Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные отношения в 60-е годы, проблемы разоружения н запрещения атомного оружия






Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного ору­жия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфлик­тов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние фак­торы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

60-е годы начались с переговоров в Женеве междуСССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продол­жавшиеся испытания все больше беспокоили мировую обществен­ность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их огра­ничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали про­сматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осущест­вляться программа перевооружения, сумел подняться выше гло­бальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внеш­неполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представи­телями СССР, США и Великобритании о прекращении испыта­ний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого со­глашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение ис­пытаний. Тем не менее в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчи­стке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Гене­ральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядер­ным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мне­нию. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запре­щении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испыта­ния ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выража­лась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был от­крыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, прием­лемых для всех.

Это был первый опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса. Спустя более 20 лет так былрешен и вопрос с ракета­ми средней и меньшей дальности.

Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрре­волюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря. Этот кризис, о котором уже упоминалось выше, поставил человечество перед реальной угро­зой войны. Переговоры непосредственно велись президентом Дж. Кеннеди и советским премьером Н. С. Хрущевым, и обе сто­роны, не желая допустить страшной катастрофы, пошли на вза­имные уступки. Советский Союз вывез с Кубы ракеты и самоле­ты, Соединенные Штаты официально заявили, что не будут при­бегать к вооруженной борьбе против Кубы.

После подписания Московского договора о частичном прекра­щении испытаний ядерного оружия Советский Союз вместе с парт­нерами по переговорам продолжал разрабатывать меры по разору­жению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космическо­го пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении исполь­зования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические стра­ны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атом­ного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН. Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушитель­ной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому про­ходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. По­мимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов прини­мать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоруже­ния. В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядер­ного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдель­ных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в кото­рой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кру­гах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать доку­мент о нераспространении ядерного оружия.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60-х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Вопрос о подготовке и заключении договора по этой проблеме обсуждали во время встречи на XXII сессии Генеральной Ассамб­леи ООН министр иностранных дел СССР А. А. Громыко и госу­дарственный секретарь США Дин Раск. Надо отметить, что в ходе работы над его текстом позиция США менялась в сторону сближе­ния с позицией СССР.

Шаг за шагом на заседаниях Комитета 18-ти и на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи вырабатывались приемлемые фор­мулировки статей договора, в результате чего три державы – СССР, США и Англия – внесли совместный его проект. Он был рассмот­рен на XXII сессии Генеральной Ассамблеи, работы которой были перенесены на весну. После обсуждения Генеральная Ассамблея 12 июня 1968 г. одобрила Договор о нераспространении ядерного ору­жия и попросила правительства-депозитарии открыть его для под­писания и ратификации как можно скорее. 1 июля 1968 г. Договор был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день в Москве его подписал А. А. Громыко, а также предста­вители 36 других государств.

СССР, США и Англия внесли в Совет Безопасности предло­жения о гарантиях безопасности неядерных стран, согласованные ими 7 марта 1968 г. 19 июня Совет Безопасности принял резолю­цию о гарантиях безопасности неядерных государств – участни­ков Договора о нераспространении ядерного оружия.

Заключение этого Договора явилось значительной победой в борьбе против ядерного оружия. Его 71-я статья обязывала участ­ников в духе доброй воли вести переговоры об эффективных ме­рах прекращения гонки ядерных вооружений и в ближайшем бу­дущем о ядерном разоружении.

Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устрой­ства, а также контроль над таким оружием или взрывными уст­ройствами, ни прямо, ни косвенно». Статья 2 касалась государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием. Они обя­зывались «не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также конт­роль над ними ни прямо, ни косвенно».

После ратификации Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. К этому времени его подписали около 100 государств. Он откры­вал перспективы к достижению и других соглашений по ядерной проблеме.

В конце 60-х годов был поднят вопрос о демилитаризации мор­ского дна и началась подготовка договора о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожение.НаXXIV сессии Генеральной Ассамблеи был рассмотрен проект та­кого договора, представленного после согласования с Советским Союзом и США 7 октября 1969 г.

В 1968 г. внимание мировой общественности было приковано к событиям в Чехословакии. В августе – октябре 1968 г. проходили переговоры между руководством ЦК КПСС и советского прави­тельства и руководством ЦК Коммунистической партии и прави­тельства Чехословакии. Обсуждались вопросы отношений между двумя странами. Переговоры в Чиерне-над-Тиссой и совещания в Братиславе и в Москве позволили прийти к соглашениям, кото­рые, казалось, явятся основой для нормализации общественно-политической жизни ЧССР, для развития отношений Чехосло­вакии с Советским Союзом и другими социалистическими стра­нами. Чехословацкая делегация проинформировала о конкретных мерах, которые осуществляются в Чехословакии для выполнения договоренностей, и заявила, что чехословацкое правительство рассмотрит и подпишет договор о временном размещении союз­ных войск в Чехословакии. Договор был подписан, войска в Чехословакию были введены. Президентом Чехословакии стал Л. Свобода, а на пленуме ЦК КПЧ первым секретарем партии был избран Г. Гусак.

Таким образом, 60-е годы дали миру два Договора, касающи­еся ядерного оружия, открыли дорогу в космос. Были решены учень трудные задачи во время карибского кризиса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал