Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия права в системе юридических и неюридических наук ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1.Будучи весьма сложным, междисциплинарным феноменом, - философия права имеет разносторонние — прямые и обратные, непосредственные и опосредованные связи с целым рядом юридических и неюридических наук. Среди них кроме общей теории государства и права выделяются отраслевые юридические науки и исторические дисциплины в виде истории политических и правовых учений, истории государства и права зарубежных стран, истории государства и права России. Философия права имеет взаимообусловленные связи с общей философией, общей социологией и социологией права, с социальной психологией и политологией, а также с другими дисциплинами, включая юридическую конфликтологию и сравнительное правоведение. Разумеется, на первом плане среди этих дисциплин находятся формирующие, а точнее — создающие основу для формирования философии права юридические науки и социальная философия, выступающая наряду с философией естествознания в качестве одного из направлений развития и функционирования общей философии, или просто — философии[60]. а) Неразрывная связь философии права с юридическими дисциплинами, равно как и с философией, прослеживается на самых разных уровнях и в разных направлениях исследования правовой материи. Основная, глубинная причина такой связи заключается в том, что в процессе познания права философия права нуждается в юридических науках, а последние нуждаются в философии. В связи с этим нельзя не солидаризироваться с мнением Жан-Луи Бержеля относительно того, что в процессе изучения проблем права «нам не обойтись без философии», поскольку именно она «должна показать границы между сферой права и сферами морали, политики и экономики; философия должна помочь дать определение права», понять, что является правом, а что таковым не является, по каким признакам его можно узнать, каковы его конечные цели и основы[61]. б) В свою очередь, философия права не может обойтись без юридических наук в процессе познания правовой материи, ибо только они являются поставщиками того основного эмпирического материала в виде первоначальных, сугубо юридических выводов и обобщений, которые широко используются и на которых, вместе с философскими положениями и категориями, собственно, и строится философия права. Если комплекс юридических наук, резонно замечается по поводу неразрывной связи философии права и юридических дисциплин в процессе познания права, «онтологически воспроизводит картину правового бытия как целостно-системного знания, то философия права трансформирует и преобразовывает это знание в гносеологические средства освоения этого бытия»[62]. Иными словами, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования[63]. Говоря о неразрывной связи философии права с юридическими науками, следует заметить, что речь идет не только об общей теории государства и права, с которой философия права имеет наиболее тесные и непосредственные связи, но и об отраслевых юридических дисциплинах, составляющих вместе с общей теорией государства и права относительно целостное и относительно самостоятельное юридическое образование — комплекс органически связанных между собой и взаимодействующих друг с другом юридических наук. В этом комплексе каждая юридическая дисциплина занимает свое строго определенное место и выполняет по отношению друг к другу внутри комплекса, равно как и по отношению к философии права, находящейся за пределами круга «чисто» юридических дисциплин, свою определенную, теоретически и практически значимую роль[64]. Будучи общетеоретической юридической дисциплиной, направляющей основное внимание и усилия исследователей на познание закономерностей возникновения, становления и развития права, на изучение того, что есть право, как оно образуется, в каких формах выступает и как реализуется, общая теория государства и права выполняет в комплексе юридических дисциплин прежде всего методологическую и прогностическую роль. Областью изучения данной дисциплины с неизбежностью является вся юридическая надстройка общества, весь находящийся в его распоряжении и формирующийся на его основе правовой и, шире, — государственно-правовой материал. В отличие от общей теории государства и права, каждая отдельная отраслевая дисциплина — составная часть комплекса сугубо юридических наук, имеет дело лишь с отдельными сферами правовой жизни и составными частями правовой материи, изучая при этом регулирование общественных отношений лишь в определенной области социальной жизни и выполняя вместе с тем не только, а зачастую не столько научную, теоретическую, сколько прикладную, прагматическую роль. Сказанное вовсе не означает «отлучение» теории государства и права от эмпирической основы, формируемой отраслевыми дисциплинами, и отрыва ее от юридической практики. Общая теория государства и права, справедливо отмечалось по этому поводу в научной литературе, «не учит решению конкретных дел». Но она помогает при исследовании материалов дела отличать юридические факты от обстоятельств, не имеющих юридического значения, определять наличие юридического состава и его квалификацию, решать далеко не всегда простые вопросы выбора применяемых правовых норм, определять юридическую силу тех правовых норм, составные элементы которых содержатся в различных нормативных правовых актах и т. д. Иными словами, общая теория государства и права способствует профессиональной подготовке и принятию законного и глубоко обоснованного решения вопроса, определяющего права и обязанности конкретных лиц, а вместе с тем форму и способ исполнения этого решения[65]. в) Будучи неодинаковыми по предмету, характеру, месту