Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документальное оформление и учет выбытия основных средств. Порядок расчета финансового результата от их выбытия
Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов установлено, что основные средства представляют совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму, используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленную учетной политикой организации в соответствии с законодательством (за исключением объектов, относящихся согласно законодательству к основным средствам вне зависимости от их стоимости). Для отнесения имущества к основным средствам необходимо одновременное соблюдение перечисленных двух условий. Основные средства могут поступать в организацию различными способами: · приобретение за плату у других организаций; · строительство хозяйственным или подрядным способом; · получение от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; · внесение учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; · получение в хозяйственное ведение или оперативное управление; · взятие в аренду с последующим выкупом; · поступление по договору дарения; · передача в совместную деятельность и доверительное управление; · путем произведенных капитальных вложений (строительство, самостоятельное изготовление, приобретение объектов основных средств); · другими способами, не противоречащими действующему законодательству. Для учета движения основных средств, применяется следующая документация: · Акт (накладная) приемки-передачи основных средств Ф №ОС-1 – он предназначен для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для исключения из состава основных средств, для их передачи другим предприятиям, а также для оформления, внутреннего перемещения основных средств. · Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов Ф №ОС-3 – он используется для оформления приемки и сдачи основных средств из ремонта. · Акт о ликвидации основных средств Ф №ОС-4 – он применяется для оформления объектов основных средств при полной или частичной ликвидации. · Акт о ликвидации транспортных средств Ф №ОС-4а – применятся для оформления списания автотранспортных средств с баланса при их ликвидации. · Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Ф №ОС-5. · В бухгалтерии, согласно акту приема-передачи, объекту основных средств присваивают отдельный инвентарный номер и открывают инвентарную карточкуучета объекта основных средств (форма № ОС-6). Инвентарный номер - это регистрационный признак объекта основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учету и сохраняющийся за ним в течение всего периода его нахождения в данной организации. Инвентарная карточка является регистром аналитического учета (открывается на каждый объект основных средств), в котором на основе первичной документации отражается следующая информация об объекте основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальная характеристика. · Регистрация карточек производится в специальных описяхинвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7), после чего карточки группируют в картотеке бухгалтерии. · Карточка учета движения основных средств Ф №ОС-12 – используется для учета движения основных средств по классификационным группам. На основании данных карточек составляется отчетность по основным средствам. · Инвентарный список основных средств Ф №ОС-13 ведется по местам хранения, эксплуатации основных средств и в разрезе материально- ответственных лиц. Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. Для этого организации в рабочем плане счетов могут предусматривать к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета: · 01/1 «Основные средства в эксплуатации»; · 01/2 «Основные средства в ремонте»; · 01/3 «Основные средства в запасе»; · 01/4 «Основные средства на консервации»; · 01/5 «Основные средства, сданные в аренду (лизинг)» и т.д. Для учета выбытия основных средств открывается отдельный субсчет, например 01/9 «Выбытие основных средств», на котором формируется остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств. Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». По кредиту субсчета 91 -1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, например, в результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» списывается остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС и других расходов, связанных с их выбытием, такие как, начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91 -2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Это вызвано тем, что на счете 91 «Прочие доходы и расходы» кроме операций по выбытию основных средств отражается выбытие нематериальных активов, материалов. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. В бухгалтерском учете при этом составляются следующие записи: Д-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль от выбытия основного средства; Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток от выбытия основного средства. При списании основных средств из-за недостачи и порчи, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. При этом остаточная стоимость объектов списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 99 «Прибыли и убытки» соответственно.
|