Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и назначение философии права в процессе познания правовой действительности
1.Философия права подобно любой иной дисциплине самоопределяется и идентифицируется не только в силу особенностей своего предмета, метода, внутреннего строения, особенностей понятийного аппарата и содержания, но благодаря выполняемой ею роли и ее назначению. Назначение философии права видят в следующем: в одних случаях роль и назначение философии права сводится к рассмотрению таких менее общих, по сравнению с гегелевскими положениями, вопросов, как понятие природы права, «сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.»[29]. В других случаях роль и назначение искомой дисциплины усматриваются в том, что она представляется в виде отрасли знаний или учения, «имеющего дело с юридическим мышлением». В третьих же случаях роль и назначение философии права усматриваются в том, что она выступает «в виде системного основания любого правового исследования», обусловленного, во-первых, «выдвижением философии в качестве теоретической основы и исходной системы методов в правовых исследованиях»; во-вторых, использованием общенаучных положений и выводов, формируемых в процессе проведения междисциплинарных исследований и используемых в познании правовой действительности; в-третьих, ориентиром на широкое и активное использование в правовом исследовании «чисто научных методов»; и, в-четвертых, сосредоточением внимания на переходе «от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности»[30]. Наряду с названными представлениями в научной литературе высказываются и иные мнения по вопросу о роли и назначении философии права. Однако, несмотря на то что они зачастую весьма разнятся друг от друга, в конечном счете большинство из них сводится к тому, что когда речь идет о роли философии права, то фактически имеются в виду ее функции, а когда рассматривается вопрос о назначении данной дисциплины, то подразумеваются стоящие перед ней задачи. Следуя элементарной логике, можно сказать, что роль философии права, независимо от того, как она представляется и как воспринимается, по общему правилу конкретизируется и проявляется в ее функциях, а назначение данной дисциплины «материализуется» в ее задачах. В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что для более глубокого и всестороннего понимания роли философии права необходимо обратиться к обстоятельному рассмотрению ее функций и, соответственно, для формирования мнения о ее назначении следует рассмотреть ее задачи. 2. Не касаясь других вопросов, относящихся к рассматриваемой теме, обратим внимание сначала на те задачи, которые, по мнению представителей различных научных школ и направлений исследования правовой материи, призвана решать философия права как самодостаточная дисциплина и самостоятельная отрасль знаний, учение — с точки зрения одних авторов и находящаяся «на выходе в самостоятельный философский междисциплинарный ряд», т. е. находящаяся в процессе становления дисциплина с точки зрения других[31]. В зависимости от сложившегося представления о природе и характере философии права стоящие перед ней задачи на различных этапах развития правовой материи понимались и трактовались не всегда одинаково. Неодинаковыми были и приоритеты, которыми наделялись в прямом, легкораспознаваемом или же в «завуалированном» виде те или иные задачи. Так, один из родоначальников Исторической школы права Г. Пухта, например, видел первейшую, «истинную задачу философии права» в том, чтобы «исследовать это право как член высшего организма, т. е. как составную часть всего мироздания. «Философия права, — считал автор, — должна исследовать начало права и его дальнейшее развитие при посредстве истории человечества до последнего его совершенства»[32]. Сравнивая юридический подход к праву с философским в плане решения искомых задач, Г. Пухта рассуждал о том, что «юрист обнимает право в его изолированности, под чем следует понимать в нашем веке право того или иного народа. Философ же рассматривает права отдельных народов только как моменты и следы того общего движения, которое право совершает во всем человечестве»[33]. В отличие от Г. Пухты, Г. Радбрух, исходя из своих критериев «при рассмотрении философии права» — ценностной оценки права, считал одновременно, что «в задачу философии права входит не только правоведческая оценка ценностей, включая и максимально широкий круг средств их реализации, но и выяснение диаметрально противоположных точек зрения вплоть до их мировоззренческих предпосылок». Значительные расхождения во мнениях исследователей относительно приоритета и перечня задач, стоящих перед философией права, имеют место и во многих других случаях. В частности, когда одни авторы видят приоритетность задач философии права в том, «чтобы дать нравственно-духовное обоснование обязательности позитивного права, что не в состоянии сделать юридический позитивизм». Другие — эти задачи усматривают в исследовании философией права «мира права», в раскрытии его сущности, в определении значимости фундаментальных знаний о праве «для отдельных юридических дисциплин» и «в создании научного правового мировоззрения». А третья группа исследователей приоритетность задач философии права связывает с познанием «природы вещей» и онтологической структуры права, «глубинного смысла вины и наказания за вину», «смысла права как сопротивления несправедливости» и т. д.