![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическая работа № 1
Тема: «Упражнения по составлению заданной структуры организации» Цель занятия: закрепление знаний организационных структур управления предприятием, их характеристик, достоинств и недостатков; формирование умений составления структуры управления конкретной организации.
I. Практические задания Вариант 1 1. Опишите общие и отличительные черты функциональной и дивизиональной организационных структур. 2. На основе изучения характеристик бюрократического и органического типов структур управления определите, к каким типам cтpyктyp управления относятся приведенные положения. a) Жесткое закрепление обязанностей и прав за исполнителями. b) Отношения, базирующиеся на формально установленных нормах, стандартах, правилах. c) Ориентация процессов на решение проблем. d) Изменение лидеров в зависимости от характера решаемых проблем. e) Оценка результатов paботы по выполнению закрепленных за работниками и отделами функций. f) Оценка результатов по степени проявления инициативности и творчества. g) Простая структура управления. h) Иерархия в системе распределения функций и полномочий. i) Групповая форма организации труда и управления. 3. Компания «Вымпелком», известная своей маркой «Билайн», провела структурную перестройку, необходимость которой была вызвана ее быстрым ростом. В составе компании были сформированы четыре бизнес-подразделения, каждое из которых несет ответственность за один из сегментов рынка: индивидуальные клиенты Москвы и ближнего Подмосковья; корпоративные клиенты; клиенты дальнего Подмосковья и.других регионов и потребители «сопутствующих» услуг «Вымпелкома» - Интернета и других способов передачи данных. Во второй эшелон новой структуры вошли так называемые центры компетенции - отделы, которые выполняют вспомогательные функции для бизнес-подразделений, например дирекция по информационной поддержке, маркетингoвая дирекция, абонентская служба. Специалисты каждого центра готовы выполнить необходимую работу по заказу любого из бизнес-подразделений. Причем между двумя линиями - бизнес-подразделениями и центрами компетенции - установлены новые отношения: за услугу, выполненную коллегами, подразделение-заказчик расплачивается частью своего бюджета. К какому виду относится созданная в компании организационная структура управления и каковы ее главные преимущества и недостатки? Вариант 2 1. Разработайте схему организационной структуры нашего техникума. 2. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков организационных структур управления и определите их вид. А: 1) создание специализированных производственных отделений как самостоятельных объектов управления; 2) деление организации на элементы происходит по видам товаров и услуг, группам потребителей или регионам; 3) децентрализованная деятельность отделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций; 4) организация директивных связей по линейному принципу; 5) нацеленность на конечный результат; 6) ориентированность на оперативное принятие решений; 7) возможность организовать «центры прибыли»; 8) межфункциональная координация по каждому продукту, рынку и внутри регионов. Б: 1) централизация управления на высшем уровне; 2) «шахтный» принцип построения организации и специализация управленческого процесса по функциональному признаку; 3) информация курсирует между прямыми руководителями и подчиненными; 4) высокий уровень формализации во взаимоотношениях работников; 5) отношения в организации строятся по принципy «руководство - подчинение»; 6) возможность воздействия только на ограниченный круг подчиненных. 3. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые отражают преимущества дивизиональной структуры управления. a) Глубокое знание специфики продуктов, рынков и регионов. b) Улучшение и рост информационного обмена в организации. c) Минимизация дублирования в аппарате управления. d) Возможность организовать «центры прибыли». e) Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов. f) Рост возможностей получения выгод за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменения спроса потребителей. g) Сбалансированная ориентация развития. h) Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации. i) Снижение потребности в генеральных менеджерах общего профиля.
Вариант 3 1. Разработайте организационную структуру предприятия (фирмы), которую вы хотели бы создать. 2. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков организационных структур управления и определите их вид. А: 1) создание самостоятельного cтpyктypного подразделения численностью от 4 до 20 членов из числа управленческого и рабочего персонала для решения актуальных задач; 2) автономная работа подразделения; 3) самостоятельное принятие решений и координация работ внутри подразделения и с другими группами; 4) возможность привлекать для решения задач подразделения работников из других подразделений. Б: 1) выделение в составе организации полуавтономных рабочих групп, каждая из которых концентрируется на выполнении определенной программы; 2) четко сформулированный конечный результат деятельности; 3) наделение руководителей программ комплексом полномочий в области планирования и организации выполнения работ, контроля за расходованием выделенных ресурсов, соблюдения сроков проведения работ, материального стимулирования работников; 4) временная основа работы.; 5) участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; 6) ограничения в ресурсах, выделяемых для достижения целей. 3. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые отражают недостатки матричной структуры управления. a) Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне. b) Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления, рост управленческих затрат. c) Недостаточная реакция на достижения в области науки и техники. d) Возможный рост конфликтности, который может снизить быстроту реакции на изменения. e) Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций. f) Возникновение проблем межфункциональной кооперации. g) Усложнение централизованной координации. h) Сложность в распределении ответственности за результаты между уровнями управления. i) Двойственность полномочий и подчинения.