и роли в системе юридических дисциплин, каждая юридическая наука весьма по-разному соотносится с неюридическими науками, в том числе и с философией права. Так, если теория государства и права имеет с ней обусловленные сходной природой, характером и назначением данных дисциплин самые непосредственные — прямые и обратные связи, то в отношении характера связей отраслевых юридических дисциплин с философией права дело обстоит несколько иначе. А именно: основополагающие связи, существующие между отраслевыми юридическими дисциплинами и философией права, имеют в подавляющем большинстве не прямой, а косвенный, опосредованный общей теорией государства и права характер. Находясь в процессе познания между философией права, с одной стороны, и отраслевыми юридическими дисциплинами—с другой, общая теория государства и права выступает в качестве своеобразного «передаточного» — методологического, категориального, понятийного и тому подобного звена, от первой к последним. Разумеется, что речь при этом идет не о механической передаче искомого методологического материала в виде различных подходов к познанию права, оценочных ценностей права со стороны философии права или иных положений, обобщений и выводов, сделанных в рамках данной дисциплины. Имеются в виду непременное критическое восприятие и радикальная творческая переработка прежде всего в плане конкретизации применительно к определенному уровню познания права с последующей трансформацией общей теорией государства и права к отраслевым юридическим дисциплинам того теоретически и методологически значимого материала, который порождается и первоначально развивается в виде весьма общих принципов, положений и подходов в рамках философии права. В данном процессе теория государства и права между тем не только и даже не столько воспринимает, перерабатывает и трансформирует вырабатываемую философией права теоретическую и методологическую продукцию, сколько непосредственно сама производит ее. г) Исследования, проводившиеся в данной области отечественными учеными, с очевидностью указывают, в частности, на то, что общая теория государства и права, обслуживая в методологическом отношении отраслевые юридические науки, широко использует при этом не только соответствующий потенциал философии права, но и применяет сформированную на ее собственной основе иерархическую методологическую структуру — своего рода иерархическую разноуровневую систему методов познания права[66]. В качестве основных элементов этой иерархической системы выделяются и рассматриваются следующие методы: а) общефилософский, в том числе социально-философский метод; б) общенаучные, в том числе такие общесоциологические методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный, сравнительный метод, метод моделирования и др.; в) частно-научные методы; г) специальные (юридические) методы. Говоря о двойственной роли общей теории государства и права в сфере методологии, которую она выполняет, будучи, с одной стороны, передаточным средним звеном в процессе познания правовой материи между философией права и отраслевыми юридическими дисциплинами, а с другой — будучи разработчиком своей собственной юридической методологии, не следует в то же время недооценивать в данной области роль и значение отраслевых юридических наук. Не следует сбрасывать со счетов ту огромную теоретически и практически значимую методологическую работу, которая проводится в рамках гражданского, уголовного, административного и других отраслей права в плане определения их предмета и объекта исследования; разработки их основных принципов и методов познания, а также реализации соответствующего вида правовых норм; определения системы действующих в рамках каждой отрасли права юридических норм; разработки понятийного аппарата, обслуживающего ту или иную отрасль права; и др.[67] Аксиоматично, что связь философии права со всеми юридическими и иными, непосредственно примыкающими к ней пауками идет от общего (общие принципы познания права, общая его оценочная оценка со стороны философии права и т. д.) к менее общему (в лице теории государства и права), а от него — к частному (в лице отдельных отраслевых дисциплин) по разным линиям и направлениям. Вполне логично предположить, что философия права, выполняя такие свойственные ей функции, как гносеологическая, онтологическая, аксиологическая и др., устанавливает и поддерживает прямые и обратные связи с комплексом юридических наук именно по этим мнениям и направлениям. Однако вместе с тем не подлежит сомнению тот очевидный, многократно подтвержденный исследовательской практикой факт, что доминирующую роль в процессе познания правовой материи играет методологическая линия. И это не случайно, так как всегда, не исключая современного, чрезмерно прагматичного этапа развития общества и юриспруденции, независимо от того, осознается ли это теоретиками права и практиками или не осознается, методологические исследования, как верно подмечается в юридической литературе, в области права практически оставались, пожалуй, более значимыми, «нежели любые содержательные конкретные исследования, ибо достоверность и объективность последних, корректность и применимость их результатов напрямую зависят от степени разработанности методологии юридической науки»[68]. Исходя из этого можно с полной уверенностью сказать, что по мере развития общества, государства и права методологическая и иная роль, а вместе с тем и связи философии права с общей теорией государства и права и другими юридическими науками, вопреки мнению представителей так называемого методологического нигилизма в юриспруденции[69], недооценивающих роль и значение методологии в процессе познания и применения права, — эта роль и связи будут не только не ослабевать, а наоборот, еще больше развиваться и укрепляться. 