием холодных воздушных масс, оттекающих по
восточной периферии материка.

Обзор государств. Восточную Азию представляют Китай, Тай­вань, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Рес­публика Корея (РК), Монголия, Япония (табл. 4.1). Территория регио­на представляет собой огромный континентальный массив, огра­ниченный на западе мощными системами гор, а на востоке — ча­стью вулканического кольца, которая тянется вдоль азиатского материка через Малайский архипелаг, Тайвань и Японию к Бе­рингову морю. Обширная низменность имеется только на северо-востоке Китая.

С древних времен ведущие позиции здесь занимал Китай с его огромным населением. В XIX в. франко-британская колониальная экспансия ослабила китайское влияние здесь. В то же время дого­воры с Россией ограничили китайское присутствие на севере ре­гиона. В 1895 г., после китайско-японской войны, Китай потерял Тайвань. В 1921 г. в Монголии, которая несколько столетий находи­лась под властью Китая, произошла Народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. С этого времени она развивалась в тесной связи и дружбе с Советской Россией и Советским Союзом, взяв за образец ту модель обще­ственного развития, которая складывалась в СССР, со всеми ее позитивными и негативными сторонами.

В XX в. регион сотрясали грабительские войны, которые здесь вела Япония. Современная политическая карта ЦВА сформирова­лась после капитуляции Японии в сентябре 1945 г. В 1948 г. были образованы Республика Корея и Корейская Народно-Демократи­ческая Республика. В 1949 г. возникает Китайская Народная Рес­публика (КНР). В 1997 г. и в 1999 г. в состав КНР были возвращены


Я Я 5

Ю

Н

X X ев

В и

Т

Ее

О

В

> в

О в

1 3

|

I

Се т



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал