![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для студентов 1 курса I международного факультета. специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»
специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
1. Тема: Общие категории педагогики, их характеристика (1 час 20 минут). 2. Место: учебный кабинет. 3. Базовый уровень знаний и умений:
План проведения практического занятия
5. Перечень теоретических вопросов: 1. Понятие о педагогике как науке. Предмет и объект педагогики. 2. Основные этапы развития педагогической мысли. 3. Афинская и спартанская системы воспитания. 4. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. 5. Характерные черты воспитания и обучения в период средневековья. 6. Особенности воспитания и обучения в эпоху Возрождения. 7. Я. А. Коменский как основатель теории образования. 8. Педагогика эпохи Просвещения. 9. Педагогика в XIX - нач. ХХ ст. (Г.С. Сковорода, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский). 10. Образовательные проблемы национального возрождения в Украине. 11. Основные задачи педагогической науки. Тенденции развития современной педагогики. 12. Структура современной педагогики. Медицинская педагогика. Значение педагогики в профессиональной деятельности врача. 13. Связь педагогики с другими науками. Педагогика и медицинские науки. 14. Общая характеристика основных категорий педагогики. 15. Методы научно-педагогических исследований. 16. Возникновение науки о воспитании. Развитие отечественной педагогики: просветительско-педагогическая деятельность врачей в Украине. 17. Понятие о развитии и формировании личности. 18. Возрастные этапы развития личности. 19. Движущие силы развития, факторы формирования личности, их характеристика. 20. Закономерности развития личности. Показатели физической и социальной зрелости. 21. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности. 22. Роль воспитания и обучения в формировании личности. 23. Формирование личности специалиста-врача. 24. Понятие о дидактике, ее предмет и функции. 25. Проблемы современной дидактики. Главные задачи дидактики. 26. Категории дидактики, их признаки. 27. Характеристика принципов дидактики. 28. Обучение как целостный и двусторонний процесс, его предмет, задачи и функции. 29. Основные методы обучения, их выбор и классификация. 30. Виды, формы и средства обучения, их классификация. 31. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности. 32. Общая характеристика содержания образования. Понятие об образовании и самообразовании. 33. Структура современного образования. 34. Общая характеристика принципов образования. 35. Педагогика высшей школы, ее предмет и основные задачи. Сущность и закономерности обучения в высшей школе. 36. Основные методы и формы организации обучения в высшей школе. 37. Принципы организации контроля и оценки знаний студентов. 38. Воспитание врачей в условиях вузовской подготовки. 39. Понятие о воспитании, его специфика. Цель воспитания. 40. Связь воспитания и самовоспитания. 41. Структурные элементы воспитательного процесса. Управление процессом воспитания. 42. Основные закономерности и принципы воспитания, их характеристика. 43. Классификация методов воспитания. 44. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. 45. Формы организации воспитательного процесса. 46. Характеристика основных направлений содержания воспитания. 47. Роль медицинской педагогики в воспитании врача. Основные задачи и особенности медико-педагогической деятельности. 48. Речь врача как показатель личностной культуры и средство воздействия на пациента. 49. Формирование психолого-педагогической культуры будущего специалиста-врача. Потребность передачи опыта подрастающему поколению возникла вместе с человеком. Впервые зародыши образования появились в странах Древнего Востока (Египте, Китае, Индии). Все знания о человеке, природе, обществе аккумулировались тогда в философии, где и были сделаны первые педагогические обобщения. Термин «педагогика» происходит от греческих слов «paidos» - дети, «ago» - вести. Сегодня самым распространенным является определение педагогики как науке о воспитании, обучении и образовании.
Объектом изучения и исследования в педагогике являются: ü реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества; ü воспитание, обучение и развитие социально активной личности на разных этапах его жизни; ü подготовка к профессиональной деятельности и реалиям жизни; ü организация и управление этим процессом в общественных образовательно-воспитательных учреждениях и т.д. Предметом ее изучения в широком понимании является целостный процесс гуманистического воспитания и самовоспитания, непрерывного обучения и самообразования, развития социально активной личности. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщении, называют педагогическими категориями. К основным категориям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование, развитие личности. Основными задачами педагогики являются: разработка и внедрение теоретических основ процесса обучения и воспитания; определение их содержания; разработка эффективных форм и методов учебно-воспитательного процесса и подготовки квалифицированных специалистов. Сейчас в педагогике существует немало самостоятельных ее разделов, которые стали отдельными научными предметами:
I. По возрастным характеристикам: ü педагогика дошкольного возраста ü педагогика младшего школьного возраста ü педагогика подросткового периода ü педагогика юношеского возраста ü педагогика взрослых ü педагогика старшего возраста ü общая педагогика (весь период жизни человека) . II. По характеру образовательно-воспитательных учреждений: ü дошкольная педагогика ü общеобразовательная педагогика ü профессионально-техническое образование ü педагогика высшей школы ü специальные педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). ü педагогика трудового коллектива.
III. По общим целям воспитания и образования: ü педагогика одностороннего формирования личности ü педагогика комплексного формирования личности ü функциональная педагогика (по специальностям). IV. По научно-теоретическу аспекту: ü общая педагогика ü теория воспитания ü дидактика ü школоведение и вузоведение ü история педагогики ü народная педагогика ü этническая педагогика. V. По характеру общественного строя и соответствующих отношений между людьми: ü императивная ü авторитарная ü педагогика сотрудничества.
Педагогика связана с такими науками как история, социология, психология, философия, физиология, генетика, экология и др. Структура любого процесса познания, в том числе и познания педагогических явлений и фактов, включает в себя два уровня исследования: эмпирический и теоретический. В зависимости от этого решаются вопросы о выборе методов исследования.
Педагогический эксперимент - это опытная установка или проверка того или иного метода или приема обучения и воспитания в специально созданных и четко установленных условиях. Развитие человека включает количественные и качественные изменения в анатомо-физиологическом строении тела, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательных способностей, в обогащении мировоззрения, общественно-политических убеждений, морали. К внешним факторам развития относятся: среда, общественное воспитание; к внутренним - биологические задатки, самовоспитание и т.д. Основными закономерностями процесса развития являются: последовательность, необратимость, скачкообразный характер. Формирование личности - это те качества и свойства, возникающие в процессе развития. Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека. Особым фактором формирования личности является воспитание. Воспитание - процесс целенаправленной передачи и усвоение новым поколением социально-исторического опыта человечества с целью их подготовки к социально активной жизни и гармоничному развитию личности. Цель воспитания определяется идейными и ценностными установками, существующими в том или ином обществе. Основными направлениями воспитательного процесса являются: ü умственное воспитание; ü нравственное воспитание; ü трудовое воспитание; ü эстетическое воспитание; ü физическое воспитание.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение. Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: - Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; - Разработать более современные процессы обучения; - Организация учебного процесса; - Новые обучающие системы; - Новые технологии обучения. Функции дидактики: научно - теоретическая или описательно - объясняющая (процесс обучения, его закономерности, сущность и т. д.), конструктивно - техническая или практическая (конструирование проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог в соответствии с поставленной целью).
К основным задачам дидактики относятся: 1) анализ и описание этих факторов обучения; 2) выявление закономерностей, характерных для процесса обучения; 3) определение норм поведения, основанных на них. Проблемы современной дидактики: оптимизация учебного процесса, интенсификация обучения, повышение познавательной самостоятельности, творческой активности, усиление межпредметных связей, совершенствование форм и методов обучения и т.д. Основные категории дидактики: обучение - приобретение субъектом определенных знаний, умений, навыков, превращают уже сложившиеся формы поведения или формирует новое учение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого последний приобретает знания, формируются умения и навыки; образование - целенаправленный, систематический, длительный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. самообразование - стремление самой личности к углублению собственных знаний путем индивидуального изучения материала. Результатом самообразования является получение образования, которое может иметь как общий, так и специальный, профессиональный характер.
Формирование социально значимых качеств личности предполагает реализацию в процессе обучения трех основных функций: образовательной, воспитывающей, развивающей. • Содержание образовательной функции составляют: знания, умения, навыки, которыми овладевает ученик в процессе обучения. • Содержание воспитывающей функции заключается в формировании в процессе обучения убеждений, взглядов, мировоззрения личности. • Содержание развивающей функции представляет собой развитие, формирование познавательных психических процессов и свойств личности. Классификация средств обучения: • визуальные (зрительные), к которым относятся природные предметы, препараты, схемы, символы (буквы, цифры) и т.п. • аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные пленки, радиоаппаратуру и т.п. • аудиовизуальные (зрительные и слуховые) - телевизионные аппараты, кинопроекторы и т.д. • частично-автоматизированный процесс обучения - программируемые учебники, компьютерная техника и т.п. Формы способы организации обучения: • урок; • семинар; • лекция; • консультация; • зачет; • экзамен; • индивидуальное занятие т.п.
|