2. Это же, как свидетельствует жизненная практика, в полной мере относится не только к эволюции связей философии права с комплексом юридических дисциплин, но и к ее отношениям с неюридическими дисциплинами и в первую очередь с общей философией вообще и с социальной философией в частности. Согласно сложившемуся на протяжении многих веков представлению общая философия рассматривается одновременно, с одной стороны, как форма мировоззрения, имеющая, как и другие аналогичные формы, один и тот же предмет (всеобщее в системе мир — человек) и «в основном один и тот же круг проблем», а с другой — она воспринимается как «наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания». В то же время социальная философия согласно этому же представлению, как одна из составных частей философского знания, выступающая наряду с общей философией и философией естествознания (философией природы), понимается «как учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия», а вместе с тем и «социального познания». Возникая и развиваясь на стыке общей философии, а точнее — социальной философии и юридических наук, философия права в равной степени связана и тяготеет как к одной стороне, так и к другой. Будучи весьма сложным познавательным базисом всей совокупности юридических наук, включающим в себя не только общие и специальные, общенаучные и иные методы познания нрава, но и само учение о методах, философия права в то же время постоянно сохраняет и развивает свои категориальные и методологические связи как с общей, так и с социальной философией, заключающиеся в широком использовании в процессе познания права тех или иных общефилософских методов, категорий и средств. Находясь в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, философия права, имеющая объектом познания правовую действительность, и общая философия, выступающая в качестве теоретической базы и методологического ориентира для всех общественных наук, в том числе и для юридической науки, взаимно дополняют и обогащают друг друга. При этом в одних случаях, а точнее — в одном смысле, философия права проявляется по отношению к общей философии как более узкое явление, а в других — наоборот, как более широкое образование. Более узкой по отношению к общей философии философия права представляется в том случае, когда речь идет о соотношении их предметов и сфер приложения, имея в виду, что если общая философия занимается познанием всех сфер общественной жизнедеятельности в контексте всеобщих закономерностей их развития,, то философия права ограничивается познанием лишь одного звена этой жизнедеятельности — права1. В более широком плане философия права представляется по отношению к общей философии в том случае, когда берутся за основу и сравниваются между собой разрабатываемые в рамках данных дисциплин различные понятия, категории и методы познания. При этом если в общей философии, справедливо констатирует Д.А. Керимов, признаются достаточными общие понятия и определения правовых явлений и процессов для познания и объяснения всеобщих закономерностей общественного развития в целом2, то философия права такими понятиями и определениями ограничиться не может, поскольку она должна не только проникать в сущность соответствующих правовых объектов, но и вскрывать их специфическое, особенное содержание, формы их внутренней организации и внешнего выражения, условия их существования и функционирования и т. д. Иными словами, философия права шире общей философии в том смысле, что она разрабатывает не только философские, но и нефилософские методы познания, в частности правовые общенаучные и частнонаучные методы. Исходя из сказанного можно заключить, что, будучи однопорядковыми по природе и характеру явлениями, философия права и общая философия тем не менее не совпадают по ряду параметров и не подменяют друг друга. Вполне очевидно, что они имеют разные предметы и сферы обслуживания, выполняют не всегда совпадающие функции, опосредуют далеко не одинаковые по характеру отношения с правовой материей и с познающими ее сугубо юридическими дисциплинами4. Если основополагающие предметные связи философии права с отраслевыми юридическими науками в значительной степени опосредуются лишь общей теорией государства и права, то на пути становления и реализации связей общей философии с этими науками, наиболее тесно связанными с правовой действительностью, кроме общей теории государства и права находится также философия права. Разумеется, речь идет преимущественно лишь о методологических и категориальных связях, касающихся выработки и трансформации общефилософских методов и категорий от общей философии к отраслевым юридическим наукам, и к тому же — не обо всех, а только об основной массе связей. Ибо между общей философией и отраслевыми юридическими науками имеются не только косвенные, опосредованные философией права и общей теорией государства и права, но и прямые связи. В научной литературе верно отмечается, что в таких случаях «законы и категории общей философии не просто иллюстрируются правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов» и что современный опыт познания в области философии права свидетельствует о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит своего рода «адаптация» философских знаний к правовой среде, а с другой — сама эта среда нередко порождает «такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения»'. Этот двуединый процесс касается в первую очередь стратегически важных для теории и практики фундаментальных решений и проблем, которые возникают в процессе познания и реализации права и которые требуют к себе философского подхода и соответствующего осмысления и объяснения. К