Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы международных отношений в 70-е годы и внешняя политика советского государства
70-е годы начались в благоприятной обстановке, проистекавшей из задела, созданного в 60-е. То, что не успели решить на XXIV сессии Генеральной Ассамблеи, было решено на XXV сессии. В декабре 1969 г. Генеральная Ассамблея почти единогласно приняла к рассмотрению проект Договора об охране дна морей и океанов от размещения оружия массового уничтожения, поручила Комитету по разоружению продолжить работу над ним и представить для рассмотрения следующей сессии. После того как проект был окончательно согласован, 7 декабря 1970 г. XXV сессия Генеральной Ассамблеи приняла специальную резолюцию об одобрении текста Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. По поручению Генеральной Ассамблеи страны-депозитарии СССР, США и Великобритания 11 февраля 1971 г. открыли в своих столицах Договор для подписания и ратификации всеми государствами. К концу 1971 г. его подписали почти 90 стран. Договор вступил в силу 18 мая 1972 г. Все подписавшие Договор страны взяли обязательство не устанавливать, не размещать на дне морей и океанов и в их недрах какое-либо ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или применения оружия массового уничтожения (ст. I). Географические границы Договора распространяются на все пространство дна морей и океанов (ст. II). Этот Договор явился продолжением заключенных ранее важных соглашений, в частности о запрещении испытаний ядерного оружия, и о запрещении его распространения. У мировой общественности вызвало большую тревогу применение Соединенными Штатами во Вьетнаме отравляющих средств. Еще в 1966 г. на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН Венгрия выступила с предложением принять документ о необходимости строгого соблюдения Женевского протокола 1925 г., который запрещал применение на войне газов и бактериологического оружия. К этому вопросу возвращались на следующих сессиях Генеральной Ассамблеи. На XXIV сессии СССР, БССР, Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния, УССР и Чехословакия внесли проект Конвенции о прекращении производства химического и бактериологического оружия. Он обсуждался на XXIV и XXV сессиях Генеральной Ассамблеи, а также в Комитете по разоружению, и в него были внесены предложения и замечания, сделанные представителями других стран – членов ООН. Но из-за позиции США и их союзников решить эту важную проблему не удалось. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов происходили важные международные события. Прежде всего надо отметить начавшиеся советско-американские переговоры по вопросам сдерживания гонки стратегических вооружений, а также прекращения войны во Вьетнаме, подготовка Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Все отчетливее становилась необходимость решения вопросов с гонкой ядерных вооружений. Это понимали и в СССР, и в США, и в других ведущих странах. Еще в конце 1968 г. по поручению президента Р. Никсона был проведен ряд исследований о соотношении стратегических сил СССР и США. Они показали, что в случае возникновения войны и обмена ударами потери США были бы приблизительно такими же, как и потери СССР. В связи с этим в Вашингтоне все больше склонялись к ведению переговоров с Советским Союзом по проблемам сдерживания ядерных вооружений, но, меняя свои взгляды на ядерную стратегию, в Белом доме все же исходили из своего превосходства и полагали, что СССР заинтересован в ограничении ядерных вооружений больше, чем США. Поэтому встреча советских и американских представителей в Хельсинки, посвященная данному вопросу произошла лишь 17 ноября 1969 г., т.е. спустя год после того, как США стали понимать ее необходимость. Советско-американские переговоры долго продолжались то в Вене, то в Хельсинки. Проходили они сложно. США затягивали их, а тем временем вели испытания новых ракет, которые запускались с атомных подводных лодок. Переговоры были прерваны, потом возобновились, и во время визита Никсона в Москву весной 1972 г. было заключено несколько соглашений. 26 мая СССР и США подписали бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны, по которому отказались от развертывания систем ПРО для прикрытия американской и советской территорий, кроме двух комплексов, вопрос о которых стороны оговорили специально. В этот же день было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области стратегических и наступательных вооружений. Стороны обязались прекратить с 1 июля 1972 г. строительство новых дополнительных стационарных пусковых установок наземного базирования. Срок действия соглашения устанавливался в пять лет. Через три дня, 29 мая, СССР и США приняли еще один важный документ: «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки». В нем содержалось обоюдное признание мирного сосуществования и обязательство сторон делать для ограничения стратегических вооружений все возможное. Таким образом, в 1972 г. двумя странами были приняты очень важные обязательства, касающиеся проблем противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Крупные события в начале 70-х годов происходили во Вьетнаме. Обстановка в Индокитае резко обострилась. Вторжение американских войск в Камбоджу (1970) и в Лаос (1971) вызвало осуждение не только социалистических стран, но и широких слоев общественности Запада. Оказываемая Советским Союзом военная помощь Вьетнаму все больше давала себя знать. Поставляемое из СССР и других социалистических стран современное вооружение позволяло вьетнамским патриотам наносить чувствительные удары по войскам США и их союзников. В самих Соединенных Штатах росло убеждение в необходимости прекращения войны во Вьетнаме. Развитие событий привело к переговорам между представителями ДРВ и США, которые начались в Париже. В октябре 1972 г. был подготовлен проект соглашения о прекращении военных действий. С целью оказать давление на правительство ДРВ и заставить его пойти на уступки американская бомбардировочная авиация нанесла тяжелые удары по Ханою и Хайфону. И все же 27 января 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира. После вывода американских войск из Вьетнама марионеточный режим Тхиеу на юге Вьетнама пал и вскоре произошло воссоединение двух частей страны. Почти тридцатилетняя героическая борьба вьетнамского народа за национальную независимость и суверенитет завершилась победой. Одновременно с событиями в Индокитае и советско-американскими переговорами по ОСВ продолжалась подготовка к общеевропейскому совещанию по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Инициатива такого совещания исходила от Организации Варшавского договора. Политический консультативный комитет государств–участников Варшавского договора еще 5 июля 1966 г. принял Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе. В ней содержалось предложение о созыве общеевропейского совещания для обсуждения этой проблемы. С тех пор на разных уровнях проходили переговоры по организации и созыву такого совещания. Большую активность проявили международные и национальные общественные организации. 18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали Обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистическими и капиталистическими странами о создании системы коллективной безопасности. Страны Варшавского договора заявили о готовности рассмотреть все предложения по подготовке и проведению общеевропейского совещания. В январе 1969 г. советское правительство передало финскому правительству памятную записку, в которой высоко оценивало его инициативу о проведении консультаций между соответствующими правительствами. После долгих проволочек и затяжек правительства стран НАТО 31 мая 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в предварительных консультациях по подготовке общеевропейского совещания. Такие консультации начались 22 ноября 1972 г. в Хельсинки и продолжались с перерывами до 8 июня 1973 г. В них участвовали представители 32 европейских стран, США и Канады. В результате были приняты рекомендации об организации совещания, его повестке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания. После длительной подготовки работу Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) удалось начать. 3 июля 1973 г. в Хельсинки открылся первый его этап. Он продолжался 5 дней. В нем приняли участие министры иностранных дел 35 государств. Советское правительство внесло проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе. После обмена мнениями первый этап совещания закончил свою работу. 18 сентября 1973 г. в Женеве начался второй его этап, который длился с перерывами до 21 июля 1975 г. Комиссии и подкомиссии совещания рассмотрели вопросы, включенные в повестку, и была проведена подготовка к третьему этапу совещания, который должен был на высшем уровне рассмотреть и утвердить проекты документов, выработанные на втором этапе. В ходе длительных дискуссий и дебатов удалось согласовать проекты деклараций и рекомендаций, касавшиеся важнейших вопросов. Второй этап показал, что при желании можно договориться если не по всем вопросам, то по ряду первостепенных. Некоторые вопросы до этого рассматривались в течение многих лет, и только в Женеве удалось их урегулировать. 