[34] Наличие множественности различных точек зрения и представлений о круге и характере решаемых философией права задач, так же как и о самой этой дисциплине, вполне естественно и понятно, имея в виду ее сложность, динамичность предмета, нерешенность ряда непосредственно связанных с нею проблем и весьма важную роль различных, порою противоречащих друг другу политико-идеологических и иных факторов, которую они играют в ее «постепенном оформлении» в качестве самостоятельного философско-правового феномена. В настоящее время при рассмотрении вопроса о круге задач, решаемых философией права, их характере и приоритетности следует исходить, как представляется, по примеру некоторых исследователей[35], из его разноплановости и, соответственно, из разнопорядковости органически связанных между собой ее задач. Анализ содержания философии права, равно как и ее предмета, позволяет хотя и не без определенной доли условности, выделить как минимум два вида составляющих ее компонентов и соотносящихся с ними задач. Это — компоненты социально-философского, а вместе с ними — и формально-юридического плана и компоненты метафизического характера. 3. Аналогично обстоит дело и с функциями философии права, представляющими собой основные направления воздействия данной дисциплины на процесс познания права и на окружающую ее правовую и иную, тесно связанную с правовой, неправовую среду. Функции философии права не являют собой произвольные образования, поскольку обусловлены природой, характером данной дисциалины, а также ее содержанием, стоящими перед ней задачами, ее социальной ролью и назначением. В современной отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько вариантов идентификации и классификации функций философии права. Рассматривая последние в виде «конкретных служебных способностей данной теоретической дисциплины, свидетельствующих об ее социальном назначении», одни авторы называют в числе функций философии права такие основные направления ее влияния на процесс познания права и на окружающую ее правовую жизнь, как методологическая, ценностно-ориентационная, познавательная и воспитательно-образовательная функции. Другие авторы выделяют в качестве основных такие функции философии права, как мировоззренческая, аксиологическая, методологическая, теоретико-познавательная и праксиологическая. Особо отмечая, что «реализовать эти важные функции философия права может лишь в том случае, если она имеет свой собственный предмет познания», исследователи в то же время исходят из того, что, будучи функциями философии права, данные направления ее проявления и воздействия вовне являются одновременно и функциями «философии вообще». По мнению третьей группы исследователей, к числу функций философии права, «совокупность которых определяет ее теоретические возможности», следует отнести такие направления ее воздействия на правовую среду и на процесс ее познания, как методологическая, онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая и воспитательная функции. Наряду с названными вариантами идентификации и классификации функций философии права выделяются и иные ее варианты. В частности, называются такие функции этой дисциплины, как: а) «функция легитимности права с точки зрения внешних принципов», включающая в себя онтологию, эпистемологию и методологию права; б) функция определения социальной природы права, а также «его внутренних возможностей и внешних границ»; в) теоретико-познавательная функция, заключающаяся в рассмотрении и оценке права с позиций социального и правового идеала, в соотнесении действующего права с виртуально-идеальным правом и др. Анализируя высказанные в отечественной и зарубежной литературе точки зрения и подходы к определению и приводимому перечню функций философии права, нетрудно заметить, что наряду с разноголосицей в этих вопросах ряд позиций авторов в отношении основных направлений воздействия данной дисциплины на право и на процесс его познания или полностью совпадают, или же довольно близки к такому совпадению. Это касается, в частности, выделения и идентификации таких функций, как методологическая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная и некоторые другие. 4. Исходя из того что каждая функция философии права отражает различные стороны данной дисциплины и способствует формированию общего представления о ней в целом, а также о выполняемой ею роли и о ее назначении, в плане исследуемой темы остановимся на кратком рассмотрении некоторых, наиболее значимых из них. Среди такого рода функций следует выделить а) методологическую функцию философии права. Основной смысл и содержание этой функции заключаются в том, что на теоретическом уровне философия права выступает по отношению ко всей системе правоведения как наиболее значимое в методологическом плане явление. Говоря о методологической функции философии права, следует указать на то, что методология как исходный и вместе с тем ключевой феномен рассматривается при этом не только в традиционном, широко распространенном понимании как система методов, принципов и способов «организации и построения теоретической и практической деятельности», но и в представлении о ней как об учении о данной системе. В последнем случае, когда методология воспринимается в процессе изучения правовой материи как учение о системе методов, принципов и способов ее познания, то имеется в виду, что этим учением охватываются не отдельные блоки, а весь спектр этих средств, используемых при исследовании права, включая общефилософские (диалектика, метафизика), общенаучные (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и др.) и социально-философские методы и средства (системные, структурные, функциональные и иные)3. Разработка и применение различных методов познания правовой материи, равно как и развитие учения о них, являются важной