Вариант 4 1. Сформулируйте основные требования к современным организационным структурам и к организациям в целом. 2. Определите, какой вид структуры управления корпорацией предлагает управляющая компания, которая создана для эффективного управления всеми видами хозяйственной деятельности. В ее ведении находятся стратегические бизнес-функции, Т.е. управление ассортиментом, финансовыми и материальными потоками и руководящими кадрами корпорации. Для осуществления своих полномочий управляющая компания предлагает создать стратегические бизнес-единицы, которые будут выпускать определенные ассортиментные группы продукции, отвечать за ее сбыт и послепродажное обслуживание. С этой целью в состав бизнес-единиц будут включены структуры, поддерживающие и обслуживающие их деятельность, дилерская сеть для каждой ассортиментной группы и при необходимости - центры новых разработок, проводящие НИР и ОКР и запускающие продукцию в производство. Деятельность отдельных бизнес-единиц будет координироваться управляющей компанией, отвечающей за реализацию стратегии развития корпорации в целом. 3. Проанализируйте приведенные ниже группы признаков организационной структуры управления и определите ее вид: 1) «решетчатая» организация, построенная по принципу двойного подчинения исполнителей - непосредственному руководителю базового подразделения и руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе; 2) наличие двух групп исполнителей группы постоянных членов, а также группы работников и специалистов из состава подразделений базовой структуры управления, работающих на временной основе; 3) двухсторонняя связь и взаимодействие базовой структуры и временных групп. Вопросы и тесты для проверки знаний по теме 1. Организация воспринимает человека (потенциального работника) на основании трех групп характеристик. Какая из них является наиболее важной с Вашей точки зрения: А) физические данные и профессиональные характеристики; Б) социальные характеристики и политические убеждения; В) анкетные данные. 2. Дайте краткие определения следующим категориям: - организация; - разделение труда; - структура организации. 3. Назовите общие черты и отличия функциональной и дивизиональной организационных структур управления предприятием. 4. Сформулируйте основные требования к современным организационным структурам и к организациям в целом. 5. Какие организационные структуры управления различными предприятиями соответствуют современному уровню развития производительных сил? 6. Назовите главные пути совершенствования управленческих структур. 7. Выберите в тесте правильный вариант ответа: 7.1. Структура аппарата управления, дополненная связями и взаимодействием отдельных органов управления, называется: 1) менеджмент; 2) организационная структура управления; 3) топ-менеджмент; 4) производственная структура. 7.2. При этой структуре деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам: 1) линейная; 2) проектная; 3) функциональная; 4) дивизиональная. 7.3. В какой структуре управления предприятием обеспечивается полное выполнение принципа единоначалия: 1) линейная; 2) проектная; 3) функциональная; 4) дивизиональная. 7.4. Какие из перечисленных типов организационных структур относятся к категории бюрократических: 1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная; 4) дивизиональная; 5) проектная; 6) матричная? 7.5. Определите, каким типам организационных структур (функциональной, дивизиональной, проектной, линейно-функциональной, линейной) присущи перечисленные ниже свойства: 1) в структуре имеется закрепление связей на основе двойного подчинeния - линейному и функциональному руководителю; 2) каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который выполняет работу по всем функциям управления и несет ответственность за работу всех сотрудников подразделения; 3) гибкость, оперативное принятие решений по межфункциональным проблемам, ориентация на новые технологии и рынки; 4) каждый подчиненный имеет несколько руководителей, выполняющиx различные функции. Связи в структуре сложные, перекрестные; 5) специализация и компетентность, быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы, ориентация на действующие технологии и рынки. 7.6. Что из нижеперечисленного относится к преимуществам линейных структур управления: 1) единоначалие; 2) подотчетность исполнителя одному лицу; 3) увеличенное время прохождения информации; 4) простота и четкость управления; 5) келейность при принятии решений; 6) стимулирование развития компетентности руководителя? 7.7. Что из приведенного списка относится к недостаткам функциональных структур управления: 1) возможность получения противоречивых указаний исполнителями; 2) специализация деятельности руководителей; 3) сложность разделения взаимосвязанных функций; 4) сложность контроля выполнения указаний; 5) короткое время прохождения информации? 7.8. Какие из приведенных позиций относятся к преимуществам линейно-функциональной структуры управления: 1) расширение возможности принятия компетентных решений; 2) сохранение принципа единоначалия; 3) отсутствие гибкости и динамичности процессов управления; 4) возможность привлечения высококвалифицированных специалистов; 5) трудность регулирования отношений линейных и функциональных руководителей? 7.9. К достоинствам дивизиональной структуры относятся: 1) специализация, многопродуктовость; 2 специализация, гибкость; 3) оперативность, инновационность. 7.10. К достоинствам матричной структуры относятся: 1) гибкость, инновационность; 2) оперативность, специализация; 3) гибкость, специализация. 7.11. Назовите принципы построения организационных структур управления предприятием: 1) соответствие структуры управления целям и стратегии развития предприятия; 2) единство структуры и функции управления; 3) первичность функции и вторичность органа управления; 4) уровень механизации и автоматизации управленческих работ; 5) квалификация работников; 6) комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности. 7.12. Что из приведенного списка относится к требованиям при проектировании организационных структур управления: 1) оптимальность ступеней управления; 2) оперативность процесса принятия и исполнения управленческих решений; 3) простота структуры управления; 4) экономичность структуры управления на основе оптимального разделения управленческого труда; 5) гибкость структуры управления в соответствии с изменениями внешней среды и стратегии развития предприятия?
|