разряду таких решений и проблем следует отнести, например, вопросы, касающиеся постижения глубинной сущности права и его соотношения с другими социальными нормами, в частности с моралью; осмысления того, зачастую выпадающего из поля зрения исследователей факта, что регулирование общественных отношений — это не единственная функция норм права и других социальных норм и что они, помимо всего прочего, являются составной частью оценочного мышления, посредством которого человек самоопределяется в обществе, ориентируется в конкретных исторических условиях и адаптируется к ним либо стремится полностью избавиться от них или изменить их; глубокого осознания огромной социальной ценности права в жизни общества, понимания того, что «без права (бесправие) наступает произвол, обесценивается сама человеческая жизнь» и что «в обществах, основанных на принципе верховенства права, не человек — для государства, а государство — для человека». К разряду вопросов права, требующих к себе философского подхода и глубокого философского осмысления, относятся также и такие проблемы, ставшие традиционными, хотя и до конца нерешенными, как вопросы соотношения права и закона; взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права; вопросы равенства людей перед законом, когда «каждая норма применяется ко всем без исключения предусмотренным ею деяниям и отношениям» и по закону, когда «ни одна норма не устанавливает ни для кого ни преимущественного полномочия, ни меньшего бремени обязанностей и запретностей». Весьма важными для глубокого понимания сущности права, механизма его реализации, а вместе с тем и механизма самоорганизации государства с помощью права являются помимо многих других проблем вопросы, касающиеся добровольного самоограничения государственной власти с помощью права, распространения действия исходящих от него правовых норм не только на граждан и на создаваемые ими объединения в виде политических партий, общественных организаций и движений, но и на само государство в лице всех без исключения его органов и институтов. В юридической литературе в связи с этим вполне естественно и правомерно ставится вопрос о том, как обеспечить законность и правомерность правотворческой и правоприменительной деятельности государства, если «оно само — сила, творящая право»3? Где могут находиться и в чем должны заключаться гарантии того, что государство в лице его правотворческих или иных властных органов, однажды заявив о своем самоограничении и строгом соблюдении исходящих от него законов или иных правовых актов, по истечении некоторого времени не откажется от собственных деклараций? Кто и как это может гарантировать? Эти и другие им подобные вопросы отнюдь не тривиальны, а тем более искусственны или касающиеся лишь отдельных государств и правовых систем, и в этом смысле — локальны. Своеобразный опыт многих позицирующих себя демократическими государств и правовых систем, как, например, США, где Верховный суд не считает обязательными для себя собственные прецедентные решения, или Великобритания, где палата лордов — верхняя палата Парламента и одновременно высшая судебная инстанция страны с 1966 г. освободила саму себя от обязательности соблюдения собственных решений, — весь этот и ему подобный опыт свидетельствует как раз об обратном[70]. А именно о том, что такого рода сложные, нередко внутренние противоречивые вопросы, жизненно важные для существования и функционирования не отдельных, а всех без исключения демократических государств и правовых систем, имеют не локальный, а глобальный, универсальный характер. Соответственно, решение их требует к себе не узкопрофессионального, а широкого, разностороннего, философски осмысленного подхода. Юридический позитивизм, ограниченный рамками юриспруденции и упирающийся в стену юридической догмы, как показал накопленный в данной области опыт, по определению не может решить данные стратегически значимые, фундаментальные вопросы[71]. Успешное решение их возможно не в рамках юридической догматики, «имеющей дело с определенным, чисто конкретным материалом — с положительным, установленным действующим или действовавшим правом»3, а с привлечением того огромного теоретического и методологического потенциала, который заложен как в сугубо юридические науки, включая общую теорию государства и права, так и в философию права, а вместе с ней — в социологию, политологию, социальную психологию и другие гуманитарные науки. Всестороннее познание права, резонно отмечают исследователи, «углубленное проникновение в его сложные явления и процессы невозможно в рамках юридического догматизма». Для этого необходимо «не только их узкоюридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксеологическое». В плане рассматриваемой темы это означает, что глубокое и разностороннее познание права с необходимостью предполагает тесную связь и взаимодействие философии права и общей теории государства и права не только с комплексом отраслевых и иных юридических и неюридических наук. [1] См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Алексеев С.С Философия права. М., 1997; Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998; Радбрух Г. Философия права. М., 2004; Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В. И., Овчинников А. И. Философия права. Ростов-на-Дону. 2004; Малахов В.П. Основы философии права. М., 2005; Баскин Ю.Я. Очерки философии права. СПб., 2006; Бачинин В.А. Энциклопедия философии права. СПб., 2006; и др. [2] Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 227. [3] См.: Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М, 1997; История философии права / отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. М., 1998. [4] Лейст О.Э. Указ. соч. С. 225.