составной частью содержания методологической функции философии права, но не единственной и не исчерпывающей ее. Другая ее, не менее важная составная часть заключается в разработке категорий, имеющих принципиальное значение для всестороннего и углубленного познания правовой материи и определения ее основания. Однако, как подмечают исследователи, поскольку до сих пор философы не занимаются решением этой задачи, очевидно, по причине того, что им не хватает «юридических знаний, и тем более опыта законодательной или правоприменительной деятельности», то поэтому философско-правовые проблемы, включая разработку категорий, приходится решать юристам-теоретикам. Естественно, поскольку, в свою очередь, «юристам зачастую не хватает философской культуры», то наиболее оптимальным вариантом в решении этих задач, по мнению авторов, с которым нельзя не согласиться, был бы творческий союз философов и юристов. Наряду с методологической функцией философии права следует выделить также мировоззренческую и примыкающую к ней аксиологическую функцию. б) Мировоззренческая функция имеет своей целью и основным своим назначением выработку общего представления и адекватного понимания правовой жизни, места человека в окружающей его глобальной и локальной правовой среде, его отношения к правовой действительности. На основе и в соответствии с этими взглядами вырабатываются в обществе и у отдельных его членов определенные убеждения, идеалы, а вместе с тем и принципы познания правовой материи и деятельности людей2. Варьируясь в зависимости от социального положения и условий жизни человека и в конечном счете предопределяясь этими факторами, мировоззрение, а вместе с ним и мировоззренческая функция философии права проявляют огромный практический смысл путем оказания значительного влияния на отношение людей к правовой материи как к таковой вообще и к определенным правовым системам в частности, на характер их поведения, интересы в правовой сфере и за ее пределами, на их жизненные стремления. По сравнению с мировоззренческой функцией философии права, акцентирующей внимание на формировании общего представления человека о правовом мире и его месте в нем, в) аксиологическая функция этой дисциплины исходя из сложившегося в философской литературе понимания аксиологии как «философского учения (науки) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности» фокусирует внимание исследователей в процессе познания права на его ценностной оценке в целом, а также отдельных его форм и проявлений. Имеются в виду, в частности, сущность и содержание права, его роль и назначение, сущее и должное в праве, законное и противозаконное, правомерное и неправомерное и т. д. В плане раскрытия характера и особенностей аксиологической функции философии права как одного из направлений познания права, связанного с его ценностной оценкой, следует помимо «оценок общего порядка» учитывать также такие весьма важные в теоретическом и практическом плане обстоятельства, согласно которым: а) право как целостное явление, равно как и его отдельные составные части, приобретает ценностную характеристику лишь в той степени или мере, в какой оно выступает регулятором общественных отношений и носителем определенной культуры, информации и интересов; б) подобно всему общественному бытию человека, ценностная оценка права и его составных компонентов может быть дана не иначе как только при возникновении и в аспекте субъектно-объектного отношения; в) поскольку ценность права, так же как и любого иного явления, — это есть, как отмечают философы, «свойство социума и его составных компонентов», а оценка является «неотделимым элементом сознания, сформировавшегося в ходе человеческой деятельности»[36], то исходя из этого можно сделать вывод о том, что ценностная оценка права как такового или отдельных его частей непременно будет иметь относительный, релятивный характер; и г) ценностная оценка, как и сама ценность права, может проявляться в разных видах и классифицироваться по разным основаниям. Она может быть положительной или отрицательной, объективной или субъективной, материальной или духовной, проведенной с общечеловеческих, национальных или индивидуальных, личностных позиций. Важное значение для формирования общего представления о философии права в целом, а также о выполняемой ею роли и ее назначения, кроме названных, имеют также такие ее функции, как д) онтологическая, суть которой, по мнению исследователей, заключается в том, что философия права «сама, своими методами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования»; е) гносеологическая функция, проявляющаяся в способности философии права всеми имеющимися у нее средствами оказывать влияние и прямое содействие процессу познания правовой материи другими — юридическими и неюридическими науками; к) воспитательная функция философии права, способствующая наряду с другими дисциплинами, объектом изучения которых является право, не только его познанию, но одновременно и выработке уважения к нему как регулятору общественных отношений, формирующему и поддерживающему определенный порядок в обществе, а также как выразителю и носителю определенного уровня развития общей и правовой культуры того или иного общества. Каждая из функций философии права, как это следует из их рассмотрения, отражает лишь отдельную сторону или направление воздействия данной дисциплины на окружающую ее правовую среду, а вместе, они создают общую картину функциональной роли и назначения искомой дисциплины как но отношению к процессу познания правовой материи, так и по отношению к другим, имеющим объектом своего познания право, дисциплинам.
|