30 июля 1975 г. в Хельсинки в торжественной обстановке открылся заключительный этап Общеевропейского совещаниянавысшем уровне. В нем приняли участие президенты и главы правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. 1 августа был подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания. Он закрепил фактически существовавшее положение в Европе, подведя черту под второй мировой войной. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Знакомясь с этими великолепными формулировками, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен, что никаких территориальных переделов не будет. Но так только казалось. За прошедшие четверть века почти все положения Заключительного акта были нарушены. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достигнуть соглашения. Вслед за Общеевропейским совещанием его участники провели встречи в Белграде, Мадриде и Стокгольме. На встрече в Белграде (4.10.1977-9.03.1978) было заявлено о готовности продолжить процесс, начало которому положило СБСЕ. Однако по военным проблемам безопасности точки зрения сторон сблизить не удалось. В Мадриде (2.11.1980-9.09.1983) участники встречи договорились прилагать новые усилия к тому, чтобы сделать разрядку эффективной и провести еще ряд встреч и конференций. Стокгольмская конференция открылась 17 января 1984 г. Она была посвящена обсуждению комплекса мер по укреплению доверия и безопасности, включая уменьшение военного противостояния в Европе. Затем состоялись встречи в Вене и в Будапеште. Хотя такие встречи, конференции и различные форумы по поиску путей к укреплению безопасности в Европе и приносили определенную пользу, но они все же не оказывали ни решающего, ни сколько-нибудь значительного воздействия на общее состояние международной обстановки. В 70-е годы продолжалась разработка новых видов оружия массового уничтожения, велась подготовка к производству нейтронного оружия. Советский Союз неоднократно выступал против производства нейтронной бомбы и других видов оружия массового уничтожения и пытался достигнуть соглашения с партнерами по переговорам. Вместе с тем СССР не мог безучастно созерцать военные приготовления в США и других западных странах. Советское правительство принимало адекватные меры по укреплению своих вооруженных сил, и гонка вооружений продолжалась. В поисках путей к укреплению международной безопасности советское правительство осенью 1976 г. внесло на рассмотрение XXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос «О заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях». С целью закрепить достигнутые в последние годы результаты СССР заявил о готовности договориться о самых радикальных мерах разоружения, вплоть до всеобщего и полного. В советском меморандуме говорилось о необходимости добиваться полного запрещения ядерного оружия, укреплять режим его нераспространения, сокращать обычные вооружения. Для решения этих вопросов предлагалось созвать всемирную конференцию по разоружению или специальную сессию Генеральной Ассамблеи. На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, работы которой проходили с 30 мая по 30 июня 1978 г., Советский Союз предложил предпринять практические шаги к прекращению гонки вооружений: полностью прекратить количественный и качественный рост вооружений, отказаться от производства ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, не создавать новые виды обычных вооружений. Осенью того же года Советский Союз выступил с инициативой провести переговоры пяти ядерных держав: СССР, США, Англии, Франции и Китая, с тем чтобы прийти на них к соглашению об исключении ядерного оружия из арсеналов. Сейчас можно встретить высказывания о том, что Советский Союз вносил свои предложения якобы в чисто пропагандистских целях, не собираясь их выполнять. Но может ли кто-либо привести пример, когда те или иные предложения СССР были приняты, а затем советское правительство отказалось бы от них? Их нет. Зато есть примеры, когда Советский Союз принимал предложения партнеров, а потом шли на попятную именно те, кто их выдвигал. США зачастую под разными предлогами задерживают введение согласованных решений в действие, а иногда и нарушают их. В июне 1979 г. в Вене состоялась встреча председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера, во время которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений и протокол к нему. Две державы опубликовали также совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений. К сожалению, подписав Договор с Советским Союзом, американская сторона не спешила с его ратификацией. Вполне естественно, что это привело к обострению советско-американских отношений и ухудшило общую обстановку.
|