![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способов влияния руководителя на подчиненных и оптимальных путей
построения взаимоотношений с подчиненными» Цель занятия: формирование умений анализа действий руководителя и видов власти современного менеджера, выбора эффективных форм реализации власти менеджера.
I. Практические задания 1. Ситуационно-ролевая игра «ПОРУЧЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПОДЧИНЕННОМУ» Цель: Провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения ему производственного задания: а) задание традиционное, плановое; б) задание экстремальное, внеплановое. 1) Подготовка к игре: В игре участвуют руководитель и подчиненный. Исполняющему роль руководителя необходимо придумать задание и выбрать должностное лицо (например, маркетолога, рекламиста, экономиста и т.д.), которому оно будет поручено. Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы: · как объяснить задание и проинструктировать подчиненного; · как обеспечить понимание сути задачи подчиненному; · как мотивировать подчиненного к эффективному выполнению задания. При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял: что? когда? каким образом? в каких условиях? какими силами и какими средствами? к какому сроку? с какими конечными результатами нужно выполнить порученное задание. В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение): 1. Желает ли он выполнять данное задание? 2. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание? 3. В каком инструктировании он нуждается и в какой степени? Исполнителю роли подчиненного (из числа обучаемых) со стороны организатора занятия дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетенция и отсутствие подобного опыта. Такая установка организатора занятия позволит исполнителю роли руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание подчиненного в слабой профессиональной компетенции спровоцирует руководителя на инструктаж или консультирование.
2) Организация игрового занятия. Исполнитель роли руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем - экстремальное, то есть внеплановое. Каждая беседа длится от 5 до 10 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых слушателей. Остальные участники занятия выступают в роли «компетентных судей». Их цель - анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После игры проводится дискуссия, в которой участвуют все члены обучаемой группы. Предварительная подготовка к деловой беседе - поручение задания: 1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации. 2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора. 3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения. 4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия. 5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели. Примечание. Для выполнения этого задания «руководителю» дается 10 мин. на подготовку. 3) Ход выполнения задания. • Пригласите к себе подчиненного и объясните ему причину вызова. • Объясните смысл и значимость работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он с ней справиться. • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать. • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования Вас о ходе ее выполнения. • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать его выполнение. • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированной похвалы». • Используйте коммуникативные приемы и разные модели общения (убеждение, внушение и т.д.) с учетом психотипа подчиненного. • В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца, завершив ее конкретным решением. «Компетентные судьи» оценивают качество беседы, проведенной руководителем, по следующим параметрам (таблица 2):
Таблица 2
2. Письменно выполните следующие задания*. Задание 2.1. Ситуация «Субординация» Ваш вышестоящий руководитель, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания, полученного Вами лично от директора. Ваш вышестоящий руководитель делает это уже не в первый раз, и Вы знаете о его натянутых отношениях с директором предприятия. Оба задания являются неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения. 1. Выразите подчиненному свое несогласие с заданием вышестоящего руководителя и заставьте его выполнить неотложное задание директора. 2. В интересах дела подключите к выполнению порученных заданий другого Вашего сотрудника. 3. Напишете служебную записку на имя директора по поводу случившегося и попросите выпустить приказ о порядке распорядительных воздействий на предприятии. 4. Обратитесь к вышестоящему руководителю с просьбой давать указания Вашим подчиненным только через Вас и попросите перенести срок его задания.
|