[5] Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 71. [6] См. в работе: Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права'. С. 167. [7] Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 19. [8] Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 60. [9] Там же. С. 59. [10] Радбрух Г. Философия права: пер. с нем. М., 2004. С. 16. [11] См.: Теория государства и права / под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 21. [12] Бержель Жан-Луи. Указ. соч. С. 19. [13] См. в кн.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 22. [14] Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 948. [15] Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 14. [16] Там же. С. 15. [17] Керимов Д.А. Методология лрава. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 58. [18] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 55—56. [19] Алексеев П.В., Панин А.В. Указ. соч. С. 56. [20] Лейст О.Э. Указ. соч. С. 222.
[21] См.: Керимов Д.А. Предмет философии права. Государство и право. 1994. № 7. С. 3—8; Он же. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. М., 2008. С. 22-27. [22] См.: Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М, 2007. С. 38. [23] Бачинин В.А. Указ. соч. С. 949. [24] Бачинин В.А. Указ. соч. С. 950. [25] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Изд. 2-е перераб. и доп. М., 1998. С. 394. [26] Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. С. 227. [27] Там же. [28] См.: Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 81—82. [29] Синха СП. Юриспруденция. Философия права. М., 1996. С. 5. [30] Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права. Ростов-на-Дону, 2004. С. 7. [31] См.: Иконникова Т.И., Ляшенко В.П. Философия права. М., 2007. С. 9. [32] Пухта Г. Энциклопедия права. Ярославль, 1872 // История философии права / отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб., 1998. С. 378. [33] Пухта Г. Указ. соч. С. 379. [34] Обстоятельный обзор и анализ различных мнений по данному вопросу см.: Баранов П.П., Верещании В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Указ. соч. С. 166-172. [35] См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 223—225; Теория государства и права / под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 19. [36] См.: Краткий философский словарь. С. 10, 11. 2 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Указ. соч. С. 25.
[37] Керимов ДА. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 15, 72. [38] См.: Сырых В.М. Методология юридической науки: состояние, проблемы, основные направления дальнейшего развития // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып. I / под ред. М.Н. Марченко. М., 2005. С. 22-25. [39] Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 11. [40] См.: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989; Малиново И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995; Русская философия права. СПб., 1999; Осипов И.Д. Философия права. Конспект лекций. СПб., 2000; и др. [41] Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 948. [42] См. там же. С. 949. [43] См.: Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории правд. Л., 1989. С. 12—15; Сырых В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. Т. 1. Элементный состав. М., 2000. С. 93—107; Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Методология исследования правовой жизни общества // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы.Сб. статей. Вып. И / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2008. С. 122—161. [44] См.: Иконникова Г, И., Ляшенко В.П. Философия права. М., 2007. С. 17. [45] См.: Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. Новосибирск, 2004. С. 18—30. [46] см.: Баскин Ю.Я. Очерки философии права. СПб., 2006. С. 6. [47] Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. С.22.
[48] См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 217—226; Теория государства и права / под ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 19-21. [49] См.: Лукич Р. О философии права. М., 1978. [50] См.: Лейст О.Э. Указ. соч. С. 225. [51] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 23 [52] Лейст О.Э. Указ. соч. С. 223. [53] См.: Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 45; Лейст О.Э. Указ. соч. С. 223. [54] Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 1989. С. 12. [55] Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 19. [56] Бержель Жан-Луи. Указ. соч. С. 19. [57] Баскин Ю.Я. Указ. соч. С. 6. [58] Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872. Цит. по: История философии права. С. 377. [59] Там же. [60] См.: Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 58—59. [61] См.: Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 38. [62] Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. №7. С. 6. [63] См.: Там же. [64] См.: Проценко В.П. Система и антисистема права. Краснодар, 2004; Матузов Н И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003; Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006 и др. [65] См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 221.
[66] См.: Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. Новосибирск, 2004. С. 25. [67] См.: Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владиносток, 1998; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001; Государство и право: вопросы методологии теории и практики функционирования / отв. ред. А.А. Напреенко. Самара, 2001; Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. М, 2007; и др. [68] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. С. 9. [69] Критический анализ этого явления см.: Черненко А.К. Указ. соч. С. 20-22. [70] Подробнее об этом см.: Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М, 2007. С. 355—358. [71] См.: Лейст О.Э. Указ. соч. С. 233. ^Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 21.
|